Современные пожарные описание. Интересные факты о пожарных (15 фото). Раньше люди в мокрой одежде заходили в дом, чтобы остановить огонь. Сейчас все наоборот

-=Реклама. Пост оплачен=-

Пребываю в смешанных чувствах. С одной стороны, испытываю гордость за страну, потому что у нас могут собирать качественные современные пожарные машины. С другой стороны – обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства. Сейчас расскажу!

Недавно познакомился с компанией «Спецтехника пожаротушения» , они пригласили на своё производство и рассказали, как устроены современные пожарные машины. Компания была образована в 2008 году совместно с австрийским концерном «Розенбауэр», который вот уже 150 лет является мировым лидером в пожарной отрасли. Создавалась компания в рамках программы МЧС по переоснащению устаревшего пожарного парка современными отечественными машинами.

Работа по импортозамещению тут началась задолго до того, как это стало мэйнстримом. Начав со сборки машинокомплектов, за 8 лет компания вырастила собственный пул российских поставщиков, превратившись в полноценную серийную сборочную линию от раскроя листа до эксклюзивного шасси. Сейчас от «Розенбауэра» остались три компонента: насос, лафетный ствол (электронная водяная «пушка» на крыше кабины, которая подает струю воды или пены) и необходимое к нему электронное обеспечение. В принципе, его можно написать и в России, так же как и собирать свои насосы. Но для выхода на требуемый уровень качества нужны объёмы, к которым, к сожалению, пока не готовы сами заказчики. Несмотря на существенную нехватку современной техники в пожарных парках, планы закупок и бюджеты не пересматриваются. Год от года сокращение госзаказа вынуждает предприятие работать в половину от своих мощностей (а это всего до 300 машин в год!).

Технологии и материалы, которые применяются на заводе, во многом уникальны для России. Например, для сборки кузова не используют сварку. Все детали просто склеивают. Надстройка (пожарная «коробка» в которой размещены водобак, насос, оборудование и т.д.) сделана на бескаркасной основе из алюминия. За счет этого она получается легкой, устойчивой к коррозии и нашему климату, а значит не потечет, не сгниет и не лопнет, в отличие от своих стальных аналогов. Легкость конструкции дает возможность добавить к оснащению больше оборудования, не нарушая стандарты веса.

В общем, давайте посмотрим производство.

Современный пожарный автомобиль начинается с алюминиевого листа. На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения – обычно стальной лист режут простой болгаркой).

Затем деталь шлифуют и сгибают.

Гибка – тоже особенность производства. Чем больше согнуто, тем меньше сварных швов, которые мало того, что выглядят не эстетично, так еще и рискуют лопнуть или прогнить в процессе эксплуатации автомобиля.

Это пульт управления гибочным станком.

Из этих трехметровых алюминиевых ламелей собираются шторные двери отсеков. Они сделаны из уникального, прочного и легкого профиля, закупаемого у российского поставщика в больших объемах. Двери имеют двойной надежный замок и собираются полностью на заводе, от раскроя и распиловки до оформления в аккуратные рулоны и установки автоматической подсветки.

Так выглядит насос пожарной машины с электронным управлением (оно продублировано в кабине водителя). Все остальные насосы в России – с механическим управлением.

Процесс установки насоса. Наряду с парнями на предприятии работают девушки!

Сверху насос закрывают защитным кожухом. На всех других отечественных машинах насосы и коммуникации ничем не защищены. Это связано с особенностью их работы: рядом всегда должен находиться человек, и при длительной работе насоса он доливает в него масло, смотрит за температурой и давлением. Обогрев предусмотрен за счет выхлопных газов автомобиля. Это в 2000-х годах! У «Спецтехники пожаротушения» все по-другому: насосный отсек закрыт, утеплен, температура ниже +5 не опускается и поддерживается от двигателя (даже когда отсек открыт настежь).

Внутри стенок надстройки, по бокам, днищу и крыше уложены пластиковые сэндвич-панели, похожие на медовые соты. Они придают конструкции жесткость и дополнительное утепление. C панелями «Спецтехнике…» пришлось повозиться: раньше их использовали только в авиа- и космической отрасли, и потребовалось изрядное количество усилий, чтобы убедить поставщиков в целесообразности применения сендвичей внутри пожарной машины. Панели раскраивают и устанавливают тут же, в цеху. К слову, другие производители не озабочены утеплением надстроек. В лучшем случае, на внутренней части стенки приклеивают обычный хрупкий пенопласт.

Ещё одна фирменная фишка «Спецтехники пожаротушения» - литые водо- и пенобаки из полипропилена. Это легкий и прочный материал, не подверженный воздействию агрессивной среды. В России баки до сих пор варятся из нержавейки, у самых продвинутых производителей они из клееного полиэтилена. Неудивительно, что на пожар приезжает машина, из которой течет вода. Сталь быстро ржавеет, пенообразователь разъедает ее изнутри (помним про сварные швы?). А полипропилен будет служить 25 лет без потери качества. Вы знаете, что по ГОСТу бак пожарной машины должен быть пригоден для перевозки питьевой воды? Полипропилен с этим требованием легко справляется.

Так проводятся испытания бака и тестирование всех систем пожарной машины. Обычно машину просто везут на реку и прогоняют воду по системе. Такое испытание «на коленке». На этом стенде, единственном в России, компьютер диагностирует состояние всех систем и прочность водобака (диагностика гидростатическим давлением). Хитрые австрийцы в начале работы заявили о норме лафетной линии (давлении внутри бака) в 12 рабочих или 15 проверочных атмосфер. По нашим нормам рабочее давление тоже 12 Атм… но выдержанное проверочное – 25 Атм! Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.

Днище надстройки в прямом смысле приклеивается к раме шасси. Конечно, на критических точках предусмотрены и болтовые крепления.

Кабина боевого расчета. У сидений есть крепления для дыхательных аппаратов разного типа. Пожарные едут на вызов сразу в них и не теряют времени на их одевание на месте. Благодаря этому баллоны не мешаются под ногами. Под сиденьями можно оставить личные вещи.

Перед тем как установить на шасси пожарную надстройку, нужно подготовить раму.

Параллельно дорабатывается надстройка: устанавливаются двери, сиденья боевого расчета, лафетный ствол.

Это уже готовые надстройки. На крыше появилась светодиодная оптика, проложена электрика, смонтированы специализированные установки (это, по желанию заказчика, может быть установка для резки металла гидроабразивом или система тушения высотных зданий). На следующем этапе их будут ставить на шасси.

Рабочие монтируют внутренние покрытия и крепежи для пожаро-технического вооружения (сокращенно ПТВ). Крепежи, полки, системы хранения «Спецтехники пожаротушения» позволяют комплектовать машину большим количеством оборудования, чем положено по ГОСТу.

Вот, кстати, часть «начинки» одной машины.

Электронный пульт управления насосом

Управление продублировано в кабине.

Еще одна фирменная особенность: дверь, которая открывается сразу со ступенькой. Вспомните, как непросто забраться в грузовик. А в полной боевой экипировке с двумя кислородными баллонами на спине? По этой ступеньке пожарный может выйти быстро и просто в полный рост.

Смотрите, как красиво.

В год на заводе производится 120-150 машин при мощности 300 единиц. Можно и больше, но пока что предприятие ориентируется на спрос.

Так что же меня расстроило? Под предлогом «кризиса» на лучшей технике начинают экономить. Но одно дело, когда в целях экономии чиновник заказывает себе «Мерседес» с тканевым салоном вместо кожаного, но совсем другое - когда предприятие просят отказаться от современных технологий и вернуться к технике уровня 70-х годов. А ведь из опыта сервисного сопровождения «Спецтехника пожаротушения» вывела неутешительную статистику: обслуживание дешевых и устаревших машин за 7 лет по ГОСТу обходится дороже, чем эксплуатация современной техники, которую выпускает компания. За 20 лет эта разница увеличивается вдвое!

Надо понимать, что хорошая пожарная машина стоит дорого. Но в отличие от другой техники, на кону стоят жизни людей. Машина - это высококлассный, технологичный инструмент для оказания помощи. Чем он качественнее и удобнее, тем проще и быстрее пожарный сможет выполнять свою работу. На пожаре или при аварии от самых незначительных мелочей могут зависеть жизни людей. Поэтому все фирменные фишки, что я показывал выше, это не технологии ради тюнинга, это реальные инструменты помощи и безопасности. Пара примеров:

Рукавная катушка 60 метров с электронной намоткой и стволом высокого давления («Спецтехника пожаротушения» удлинила ее до 80 метров). Это значит, что машина может находиться на 20 метров дальше от полыхающего объекта (или если неправильно припаркованные легковушки мешают подъехать). Тушение ведется мелко-мелко распыленной водой (водяной пылью) или пеной. При пожаре в доме это значит, что пламя возможно погасить точечно и аккуратно, не заливая квартиры снизу.
- лафетный ствол под управлением водителя в кабине способен подавать струю воды до 70 метров. В это время экипаж в полном составе занят тушением.
- удобный доступ ко всем инструментам экономит драгоценные секунды. Крепления не заедают, не лопаются и не смерзаются. Пожарный спокойно берет инструменты, не снимая защитных перчаток. Кстати, инструментов и оборудования «Спецтехника…» комплектует в машину больше и лучше, чем положено в ГОСТе.

Пожарные рукава закреплены каждый в отдельном отсеке. Они не путаются и не смерзаются зимой (в старых машинах они лежат на простых полках, перевязанные веревкой).

Большинство материалов, которые используются в производстве, ранее в отечественной пожарной индустрии вообще не применялись. Термостойкие пластики, алюминий особого сплава, диоды, фурнитура и т.д. поставляются эксклюзивно для «Спецтехники пожаротушения» ее российскими поставщиками. На одну стандартную автоцистерну приходится 83 крупных поставщика, не считая метизов. У «Спецтехники пожаротушения» даже шасси эксклюзивное! Это полноприводный КамАЗ 5387, маневренный, проходимый и невысокий (это важно, ведь перевезти 3200 литров воды на скорости 100 км/ч - не шутка, центр тяжести машины должен быть как можно ниже). Поэтому Поэтому естественно, что цена готовой машины будет выше обычной железной водяной бочки.

Готовые машины. Красная - пожарная автоцистерна емкостью 3200 литров, самая популярная и востребованная модель. Белая - аварийно–спасательный автомобиль АСА с краном-манипулятором и электрогенератором. Применение многообразно, например, она может потушить горящие машины на ДТП, растащить их с места аварии, оказать первую помощь пострадавшим, при необходимости обеспечив электроснабжение на участке.

Что же получается в итоге? С одной стороны, российские чиновники очень горды тем, что в у нас в стране есть предприятие, производящее спасательную технику европейского уровня. Но с другой стороны, на деле эта техника никому не нужна, и поддерживать ее производство никто не собирается. Чиновники жалуются, что она слишком дорогая, и покупают вместо нее дешевые ржавые машины образца 80-х годов. В частных беседах они признаются, что берут «три старых машины, две из них сразу пускают на запчасти, а под третью ложится механик и начинает ее чинить». Машина, которая может выполнять функции сразу нескольких автомобилей различного назначения - это спасение парка и сокращение расходов. Это реальная помощь людям, это шаг в будущее. Но при громких заявлениях о переходе на новых технический уровень чиновники продолжают сокращать закупки действительно современной техники. Поэтому пожарные, выезжая на вызов, по-прежнему лезут в огонь и рискуют жизнями из-за того, что в их машине слишком короткий шланг, протекает водобак или нет нормальных инструментов. Если кто-то из них погибает, то чиновники предпочитают наговорить громких слов про героизм и выплатить семьям миллионные компенсации, чем купить нормальную пожарную машину. Выходит, что сейчас жизни пожарных и людей, которых они спасают, у нас ценятся меньше, чем новые машины в пожарном парке города.

А нам остается только надеяться, что если вдруг в доме вспыхнет пожар, то на него приедет современная высокотехнологичная машина, а не старая ржавая пожарка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь

Сочинение на тему:

«Для чего нужно знать правила пожарной безопасности»

Работу выполнила

ученица МБОУ «СОШ№1»

г.Микунь 7 «А» класса

Коркина Анна

2015

«Для чего нужно знать правила пожарной безопасности».

В современном мире существует много опасностей, которых нужно опасаться, в том числе и пожары. Пожар – это самая страшная огненная стихия, опасная для всего живого на земле. Многие люди любят смотреть на огонь, греться возле него в зимние холодные вечера у печки, нам нравиться смотреть на фейерверк, в праздничный вечер, но мало кто задумывается о том, что нужно обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. В древние времена огонь не только помогал нашим предкам выжить, но и пугал их своей страной силой уничтожения всего на своем пути.

По официальным статистическим данным в 2014 году жертвами пожаров на территории России стало более чем 8,5 тысяч человек, зарегистрировано почти 140 тысяч случаев пожаров. В Республике Коми за 2014 год потушено 333 пожара, спасено 87 человек. По статистике в период с вечера 31 декабря по утро 1 января, то есть в новогоднюю ночь происходит примерно в два раза больше пожаров, чем за другие сутки в году (примерно тысяча). К сожалению, такая статистика свойственна и к другим праздникам, что следуют после Нового Года. Дело в том, что увеличение числа пожаров связано с халатными действиями пьяных людей, по чьей вине и случаются возгорания. МЧС постоянно предупреждает: во время праздников стоит максимально аккуратно обращаться с огнем, особенно людям в нетрезвом состоянии. Но, к сожалению, мало кто прислушивается к таким предупреждениям, это касается не только праздников, пожары часто случаются и на природе, когда люди выезжают на отдых. Оставляют без присмотра костры, маленьких детей возле огня. Часто такие выезды на природу заканчиваются плачевно. Кроме этого, в домах очень часто родители оставляют спички без присмотра, опять же возникают серьезные последствия, связанные с детьми. Это малая часть примеров, когда халатное отношение людей приводит к серьезным последствиям.

Каждый человек должен осознавать всю серьезность знаний пожарной безопасности. Многие отворачиваются от правил пожарной безопасности, вспоминают о них только в момент, когда уже поздно что-либо предпринимать. Знания пожарной безопасности - это закон жизни для людей, потому что в настоящее время, вокруг нас очень много легко воспламеняемых предметов. Нельзя пренебрегать правилами пожарной безопасности, они могут спасти вашу жизнь или жизнь ваших близких знакомых и не только.

Пренебрежительное отношение к знаниям пожарной безопасности приводит к возникновению пожаров: В Дубае произошел пожар в одном из самых высочайших небоскребов мира. ЧП случилось в ночь на 21 февраля 2015 года в 79-этажном здании под названием «Факел».

Один из последних и страшных пожаров произошел в Хакасии, 12 апреля 2015 года, люди решили сжечь старую траву, не задумываясь о последствиях. После такого, на первый взгляд невинного поступка людей, произошла катастрофа! Есть жертвы и пострадавшие. Халатность человека привела к страшным последствиям, люди остались без жилья, потеряли близких, пострадали сами. Если бы они знали все правила пожарной безопасности, такого бы не произошло.

Но не всегда пожары возникают из-за неправильного обращения со спичками или зажигалками, иногда стоящий стакан на подоконнике, либо на столе может быть причиной возникновения пожара, преломления солнечных лучей через грани стакана или графина могут привести к возгоранию, очки или даже лупа оставленная под прямыми лучами солнца, могут привести к страшным последствиям.

В народе есть мудрая пословица, что вор хоть стены оставляет, а пожар не оставляет ничего. Поэтому пожар – это очень страшно! И нужно делать всё от нас зависящее, чтобы его не допускать. Надо быть бдительными, не позволять детям играть со спичками, держать их далеко от детей, интересоваться, что делают дети возле зданий, в лесу, возле стогов с сеном, возле заброшенных построек, возле бань и т.п. Надо следить за безопасностью электропроводки, газооборудования, печных сооружений. Надо соблюдать технику безопасности при проведении сварочных и огневых работ. И еще – здания должны быть оснащены пожарной сигнализацией, чтобы вовремя можно было остановить страшную стихию.

Знать правила пожарной безопасности – жизненно необходимо для каждого из нас! Ведь пожар забирает все! Остановить огонь очень сложно, порой и невозможно, а вот разжечь его легко. Достаточно одной спички, чтобы произошла катастрофа, последствия которой, будут необратимы не только для людей, но и для окружающей среды.

Соблюдайте правила пожарной безопасности: пренебрежение ими приводят к трагедиям! Пожалуйста, не допускайте их!

Запомнить нужно твёрдо нам

Пожар не возникает сам!!!

Потушить костер в лесу сможет каждый, но если вдруг случится настоящий пожар? Кто придет на помощь и спасет людей? Вы, ребята, конечно же, знаете, что с огнем борются храбрые пожарные! Эти люди по первому сигналу примчатся к месту происшествия и ликвидируют пожар любой сложности.

Пожалуй, вы видели мчащиеся c ревом сирены огромные красные машины – это бравые борцы с огнем выехали на помощь. Знаете ли вы, что трудятся пожарные целые сутки! Смена начинается в восемь часов утра и завершается в то же время на следующий день.

Требования к сотрудникам

Пожарные не только тушат возгорания, но и предупреждают их. Сотрудники МЧС следят за строительством каждого здания в городе или деревне. Если оно не отвечает правилам пожарной безопасности, то разрешения на постройку никто не получит.

Пожарные регулярно осматривают учебные заведения, рестораны, офисы, больницы на наличие огнетушителей, пожарных рукавов, аварийных выходов и плана эвакуации. Эти меры значительно снижают риск появления огня и лишних жертв.

А еще пожарные проводят беседы в школах и детских садах. Настоящие спасатели рассказывают о мерах пожарной безопасности, правильном поведении в горящем помещении или лесу, о последствиях игр с огнем.

Вы, ребята, уже знаете, что пожарные должны быть смелыми, сильными и ловкими, но к спасателям предъявляется гораздо больше требований! Давайте вместе составим список качеств борцов с огнем:

Знали ли вы, что у пожарных есть свой собственный кодекс чести? При вступлении на службу они дают особую клятву, обязуясь исполнять все правила, изложенные в сборнике.

Для того, чтобы соответствовать требованиям профессии, пожарные очень много тренируются. На станции для них оборудован спортзал, чтобы спасатели всегда были в форме.

Еще борцы с огнем в особых комнатах отрабатывают на время каждую возможную ситуацию (например, закинуть крюк в окно и зацепиться за подоконник, а затем за шесть секунд попасть в помещение по тросу). Пожарные также много и усердно учатся. На станции есть и специальные классы, где старшие специалисты знакомят с тонкостями пожарного дела .

Пожарные – это обычно крепкие юноши и мужчины, но в пожарных частях трудятся и женщины. Чаще они работают диспетчерами. Эта профессия требует внимательности и точности, с чем девушки с успехом справляются.

важный человек в команде: он принимает звонки, выясняет что и где горит, на карте обнаруживает ближайший гидрант и вычисляет самый короткий путь к месту происшествия.

Боевая экипировка

Одежда пожарного шьется не из обычной ткани, а из особой. Она не горит в огне и мало нагревается. Такая ткань называется арамидной, ее волокна включают пропитанные специальными средствами полульняные и винилискожу (или дермантин). Материалы в одежде различаются в зависимости от сложности пожара.

В комплект входят:

  1. куртка защитная;
  2. комбинезон;
  3. удобные и прочные сапоги;
  4. ватная куртка и штаны;
  5. защитные перчатки;
  6. теплоотражающий металлический костюм;
  7. теплоотражающая маска с респиратором;
  8. противогаз с чехлом;
  9. каски из металла и пластмассы;
  10. маска с пелериной.

Благодаря пожарным нипочем жара и огонь!

Знаете дети, снаряжение для пожарного очень важно! С помощью него можно пробиться через возникшие препятствия, попасть в здание через окно и так далее.

Обязательными на каждом выезде являются предметы, обеспечивающие дыхание в задымленном помещении: респираторы, противогазы и фильтры.

Они крепятся к специальному поясу и хранятся в футлярах. Чтобы освещать дорогу в темных помещениях, у каждого пожарного должен быть фонарик.

Для преодоления различных препятствий борцы с огнем носят много оборудования. Пожарными топорами храбрые спасатели прорубают обвалившиеся балки и доски, для удобства этот инструмент крепится к поясу. Пожарные веревки и веревочные лестницы, кобура и карабин позволяют взобраться в труднодоступные места, вытащить людей, животных и вещи.

Иногда причиной возгорания становятся электроприборы и провода. Для устранения огня в этом случае, необходимо сначала обесточить проблему. Тушить водой включенные электроприборы – опасно для жизни!

Для таких ситуаций у пожарных в арсенале имеются особые диэлектрические перчатки и сапоги, коврики и ножницы.

Для экстренных эвакуаций спасатели используют различные ручные лестницы: лестница-палка, механическая раздвижная лестница, лестница штурмовка. Они позволяют вызволить людей с высоких этажей.

Как тушат огонь

На самом деле существует несколько способов ликвидации возгорания. С давних пор самым известным и распространенным является вода. Для подачи ее по всему городу стоят пожарные гидранты, к которым присоединяют рукав (пожарный шланг). Также воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами.

Однако водой потушить можно не все: воспламенившиеся электроприборы при взаимодействии с водой могут привести к гибели людей. Для начала их необходимо обесточить, а затем засыпать песком. Его носят в специальных конусообразных ведрах.

В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом (например, углекислым, углеводородом и аэрозольным), другие – пеной (нельзя использовать при воспламенении электроприборов и горючего топлива вроде бензина), а третьи – порошком.

Знали ли вы, что первые огнетушители появились еще в первой четверти XVIII века? В 1715 году немецкий изобретатель Захария Грейл запатентовал устройство, представляющее собой бочку из крепкого дерева, заполненную двадцатью литрами воды.

К сосуду прикреплялся фитиль и емкость с порохом. Огнегаситель кидали в очаг возгорания, где взрывался, тем самым туша пожар. А в начале XIX века англичанин Джордж Мэнби изобрел огнетушитель в том виде, какой мы видим и в наши дни. Его устройство представляло собой медный сосуд, заполненный химическим порошком под большим давлением.

Если вдруг случается пожар, необходимо позвонить по телефону «01», сообщить адрес и что конкретно воспламенилось. После принятия сигнала тревоги диспетчер высчитывает кратчайший маршрут, находит по карте пожарный гидрант и передает всю информацию спасательной команде.

Все эти действия выполняются менее 60 секунд. Получив сигнал тревоги, пожарные за 20 секунд полностью собираются и выезжают на помощь.

Это очень опасная и нервная профессия, поэтому каждый сотрудник пожарной службы должен быть стрессоустойчивым, иметь молниеносную реакцию и находиться в прекрасной физической форме.

Какое образование необходимо?

Чтобы соответствовать пожарному не обязательно иметь высшее образование. Вполне достаточно будет наличие диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного будущим сотрудником МЧС в колледже, техникуме или училище. Основой получения знаний в этих учреждениях считаются практические занятия с оборудованием и техникой.

Высокую должность можно получить, обучаясь в академиях МЧС. Помимо практических знаний в университетах и институтах закладывается серьезная теоретическая основа, помогающая лучше освоиться на новой работе, понимать, как вести себя в каждой ситуации.

Может быть, вы замечали на старых снимках, что практически у всех пожарных есть длинные усы? Это отнюдь не украшение, как у гусар, приносило пользу на службе.

Во время тушения огня, пожарные мочили во рту усы и вставляли в нос. Такая хитрость помогала дышать даже в сильно задымленном помещении. Именно от этого и пошло выражение «моченые усы».

(Всего 37 фото)

1. 25-я пожарная часть на Оболони строилась одновременно с жилмассивом в конце 70-х годов прошлого столетия.

2. На территории части также располагаются летний и зимний спортивные комплексы, где проводится подготовка личного состава всего киевского гарнизона, а также соревнования международного уровня.

4. Музей совсем небольшой. Был открыт в начале 2004 г.

5. Экспонаты музея дают возможность понять, как выглядела пожарная техника за последние 120 лет. Некоторые из экспонатов не имеют "двойников" и состояли на вооружении исключительно в киевском гарнизоне. Кстати, все автомобили восстановлены и работоспособны.

6. Проблема тушения пожаров возникла очень давно. Пока многие постройки были деревянными, она стояла особенно остро, т.к. изначально небольшой пожар легко мог уничтожить половину города. Киев не был исключением и перенес несколько сильных пожаров, в том числе и один из самых известных - пожар 1811 г. на Подоле. Именно после этого пожара значительно усилилось внимание к проблеме и вскоре в городе появились первые пожарные части. Первая пожарная техника была нехитрой: несколько обозов, запрягавшихся лошадьми. На первом (на фото дальний) ехали пожарные, а также перевозились мелкие инструменты: багры, ломы и т.д. На последующих перевозили пожарные рукава, бочку с водой и насос.

7. В те времена пожарные рукава шились из кусков обычной одежды, отсюда и появилось их название.

9. Ручной насос. Долго его не покачаешь...

11. Для закачки воды привлекалось несколько человек, которых постоянно приходилось менять.

13. В последствии ручной насос сменил паровой. Это еще не пожарная машина, т.к. он также был на конной тяге, но производительность 1000 л/мин - была явно приятней ручного труда. Впрочем, у насоса был как минимум один существенный недостаток: на разогрев котла требовалось значительное время - 15-20 мин. Поэтому с помощью такого насоса тушили только крупные пожары или если горело что-то очень важное. Просуществовали такие насосы примерно до 1920-х годов.

14. Первый пожарный автомобиль в Киеве появился в 1913 г. на шасси от первых "Мерседесов". Автомобиль до наших дней не дожил и примерное представление о том, какими были были первые пожарные машины, можно получить по этой фотографии. Пожарный автомобиль имел кузов "линейку". Пожарная команда располагалась на продольных скамейках спинами друг к другу. За спинами пожарных размещалась раздвижная лестница, в подножках находились ящики с пожарным инструментов, а в задней части устанавливался насос и катушка с пожарным рукавом.

15. В 20-е годы прошлого столетия в СССР начиначется производство отечественных пожарных автомобилей на базе ЗиС-5. В 1936 г. первый ЗиС-5 попал в киевский гарнизон. Здесь уже водитель и командир пожарного расчета находились в остекленной кабине, хотя остальная команда по-прежнему вдоль бортов на внешних сидениях. Самым опасным временем года для команды по-прежнему была зима, т.к. вода на одежде пожарных замерзала, что могло вызвать простуду и другие болезни.

16. Модификация 1940 г. уже имела расширенную кабину, в которой помещалась вся команда. Оригинальным было также размещение насоса перед решеткой радиатора. Правда зимой это было опасно замерзанием воды в насосе.

17. Еще один экспонат музея - ЗиС-150. Появились эти машины в пожарных частях в 50-х годах прошлого столетия. Экземпляр, находящийся, в музее - непростой. Этой машиной перевозили исключительно пожарные рукава, которых могло поместиться внутри до 100 штук. По прибытии на пожар рукава, находящиеся в специальных кассетах, выгружались с помощью специального механизма, который позволял быстро наращивать общую длину рукавов до километра.

20. Кабина ГАЗ-51:

21. Кроме крупной техники, в музее можно найти и более мелкие экспонаты. Вот, например, каски разных эпох:

23. Знакомые всем и не очень знакомые огнетушители. Кстати, mgsupgs только вчера опубликовал у себя историю создания огнетушителей.

24. В музее есть даже модели 🙂

25. Модель пожарного катера:

26. Кроме собственно музея, можно также побывать на тренировочной базе пожарной части:

28. Лестница как лестница, только очень легкая.

Андрей Борисович, вы уже более 20 лет обучаете слушателей правилам тушения огня. А как вы пришли в профессию - пожарный?

Родился я в обычной семье, в которойниктоспожарнойохранойсвязан не был. Однако все свое детство я провел возле одной из старейших в Хабаровске пожарных частей - первой. Мыжиливсоседнихдомах,поэтомумальчишками часто бегали с интересом посмотретьнапожарныемашины,понаблюдать за работой огнеборцев. Кроме того,рядомсчастьюбыласпортивная площадка, где в свободное от выездов время ребята с «пожарки» играли в волейбол, занимались спортом, отрабатывали нормативы. Поэтому с юных лет у меня было реальное представление об этойпрофессии.ПослешколыяпоступилвХабаровскийстроительныйтехникумнаотделениепротивопожарной безопасности. Когда мы учились на 4-м курсе,попрограммеобучения должны были идти по пожарным частям на двухмесячную стажировку.Втовремяна службу в пожарную охрану можно было устроиться, даже если ты еще не прошел армию, с 18 лет. Вот мы с друзьями и подумали:чтонамстажировка-теорию мы всю уже знаем, поэтому решили сразу пойти работать. И нас взяли. К тому времени я уже знал, что пойду в «свою» первуюпожарку.Врезультатевместо двухмесяцевпроработалполгода.После срочной службы в Военно-морском флоте вернулся в свою пожарную часть, но уже командиром отделения. Так как дипломтехникумаислужбавармии давалимневозможностьпоступитьна офицерскуюдолжность,черезполтора года я перешел в Хабаровский учебный центр ФПС. В это время здесь появилась вакансия курсового командира. В обычныхпожарныхчастяхэтадолжность называетсяначальниккараула,нотак как в нашем центре действует учебная пожарная часть,поэтомуидолжность соответствующая. А через четыре с половиной года, в 86-м году, мне предложилистатьпреподавателемучебного центра.

Какойслучайизвашегоопыта работы в пожарной части запомнилсябольшевсегов жизниисталнеким уроком в будущем?

Это был один из первых пожаров в моейжизни,когдапришлосьработать взадымленномпомещении.Вавиагородкевподваледомапроизошелпожар, и меня включили в звено газодымозащитной службы. По технике охраны труданапожарезвеноГЗДСдолжно состоять из служащих одной пожарной части,чтобывседругдругазналии понимали сполуслова.Нопожарразвивался сложно, людей не хватало, поэтомусталиделатьсборныезвенья.

Меня присоединили к опытным ребятам из других подразделений. И вот я одел СИЗОД (средство индивидуальной защиты от дыма), и мы пошли. Впереди меня двое, а я - замыкающий. Не знаю, что случилось, но аппарат начал пропускать вовнутрь дым, стало трудно дышать. Несколькоминутяпыталсяподатьзнаки впередиидущимребятам,чтоуменя не в порядке противогаз, но в темноте они решили, что я новичок и просто боюсь идти дальше. Кое-как мне удалось объяснить им, и мы вовремя вернулись назад,быстроустранилинеполадкуи вернулись на свой боевой пост. А ведь могло закончиться и трагично. Если бы я струсил, постеснялся и пошел дальше, то в конечном итоге потерял бы сознание и вместо тушения огня и спасения возможныхпострадавшихмоимколлегам пришлось бы спасать меня. На пожаре все работают в связке, как одно целое, приэтомкаждаяминутапромедления дорога. И если ты не умеешь правильно оценить обстановкуибыстросориентироваться,томожешьпоставитьпод угрозу не только свою жизнь но и других людей, своих коллег. Поэтому, разбирая на занятиях пожары, я всегда обращаю на это внимание слушателей, особенно новичков.

В вашем учебном центре проходятподготовкулюдисразнойпрофессиональной подготовкой - молодыелюди,которыетолькопришли впожарнуюслужбу,иопытные«тушилы»-командирыотделений,начальникикараулов.Несложноли вам объяснять тактику пожаротушения людям, которые каждый день на практике занимаются этой работой?

Конечно, мой опыт работы в условиях реальных пожаров, хоть и не такой большой,какунекоторыхмоихучеников,помогаетвпедагогическойдеятельности. Хотя со многими слушателями за учебной скамьей мы встречаемся неодиндесятоклетнапротяженииих профессиональной жизни. Понятно, что с их 25-летней практикой пожаротушения не сравнить. Но на своих занятиях я всегда говорю: «Тушить пожар - это не просто лить воду. Этим вы можете заниматься и 10 минут, и 20, толку не будет.

Главное в тушении - это правильно выбранная тактика борьбы с огнем, а это уже знания». Ведь это многогранный вопрос. Здесь надо правильно оценить обстановку, принять решающее направление, расставить людей и многое другое.

А это все можно узнать, только прочитав учебники, методические рекомендации, изучивнормативнуюбазу.Поройуних просто на это нет времени, чтобы внимательноизучить,вникнуть,издесья могу им оказать неоценимую помощь.

Как вы думаете сейчас стало легче или труднее тушить пожары?

Соднойстороны,можносказать, чтосталосложнее.Этосвязаностем, чтопоявилосьмногоразличныхвидов потенциальноопасныхпроизводств, выпускаетсябольшоеколичествоновыхстроительныхматериалов,применяемыхвотделкепомещений.Если раньше отделочные материалы использовалисьпреимущественнонапредприятиях, в рабочих кабинетах и цехах.

Тосейчасониактивноприменяютсяв быту, в квартирах. Все это сказывается наувеличениигорючейнагрузки.Кроме того, многие из строительных материаловпригорениисоздаютсильную задымленность,выделяютядовитыеи токсичные продукты. Поэтому обстановка на пожаре из-за этого складывается гораздосложнее.Втожевремялегче стало в том, что на вооружении у пожарныхсейчаспоявляетсяноваятехника, оборудование, которое облегчает работубрандмейстеров,позволяетмаксимально автоматизироватьпроцесстушения огня, работать в труднодоступных местах. Хотя легко нам никогда не будет, как бы техника не совершенствовалась, ведь человек есть человек.

Апрактическийопытваших слушателейпомогаетвпреподавательскойработе?Наверное,они вам тоже подсказывают интересные примеры?

Помимо этого, в рамках учебного курса мы выезжаем на учебные объекты, гдетакжеприрешениипожарно-тактическихзадачполиквидацииусловного пожара, можно рассмотреть роль идействиякаждогоспециалистапри различныхситуациях,выработатьоптимальное решение.

Впоследниенескольколетв разных регионах России произошли крупныепожары,например,возгораниеемкостейнатерриториинефтебазывХанты-Мансийскомавтономномокругевавгусте2009г.

Врезультатетушенияогняпогибли несколькосотрудниковпожарной охраны,ещенесколькочеловекпострадали.Выделаете«работунад ошибками» на своих занятиях?

К сожалению, из-за ограниченного количествавыделенныхчасовнапрохождение учебной дисциплины не всегда удается подробно разобрать все такие случаи. Но совсем без внимания их оставлятьтоженельзя.Ведьзачастую приразборетакихсерьезныхчрезвычайныхситуацийнаходятсяошибкив работе именно пожарных расчетов, неправильныхдействияхруководителей пожаротушения,нарушениитехники безопасности.Врамкахслужебной подготовкивсвоихпожарныхподразделениях ребята могут более подробно изучить все методические документы и детальнуюхронологиюдействийвсех звеньев.Яжестараюсьобратитьвниманиеслушателейнаключевыемоменты в организации тушения пожара, начинаясприбытияпервогорасчета, первоначальной расстановкисили средств, выборе тактики действий.

Каквысчитаете,какимикачествамидолженобладатьсовременный пожарный?

Как и в былые времена огнеборцы - это физически развитые, смелые, отважные люди и, конечно же, мыслящие.

Чтовыобычножелаетесвоим выпускникампоокончанииобучения?

Ребятам, которые прошли первоначальную пожарную подготовку, я всегда желаю учиться, дальше повышать свои профессиональныенавыки,умения и,конечно,карьерногопродвижения.

Аболееопытнымслушателям,таким как командиры подразделений, начальники караулов, у кого в подчинении уже есть личный состав, - внимательно относиться к своим подчиненным, обучать их, помогать повышать им свой профессиональный уровень. В жизни в любое времямыможемоказатьсявтомже подвале-вперединачальник,следом занимкомандиротделения,адальше простой пожарный. Это в пожарной части у нас строгая иерархия, а на пожаре все в одной связке, несмотря на чины и регалии.