Исправление дефектов речи у взрослых. Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Желаете знать, как улучшить английское произношение? Мы разработали самое полное и эффективное руководство для тех, кто решил избавиться от акцента и довести свое произношение до совершенства. Мы расскажем, с чего начать работу, на какие составляющие произношения обратить внимание, а также представим 12 полезных рекомендаций, которые помогут вам улучшить произношение на английском.

    С чего начать работу над английским произношением

    1. Определитесь с вариантом английского

    Вариантов английского произношения существует много: канадский, австралийский, среднеатлантический и т. д. Однако самыми популярными являются британский и американский английский. Произношение в этих двух разновидностях одного языка отличается довольно сильно. Усидеть на двух стульях одновременно трудно, поэтому есть смысл остановиться на одном из видов. Как сделать выбор? Послушайте, как отличается произношение носителей языка: американца и британца. Наши преподаватели Scott и Dave подготовили отрывок из стихотворения “The Chaos”. Прослушайте записи и решите, что вам кажется благозвучнее.

    Чтобы убедиться, что вы сделали правильный выбор, советуем почитать аргументы в пользу каждого из вариантов английского в статье « ».

    2. Проанализируйте свою речь

    Выберите какой-нибудь аудио- или видеоролик с текстом записи. Послушайте, как произносит его носитель. После этого прочтите текст самостоятельно и запишите на диктофон (есть в любом мобильном устройстве). Прослушайте свой голос и сравните с речью носителя, определите, какие звуки вы произносите неверно. Вот над этими самыми звуками мы и предлагаем вам поработать.

    Есть еще один интересный и надежный способ проверить свое произношение - ресурс speechpad.pw . Он позволяет оценить, насколько хорошо и точно звучит ваша речь. Сайт работает корректно через браузер Google Chrome. Просто включите гарнитуру, нажмите кнопку “Start recording” и произнесите любое слово или предложение. В нижнем окошке программа покажет вам, насколько точно вы произнесли звуки в процентном соотношении. Если какой-то звук вы произносите плохо, то увидите: программа распознала совсем другое слово. Вам сразу станет понятно, какие звуки у вас получаются, а над какими стоит потрудиться. А если поставить галочку возле слова Recording, программа запишет вашу речь, вы можете прослушать, как звучите со стороны.

    Основные составляющие английского произношения, или над чем нужно работать

    Правильное английское произношение - это картинка-пазл, состоящая из 4 важных элементов: правильной артикуляции, ударения, интонации и связности речи. Чтобы картинка собралась и выглядела красиво, необходимо работать над всеми ее составляющими, ведь у каждого из них есть свое важное место. Итак, чтобы улучшить английское произношение, вам необходимо будет:

    1. Выработать правильную артикуляцию

    Артикуляция - это положение и движение всех органов речи. От правильной артикуляции напрямую зависит четкость произношения. Положение органов речи при разговоре на разных языках отличается, поэтому, чтобы английский не звучал по-русски, необходимо приучить себя правильно располагать язык и губы при произнесении тех или иных звуков.

    2. Следить за ударением

    Неверно поставленное в слове ударение может сбить с толку носителей языка и стать причиной непонимания. Американец или британец могут простить вам не совсем верное произношение сочетания /th/ или русское /р/, но неправильное ударение может стать причиной непонимания. Отсюда вывод: следите за речью. Если не уверены в каком-то слове, обратитесь к онлайн-словарю и послушайте, на какой слог нужно делать ударение в том или ином слове.

    3. Работать над интонацией

    4. Работать над связностью речи

    В обычной беседе мы не произносим речь по схеме «слово-пауза-слово-пауза». Мы говорим связно, слова сливаются в единое предложение. В разговоре окончание предыдущего слова сливается с началом последующего, это позволяет речи звучать естественно и плавно. Так мы знаем, что буква, точнее звук /r/ в конце слова в британском варианте английского обычно не произносится. Например, в слове car (машина). Однако если после слова, заканчивающегося на эту букву, стоит слово, начинающееся с гласной, то /r/ произносится. Например, в предложении The car is here (машина здесь). Делается это как раз для более плавного звучания речи.

    Как улучшить произношение на английском

    1. Используйте хорошие учебники по произношению

    Хорошие результаты принесет работа со специализированными учебными пособиями, в которых объясняется, как улучшить английское произношение. В них есть подробные пояснения и иллюстрации положения органов речи во время произношения того или иного звука, а также прилагаются CD-диски с упражнениями. Лучшие учебники, которые мы можем рекомендовать учащимся:

    • “Tree or Three? An Elementary Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Elementary и “Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course” by Ann Baker - пособие для учащихся с уровнем Intermediate.
    • “English Pronunciation in Use” - серия из 3 учебников для уровней Elementary, Intermediate, Advanced.
    • “Elements of Pronunciation” - учебник для уровней от Intermediate до Advanced.
    • “New Headway Pronunciation Course” - серия учебников уровней , .

    Эти пособия хороши тем, что вы можете подобрать их соответственно своему уровню владения английским языком. Кроме того, они разбиты на удобные уроки, как все современные учебники английского языка, поэтому работать с ними удобно и эффективно.

    2. Работайте над навыком аудирования

    Чем лучше вы понимаете английский язык на слух, тем лучше будет ваше произношение. У многих людей возникают сложности с произношением как раз из-за недостаточной работы с аудированием. В чем связь понимания языка на слух и улучшения английского произношения? Чем чаще вы слушаете иностранную речь, тем четче различаете звуки. Довольно часто ошибки в произношении связаны с тем, что мы имеем неверное представление о том, как звучит слово или звук. Чтобы обосновать эту точку зрения, приведем простой пример: послушайте речь глухих людей. Они произносят слова так, как себе это представляют, ведь не имеют физической возможности услышать, как должно звучать слово. Именно поэтому их речь бывает довольно сложно разобрать. При помощи прослушивания речи носителей языка вы получаете представление о том, как ДОЛЖНО звучать то или иное слово или звук в правильном исполнении. Обязательно посвящайте аудированию хотя бы 10-15 минут в день, тогда у вас не возникнет вопрос, как развить английское произношение. А еще рекомендуем почитать нашу статью « », в которой вы найдете практические советы о том, как правильно произносить самые трудные звуки английского языка.

    3. Учите транскрипцию английского языка

    Учить транскрипцию английского языка полезно, однако необязательно: вы можете обойтись и без нее. На сегодняшний день существуют разные подходы: одни преподаватели считают, что изучать транскрибирование не нужно, другие ратуют за его изучение. Мы рекомендуем ознакомиться со статьей « » и сделать свои выводы касательно необходимости знакомства с транскрибированием. Заметим только, что это весьма полезно, ведь вы изучаете правила чтения английского языка.

    4. Учите слова правильно

    Встретили новое слово и хотите его выучить? Сделайте это правильно: включите онлайн-словарь и прослушайте несколько раз, как произносит его носитель языка, или откройте обычный словарь и прочтите фонетическую транскрипцию. Таким образом, вы сразу же выучите верное произношение слова - это намного проще, чем заучить ошибочный вариант, а затем переучиваться.

    5. Читайте вслух

    Чтение - занятие, которое поможет вам совместить приятное с полезным. Наслаждайтесь любимой книгой и избавляйтесь от акцента в английском языке. Во время чтения вслух вы делаете самое важное - используете свои теоретические знания о произношении на практике. Не торопитесь, старайтесь четко и правильно проговаривать каждое слово, а если звук вам трудно дается, повторите его несколько раз, пока не добьетесь более-менее приличного звучания. А если встретили новое слово, смотрите предыдущий пункт. Еще больше полезных рекомендаций вы найдете в статье « ».

    5. Используйте скороговорки

    Помните, как в детстве нас заставляли быстро произносить всевозможные «ехал грека через реку» и далее по тексту? И ведь ломали язык, и ведь научились произносить эту трудную букву /р/ (по крайней мере, большая часть людей). Те же самые правила работают и в английском языке. Попробуйте выбрать несколько скороговорок, в которых отрабатываются трудные для вас звуки и читайте их ежедневно - это займет всего 5-7 минут в день. Где взять хорошие скороговорки? В статье нашего преподавателя Светланы «50 самых сложных скороговорок на английском » вы найдете 50 полезных фраз для отработки правильного произношения.

    I thought, I thought of thinking of thanking you.

    В Интернете есть много видеороликов, в которых носитель языка подробно рассказывает, как правильно произносить те или иные звуки. При этом некоторые спикеры даже включают в свое видео схемы, изображающие правильное положение органов речи. По таким роликам можно разобраться, как точно должен звучать тот или иной звук. Британскому произношению можно учиться , а американскому - .

    7. Подражайте речи носителей языка

    Выберите интересное видео или аудио и постарайтесь добиться звучания, как у диктора. Подражайте каждой мелочи: манере разговора, интонации, акценту, делайте логические паузы и ударения. Пусть это и будет сначала звучать странно и неестественно для ваших ушей, зато именно таким способом проще всего добиться верного английского произношения. Для обучения удобно использовать сайт englishcentral.com - там представлены сотни тысяч видео разнообразной тематики и длины. Все они содержат субтитры, разбиты по соответствующим темам и уровням сложности. После просмотра вам предложат несколько упражнений, среди которых есть и работа с произношением - нужно произносить фразы из видео за диктором.

    Учиться у носителей языка можно и на engvid.com . Выберите раздел “Pronunciation” и откройте для себя секреты правильной английской речи.

    И не забудьте ознакомиться с нашей статьей « », в ней вы найдете ссылки на лучшие видеоканалы, где вас научат, как выработать английское произношение.

    8. Установите специальные мобильные приложения

    Всевозможные приложения для смартфонов и планшетов - отличное подспорье для тех, кто хочет улучшить произношение на английском языке. Попробуйте работать с English Pronunciation или Sounds: The Pronunciation App FREE . При помощи этих приложений вы сможете прослушивать звучание английских слов, проходить тесты на понимание устной речи, а также записывать свой голос и прослушивать его.

    Еще один интересный ресурс - Duolingo . Вы можете установить его в качестве приложения или заниматься онлайн на компьютере. Среди разнообразных заданий по изучению английского языка вам предложат проверить свое произношение: пока произносимые звуки не зазвучат правильно, упрямая программа не даст вам следующее упражнение.

    9. Не торопитесь

    Желание бегло говорить по-английски вполне понятно и оправдано. И все же говорить грамотно и внятно гораздо важнее. Не бойтесь тщательно проговаривать каждое слово, пусть вы будете говорить медленнее или с паузами, зато вас точно поймут.

    The trees that are slow to grow bear the best fruit.

    Деревья, которые медленно растут, приносят лучшие плоды.

    10. Практикуйтесь ежедневно

    Чем больше вы будете разговаривать по-английски, тем выше вероятность заговорить грамотно. И пусть вас не смущает ваш акцент. Не знаете, как выработать правильное английское произношение? Не переживайте, свой собственный акцент, манера речи есть у каждого человека. Поэтому не бойтесь разговаривать на английском только потому, что не совсем четко произносите слова. Говорите чаще, старайтесь произносить слова правильно, тогда и русский акцент постепенно исчезнет из вашей речи.

    11. Найдите себе наставника

    Не всегда неопытный человек может после прослушивания записи своего голоса сходу различить ошибки в произношении. Именно поэтому важно иметь наставника-собеседника, который вовремя заметит ваши ошибки и укажет вам на них. Это может быть преподаватель английского языка, англоязычный друг или такой же изучающий английский язык. Принимайте во внимание все замечания своего собеседника и старайтесь тут же исправлять ошибки.

    12. Занимайтесь по специальной программе обучения

    Если у вас нет времени на выполнение вышеописанных упражнений, а нужно улучшить английское произношение, рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам. Запишитесь на . Опытные преподаватели, носители языка или русскоязычные, помогут вам преодолеть трудности в произношении и научат говорить грамотно и быстро.

    Мы надеемся, вам была полезна статья о том, как улучшить произношение на английском языке, и вы не только прочтете, но и примените на практике хотя бы несколько предложенных советов. А теперь мы хотим повысить вашу мотивацию. Посмотрите видеоролик от американской актрисы и певицы Эми Уокер, в нем она талантливо подражает русскому акценту в английском. Звучит впечатляюще, не так ли?

    Инструкция

    Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

    Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в положении можно использовать чайную ложку или палец.

    Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

    Больбатова Людмила Евгеньевна
    Учебное заведение: ТОО"Элитный детский сад XXI ғасыр"
    Краткое описание работы:

    Дата публикации: 2018-01-09 Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков Больбатова Людмила Евгеньевна Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика.

    Просмотреть свитедельство о публикации

    тема: исправление произношения звуков ш,ж,ч,щ

    Расстройства звукопроизношения принято подразделять на функциональные и механические. Заболевание матери или ребенка могут вызвать те или иные аномалии в строении произносительного аппарата (расщелины губ, твердого и мягкого неба, аденоидные разрастания и т.д.). В ряде случаев здесь требуется хирургическое вмешательство. При функциональных расстройствах сам речевой аппарат нормален, болезнь здесь сказывается на течении нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, вызывая сенсорную (звуковоспринимающую) или моторную (звукодвигательную) недостаточность. При сенсорной недостаточности дети испытывают трудности в восприятии звуков на слух, при моторной — в произношении звуков, в переключении с одного звука на другой.

    Недостатки произношения могут быть и не связаны с какой – либо болезнью. Невнимание к ребенку в период развития речи, дефекты произношения у родителей или воспитателей, подражание сверстникам также могут привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.

    Различают три вида дефекта : отсутствие звуков, искажение звуков, смешение и замена звуков.

    Отсутствие звуков вызывается в основном анатомическими аномалиями речевого аппарата. Здесь необходим совет врача: он сможет определить, помогут ли делу логопедические занятия или необходима операция.

    Искажение звука вызвано тем, что звук в речевом аппарате формируется не на том месте, где ему положено. Звук при этом образуется с различными «призвуками», искажающими естественность звучания. Типичный пример таких нарушений – мягкое произношение шипящих звуков, межзубное произношение с и горловое (картавое) произношение р.

    Смешение звуков и замена одного звука другим – наиболее сложный дефект, который обуславливается слабым разграничением звуков. Дети как неточно воспринимают, так и неточно воспроизводят, близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки. Например, свистящие звуки с,з,ц могут смешиваться с шипящими ш,ж,ч,щ . И наоборот, шипящие могут заменяться свистящими звуками. Чаще всего смешиваются звуки, близкие по месту и способу образования, по фонетическому сходству с-ш, з-ж, ш-щ . У отдельных детей наблюдается и такой дефект: звук изолированно произносятся хорошо, а в слове или сочетании слов выпадает или смешивается с другими. Возможны выпадения звуков при стечении согласных (Стол-«сол», скамейка- «самейка») ,перестановки звуков и слогов (колодец-«локодец»,дверь- «древь»).

    Занятия с детьми лучше всего проводить в игровой форме, с применением игрушек, картинок, магнитофонных записей…

    Если неверно произносится несколько звуков, важно соблюдать принцип последовательности их исправления: в первую очередь преодолеваются дефекты произношения свистящих с,з,ц , затем шипящих ш,ж,ч,щ , сонорных р,л и, наконец заднеязычных к,г,х . Не рекомендуется работать одновременно над двумя звуками — ребенок будет слишком уставать.

    Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика. Работа над каждым звуком, предусматривает четыре этапа.

    Этап постановки звуков. Работа начинается с «постановки» того положения органов речи, которое необходимо для правильного произношения данного звука. В практике используются три способа постановки звуков. Первый основывается на подражании, дается образец звучания, показывают перед зеркалом, как располагается язык и губы, схематично изображают это на листке бумаги, поясняют, на что похоже звучание изучаемого звука, например на шипение гуся (шшш-шшш)-ш; на выход воздуха из велосипедной камеры (ссс-ссс)-с и т.д.

    Затем предлагают ребенку воспроизвести звук по подражанию. В ряде случаев это удается сразу.

    Второй способ – это механическое воздействие на органы произношения ребенка (пальцем, шпателем, ложечкой) с целью создания искусственной артикуляции (физиологической основы) для постановки звука. Например, чтобы удержать кончик языка у альвеол верхних зубов (при постановке звука р) , его приподнимают ручкой ложки или шпателем, и тем самым дают почувствовать, где должна происходить вибрация кончика языка. Третий способ — смешанный. Правильная артикуляция вырабатывается по подражанию и с помощью механического пособия. Например, воспроизведение звука с требует, чтобы кончик языка опускался за нижние зубы. Однако в ряде случаев он проскальзывает между ними, и, чтобы получить желаемое звучание, приходится прижимать его книзу.

    Вызванный любым из указанных способов звук сразу же надо закрепить в слогах, словах и коротких фразах. Этот момент является началом этапа автоматизации звука. Материал для речевых упражнений подбирается по принципу: от легкого – к трудному, от простого – к сложному. Изучаемый звук, например, с вводится в начало (сом), в середину (коса), и в конец слова (ус). На смену односложным словам (суп) приходят многосложные (самокат) и слова со стечением согласных (скамейка). Устойчивое произношение звука в словах служит основанием для перехода к работе над его мягким вариантом (с- Сима) и автоматизации звука в предложениях, коротких текстах насыщенных этим звуком.

    Задача этапа дифференциации состоит в том, чтобы предупредить возможное смешение поставленного звука и звука, заменявшего его ранее. В первую очередь обращают внимание на их различение по месту образования и по звучанию, на их смыслоразличительную роль. Отрабатываемые звуки противопоставляются сначала в слогах (Са-ша, за-жа) , в словах-паронимах (отличающихся одним звуком – точка-дочка, коса — коза) , а в дальнейшем в предложениях и связанных текстах, содержащих оба звука.

    На последнем этапе поставленный звук вводится во все виды речи. Все этапы занятия непременно предусматривают упражнения, развивающие фонематическое восприятие. Ребенка учат узнавать изучаемый звук и находить его среди других. Приемы простые: называют ряд звуков, услышав нужный звук ребенок поднимает руку. Полезно отыскивать изучаемые звуки в текстах, отбирать соответствующие картинки. Большое место следует отводить изучению слогов. На их примере дети усваивают место звука, выделяют гласный. Дети часто пропускают гласные звуки, воспринимая их как единый с согласным звук. Здесь следует использовать прием затяжного произношения гласных.

    Для выработки произносительных навыков используют следующие приемы: повторение слогов, слов, предложений по заданной теме, заучивание стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, ответы на вопросы по сюжетным картинкам, самостоятельный рассказ об увиденном.

    Крайне важное значение в преодолении дефекта имеет артикуляционная гимнастика. Она помогает снять напряженность и придать нужную подвижность органам произношения. Упражнение проводится в течение минуты и предшествует началу речевых упражнений.

    Занятие по исправлению дефектных звуков должны проводиться не более пятнадцати-двадцати минут.

    Звуки ш,ж,ч,щ

    При изолированном звучание ш органы речи принимают следующие положение: губы несколько округленны и выдвинуты в перед. Верхние и нижние зубы отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Распластанный кончик языка «чашечкой» поднят в верх и образует с альвеолами щель для прохода воздуха. Края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо приподнято и перекрывает доступ воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают воздух из легких в ротовую полость. Струя выдыхаемого воздуха, проходя через преграду, образованную «чашечкой» и альвеолами, вызывает звук ш .

    Звук ж образуется так же, как и звук ш разница состоит лишь в том, что при произношении звука ж голосовые связки смыкаются и вибрируют.

    Звук щ –мягкий, образуется так же, как и ш , но лишь с той разницей, что при произношении щ спинкой языка занимает более высокое положение и перемещается в перед, отчего шипение становится более мягким и более высоким.

    Звук ч — слитный, состоит из двух звуков: т мягкого и щелевого щ. При произнесении звука язык своим кончиком смыкается с небом за альвеолами, спинкой языка поднимается, края плотно примыкают к коренным зубам,как при звуке т мягком (первый момент). Мягкое небо приподнято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя взрывает смычку, и кончик языка отходит от альвеол, образуя полость между языком и передними зубами, как при звуке щ (второй момент).

    Наиболее частый дефект произношения шипящих ­–это замена их свистящими. Дети произносят «сапка» вместо шапка , «зук» вместо жук, «цай» вместо чай, «яссик» вместо ящик. Иногда звуками с и с мягкий заменяются все шипящие: чай – «сяй», щеки –«секи», жук –« сук»,шапка-«сапка». Возможны и другие замены, например, ш на т(шуба –«туба»),ж на д(жук-«дук»), ч и щ на т мягкое (чай- «тяй», щука-«тюка»), ш на х (шапка-«хапка»), ж на г (жук-«гук»). К дефектам произношения шипящих относится и так называемая нижнее произношение ш, ж, ч, щ. Язык при этом не поднимается вверх, а лежит плашмя в полости рта. Что касается причин,вызывающих неправильное произношение,то в первую очередь надо называть недостатки фонематического восприятия и аномалии в строение речевого аппарата: самое частое среди всех этих аномалий – укорочение подъязычной уздечки, мешающее подъему языка к верху, столь необходимому для формирования правильной артикуляции шипящих.

    Исправления дефекта начинают со звука ш , так как он содержит почти все элементы других шипящих звуков.

    Постановку звука начинают с интенсивных артикуляционных упражнений, задача которых состоит в том, чтобы развить подвижность языка, сформировать «чашечку», растянуть подъязычную уздечку. Упражнения проводят в течении двух – трех минут. В начале дается общая артикуляционная гимнастика, а затем специальная: покусывание переднего края языка, максимальное высовывание его изо рта, свертывание языка в трубочку, доставание распластанным языком верхней губы и удержание его. Для растягивания уздечки язык присасывают к небу, как конфетку, попеременно открывают и закрывают рот, максимально высовывают язык наружу. Если ребенок не в состоянии удерживать распластанный язык у верхней губы, то прибегают к механической помощи- язык поднимают шпателем или чайной ложкой.

    Очень важно выработать правильное – «чашечкой» — положение языка. Вначале показывают ребенку, как делают «чашечку», где должен находится язык. Упражнение продлевают перед зеркалом. Ребенка также учат направляют в «чашечку» воздушную струю. Для контроля можно применять бумажную полоску которую удерживают вертикально. При верном направлении воздушной струи полоска отклоняется вверх.

    Одновременно идет работа над развитием фонематического слуха. Начинать надо с подражаний: шшш…шшш , из шарика уходит воздух-шшш…шшш , гусь шипит — шшш…шшш для различения звука на слух предложите ребенку несколько заданий. Отчетливо произнесите звуки м , н, ш, т,к: ребенок, услышав ш , должен поднять руку или хлопнуть в ладоши. Предложите ему из стопки картинок с изображением предметов отобрать те, название которых начинается со звука ш , а потом те, которые имеют этот звук в середине или конце слова.

    Выработка правильной артикуляции и способность различать изучаемый звук на слух- необходимое условие для перехода к постановки звука ш. Перед зеркалом ребенок придает органам произношения нужную артикуляцию: распластанный язык в виде «чашечки» поднят за верхние передние зубы и с силой подает воздушную струю. Возникает звук ш . Одну –две минуты его произносят изолированно и отрывисто, а затем включают в слоги: ша, шо,шу,шы; аш,ош,уш,ыш; аша,ошо,ушу, ышы.

    Если в слогах звук произносится хорошо, переходите к его автоматизации в словах.

    Звук ш в начале слова: шина, шайба, шум, шило, шелк, шуба, шепот, шея, шаль, шахматы.

    Звук ш в середине слова: уши, туша, каша, петушок, Миша, Пушек, мышонок, мишень, машина.

    Звук ш в конце слова: малыш,камыш, мышь, тушь, шалаш, ландыш.

    Звук ш в словах со стечением согласных звуков: пышка, шляпа, подушка, шлак, пышка, шкаф, школьник, шпалы, шпагат, штык, бабушка, шпилька.

    Упражнение: придумать слова со звуком ш . Провести звуковой анализ этих слов «какой первый звук, какой второй, где стоит звук ш – в начале, в середине, в конце слова». По следам звукового анализа поставьте слова из букв разрезной азбуки.

    У Маши шуба. У Наташи шаль. У Миши шапка. Паша надел шубу и шапку. Бабушка кушает кашу. Миша и Паша пошли гулять. У Миши машина на шинах.

    Упражнение: составить по картинкам предложение с изучаемыми звуками. Вставить пропущенные буквы в слова: ти(ш)ина, (ш)апка, кув(ш)ин, ду(ш).

    . «Наташе купили мишку. Мишка плюшевый и большой. Наташа любит мишку. Она надевает на него штанишки. Наташа и мишка любят гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.»

    Упражнение: подобрать слова со звуком ш и разобрать их на слоги.

    Автоматизация звука в стихотворениях и скороговорках:

    Плюшевому мишке

    Даша штопает штанишки.

    У Маше мошка в каше,

    Что делать нашей Маше?

    Шапка и шубка,

    Вот и наш Мишутка.

    Маша меньше, Миша выше,

    Миша Маше что-то пишет.

    После усвоения звука ш переходите к работе над звуком ж . Ребенку показывают образец звучания, объясняют, в чем состоит различие в произношении ж и ш . (ш — произносится без голоса, ж — с голосом). Прикладывают руку к гортани, чтобы ребенок ощутил, как вибрируют голосовые связки. Как правило, постановка звука ж не вызывает трудностей. Закрепление звука начинают со слогов: жа, жо, жу, жи; аж, ож, уж, иж; ажа, ожо, ужу, ижи.

    Автоматизация звука в словах: жук, Женя, жало, жиле, жаба, живот, жалоба; лыжи, ежик, ужин, лужок, вожатый, пижама, наживка, должник, ножик, лужа, кожа, ожог, этажи, ужин, флажок, лежанка .

    Упражнение: подобрать слова на звук ж , разбить их на слоги. Подобрать картинки, название которые содержит звук ж .

    Автоматизация звука в предложениях: Жук жужжал- жжж..жжж. Мама готовит Жене на ужин жидкий кисель. У Жени болит живот. Он лежит и ждет маму .

    Упражнение: составить предложение из слов, данных вразбивку (зоопарк, живет, медвежонок). Вставить пропущенные буквы в слова: (ж)аба, ко(ж)а, эта(ж)и, фла(ж)ок.

    Автоматизация звука ж в стихотворениях и скороговорках:

    Я жук, я жук. Я тут живу.

    Жужжу, жужжу. Гляжу, гляжу.

    Жук упал и встать не может

    Ждет он, кто ему поможет.

    Дождик, дождик, не дожди,

    Не дожди ты, подожди .

    Дифференциация звуков ш и ж.

    Упражнение: положить картинки со звуком ш в одну стопку, а со звуком ж — в другую. Назвать предметы изображенные на картинках.

    Вставить пропущенные буквы в слова и предложения: у(ж)ин, кув(ш)ин, до(ж)дик, (ш)пион, лы(ж)и, малы(ш)и, (ж)иво, побе(ж)али к ма(ш)инее, деду(ш)ка ле(ж)ит на ку(ш)етке.

    Дифференциация звуков ш и ж в слогах: ша-жа, шо-жо, шу-жу, жа-ша, жо-шо, жу-шу; аша-ажа, ожо-ошо, ужу-ушу, ажа-аша, ошо-ожо, ушу-ужу.

    Дифференциация звуков ш и ж в словах: Луша, лужа, жаба, шапка, кожа, ноша, Леша, лежа, лужок, пушек, лыжи, мыши, Женя, шея, жутко, шутка.

    Дифференциация звуков ш и ж в предложениях: Женя и Миша бежали по пашне. Пушек нашел большого жука. Наташа положила ножи. Живут у Миши два ежа и два ужа.

    Дифференциация звука в тексте: «Подружились Пушек и ежик. Куда Пушек побежит туда и ежик. Пушек ушел на пашню. Ежик нашел его. Дома Пушек любит лежать на подушке, и ежик любит лежать на подушке »

    Постановка звука ч.

    Ребенку показывают положение губ и языка при произношении звука, дают образец звучания. Восприятие этого звука на слух проверяют по звуковому ряду: вы произносите звуки а, в, б, ч, к, т, ч ; ребенок услышав звук ч , поднимает руку. Далее ребенок придает (перед зеркалом) нужную артикуляцию языку и губам и воспроизводит звук ч

    ча, чо, чу; чу, чо, ча; ача, очо, учу; учу, очо, ача .

    ч в начале слова- чай, чайник, чугун, читальня; ч в середине слова – кочан, дача, удача, мячик, печенье пучок; ч в конце слова- плач, калач, мяч, меч; ч со стечением согласных – бочка, дочка, точка, голубчик, внучка, печка.

    Автоматизация звука в предложениях: У Вани мяч. У Тани галчата. Котенок пьет молочко. Клава поймала бабочку.

    Упражнение: составьте по картинкам предложение с изучаемым звуком.

    Составить предложение из слов данных в разбивку (печь, печник, кладет) .

    Автоматизация звука в тексте: «У волчихи был волчонок. Пошла волчиха на охоту. А волчонка поймали мальчики. Принесли мальчики волчонка домой. Дома они положили волчонка на печь и ушли. Волчонок вылез в окошко и побежал. Недалеко от дома его ждала волчиха. Вместе они убежали в чащу».

    Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: пти(ч)ка, бо(ч)ка, пла(ч), удо(ч)ка, (ч)еловек.

    Постановка звука щ.

    Покажите ребенку образец звучания. Восприятие на звук проверьте по звуковому ряду а, б, о, ш, т, щ – ребенок поднимает руку как только услышит звук щ . Затем перед зеркалом образует соответствующую артикуляцию (как при звуке ш , только спинка языка принимает более высокое положение и несколько сдвигается в перед) и воспроизводит звук щ.

    Автоматизация звука в слогах: ща, що, щу; щу, що, ща; ущу, ощо, ощо, аща; аща, ощо, ущу.

    Автоматизация звука в словах: щ в начале слова- щеки, щи, щука, щавель, щит, щебень, щегол; щ в середине слова- ящик, клещи, овощи, гуща, вещи, голенище; щ в конце слова – плащ, лещ, мощь, плющ, вещь, помощь; щ в сочетании согласных- гонщик, хищник, бетонщик, денщик, бунтовщик .

    Упражнение: вспомнить слова со звуком щ .

    Автоматизация звука в предложениях: У Вовы щенок. Щенок пищал. Вова дал щенку щей. В ящике клещи. На столе вещи. Витя поймал щуку и леща.

    Упражнение: составить по картинкам предложения со звуком щ.(Волки ищут пищу. Щуку я тащу, тащу…) Всавить пропущенные буквы в сова (щ)егол, пу(щ)а, клее(щ)и, хи(щ)ник, плюю(щ).

    Автоматизация звука в тексте: « Пошли мальчики ловить щук. Налетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Они улетели. Мальчики стали ловить рыбу. Вова потянул удочку и вытащил щуку. Была настоящая уха».

    Автоматизация звука в стихотворениях:

    Два щенка щекой к щеке,

    Щиплют щетку в уголке.

    Ты нас, мама, не ищи-

    Щиплем мы щавель на щи.

    Последний этап работы над шипящими звуками – это их дифференциация. Как вы знаете, она проводится для того, чтобы избежать смешения близких звуков в разговорной речи и при написании.

    Дифференциация звуков ш и ч .

    В слогах: ша-ча, шо-чо, шу-чу; ша-ча-ша, шо-чо-шо, шу-чу-шу; ача-аша, очо-ошо, учу-ушу; аша-ача, ошо-очо, ушу-учу.

    В словах: чашка, чайка, шейка, шашка, шапочка, мальчишки, удача, бабушка, бабочка, кошечка, чушка, тишина, чулан .

    В предложениях: Миша и Наташа купили чашку. Наташа одела очки и учит мишку читать. Тише, мальчишки, шумят наши мышки .

    Дифференциация звуков ш и щ.

    В слогах: ша-ща, шо-що, шу-щу, ши-щи; ща-ша, що-шо, щу-шу, щи-ши; ша-ща-ша, шо-що-шо, уш-ущ-уш, иш-ищ-иш, аша-аща, ошо-ощо, ушу-ущу.

    В словах: шалунище, плащ, малыш, лещ, пешка, чашка, клещи, щетка, шапка, овощи, уши, вещи.

    В предложениях: Маша кушает овощи и щи. Яша надел плащ и пошел ловить лещей. Миша нашел в ящике новые клещи. Щи да каша- пища наша.

    Упражнение: подобрать слова со звуками ш и щ . Составить с ними предложения.

    Как вы заметили, при подборе материала я стремилась избегать слов насыщенных свистящими звуками, с которыми часто смешиваются шипящие. Иначе даже звуки, хорошо поставленные и отдельно отчетливо произносимые, в разговорной речи неизбежно будут смешиваться друг с другом или заменяться.

    . .

    Коррекция произношения звука «Р»

    Дефекты речи звука «Р»

    Существует две разновидности дефекта фонем р и р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

    Разновидности ротацизма.

    Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного . Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука .

    Первый тип подобной артикуляции - это велярного р (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

    Второй тип - увулярное р (uvula - язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

    Встречается « кучерское » р , образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в .

    Вместо р порой встречается носовой звук G , как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

    Нередко встречается боковое р , при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л . Получается звук, напоминающий сочетание рл .

    Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

    В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р , при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d .

    В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р , так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’ , а р остается нормальным.

    Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка , узкое и высокое нёбо , чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык .

    Коррекция горлового произношения звука р

    производится в несколько этапов.

    К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

    1.Первая попытка исправить ротацизм на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

    2.Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

    3.Упражнение «Присоска» - язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

    4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

    5.Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

    Следующий этап – это этап постановки звука р.

    1 способ постановки звука [Р] : Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот по шире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом, он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

    2 способ постановки звука [Р] : Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

    3 способ постановки звука [Р] : Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

    4 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] - быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию . Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и … частенько сразу же появляется вибрация!

    5 способ постановки звука [Р] : Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

    6 способ постановки звука [Р] : В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук . (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

    7 способ постановки звука [Р] : Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться.

    8 способ постановки звука [Р] : Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

    9 способ постановки звука [Р] : При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

    10 способ постановки звука [Р] : 1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения - слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

    2.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д , d . (дддддд...), т (тд, тд; тдд, тдд). д , завершается гласными а или ы .

    3.Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (и т. п.)

    4. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных

    11 способ постановки звука [Р] : Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

    а) Упражнение «Веселый дождик» .

    Произнеси твердо звуки [т-д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок -т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон- т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

    б) Упражнение «Песня Крокодила Гены».

    Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

    12 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

    Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

    В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

    Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!.

    13 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

    14 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

    15 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж , то получить фрикативное р ж р

    Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

    16 способ постановки звука [Р] : Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

    17 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

    18 способ постановки звука [Р] : При горловом р используется следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Учимся говорить сочетание дж. Далее упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), придерживаем вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению используем способ «моторчик».

    Автоматизация звука.

    Когда будет получен правильный звук р , его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

    ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ


    Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

    Постановка р-мягкого :

    1 .От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре, зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух. Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Если вместо [р’] получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд, к верхним резцам.

    2 . После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

    3 .Заводим моторчики от звука де-де-де……

    4 .Попеременно произносим звуки «Р» «И» ускоряя темп. Можно применить упражнение «Гонки» - 5 машин должны приехать к финишу таким образом:

    1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….

    2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……

    3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……

    4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……

    5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..

    5. Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.

    Проговаривание слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка, рюш.

    Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в ). Некоторые из них, в частности замена р на р’ , на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

    Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j . Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l , которая обычно носит временный характер.

    Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’ . Возможна и обратная замена.

    1.Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

    2. При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и ..

    3. Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж , то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

    4. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д , артикулируемого особым образом - при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d .

    Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д , завершается гласными а или ы .

    5. Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.

    6. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др. _____, др _______ ; дддр_____ , дддр ___; тр _____, тр_____ ; тттр______ , тттр_____).

    Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

    Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

    Подготовительный этап.

    Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.

    1.Упражнение «Блинчик».

    «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»

    2. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок».

    3. Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

    4. Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

    5 .Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

    Постановка звука.

    Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

    Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

    Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

    Подготовительный этап.

    1.Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

    Постановка звука.

    1.Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

    2.Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

    3. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др).

    4. В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем . Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длине.

    Носовое произношение звука P и его коррекция

    Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.

    Подготовительный этап.

    1 .Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

    2.Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос.

    3.Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука. Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол. Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость.

    Боковое произношение звука P и его коррекция.

    При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль , это происходит от быстрого соединения звуков р и ль .

    Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.

    Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль . Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.

    Подготовительный этап

    Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ . При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

    Постановка звука.

    Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный . Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка .

    Носовое произношение звука P и его коррекция.

    Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг . От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука - он оттянут вглубь рта.

    Подготовительный этап.

    Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

    Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе).

    Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в , ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м , н ). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р , скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

    Замена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.

    Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет слышаться л - «лак», й - «йак», ы - «ыак», гх - «гхак», в - «вак».

    Подготовительный этап
    Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука
    р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы - наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики , игровых приемов, подражая образцу.

    Постановка звука и автоматизация.

    При замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

    Дифференциация
    звука р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.

    Освободить звук Р «из-под узды»

    Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

    В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

    Другие причины неправильного произношения звука Р

    Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

    Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь- лубоф , няня- нана , дверь- твер , табуретка- дябуредка и т.п.)

    «Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.