Полиция запросила персональные данные. Защита персональных данных несовершеннолетних. Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов


Прим.: данная статья была опубликована в журнале "Бухгалтерия " 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачать .


В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции... обязательны для исполнения... организациями, должностными лицами и иными лицами...". Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона "О полиции". Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон "Об оперативно-розыскной деятельности").

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции";
  • ст. ст. 6, 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

  • Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
    Закон "О полиции" Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13

    Закона "О полиции".

    Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции". В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект - это законность и обоснованность запроса.
    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.

    Придраться к слову

    Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции". Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.

    В связи с некорректностью формулировки - "другие информационные материалы" - сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.
    Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

    Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.

    В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
    Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.

    Я слежу за тобой

    Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
    При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.

    Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

  • Необходимо заметить, что мероприятие "наведение справок" проводится для получения именно справок, поскольку понятия "справка" и "документация" не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

    Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.

    Готовить злодеяние

    Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    Наиболее часто применяемое основание - это "ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".
    Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.

    Права имеют

    Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, - за непредставление сведений (информации): для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии с ранее действовавшим Законом "О милиции" сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона "О милиции");
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона "О милиции").

  • При этом согласно ст. 23 Закона "О милиции" законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

    Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона "О милиции") не порождало аналогичную обязанность у организаций.

    А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

    В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

    Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции", влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции" "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции", обязательны для исполнения... организациями... и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения".

    Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех до пяти тысяч рублей.

    Легальное подозрение

    Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
    Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.

    Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.

    Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
    В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.

    Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.
    Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.

    Не сдаваться!

    Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
    Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ - порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

    Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.

    Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона "О полиции" органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
    В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

    Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
    Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

    Спросить еще раз

    До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
    Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
    До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.


    А.Матюшенко
    Адвокат
    МКА "Князев и партнеры"

    В.Китсинг
    Адвокат
    МКА "Князев и партнеры"

    Подписано в печать
    23.02.2012

    Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?

    Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

    Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

    В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

    Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

    Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

    Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

    Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

    В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

    Массовость направления запросов о представлении документации

    Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

    Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

    Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

    Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

    Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

    Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

    В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

    Юридическая природа запроса о представлении документации

    Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

    • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
    • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
    • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
    • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

    На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

    Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

    • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
    • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

    На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

    Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

    Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

    Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.

    Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

    Самые частые варианты запросов

    Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.

    Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

    • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
    • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
    • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.

    До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

    Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

    Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

    В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

    Направляя запрос в организации, сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

    Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

    • номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
    • в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;
    • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

    При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

    Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

    В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

    После возбуждения уголовного дела

    В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

    Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

    Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

    Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

    Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

    Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

    Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

    Прокурорская проверка

    Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

    Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

    Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

    Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

    Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

    В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

    Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

    Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

    Ответственность за непредставление документов

    Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

    Во-первых, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает ответственность в виде:

    — на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

    — на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

    Во-вторых, ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» предусматривает ответственность в виде:

    • административного штрафа:

    — на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

    — на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

    В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

    Правоприменительная практика

    Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

    В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

    Так, Омский областной суд в постановлении от 02.02.2012 г. по делу № 4-А-10/2012 указал на то, что «Требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь с целью возможного обнаружения в деятельности должностных лиц учреждения или организации признаков преступления, является недопустимым в работе полиции, поскольку такое требование нарушает законные интересы и права не только конкретных граждан, сведения о которых были запрошены, а также законные интересы учреждений и организаций, поскольку их работники вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности в целях исполнения запроса полиции».

    В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.

    В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2013 г. по делу № 33-9847/2013 суд признал неправомерным запрос документации на основании устного требования сотрудника полиции и указал на то, что «действующее законодательство обязывает и дает право сотрудникам полиции получать на безвозмездной основе необходимую информацию, имеющую значение по расследуемому делу, только по мотивированному запросу».

    Показательна позиция Астраханского областного суда, высказанная в постановлении от 16.07.2015 г. по делу № 4а-303/2015 г . Суд, признавая действия правоохранителей незаконными, отмечал «в запросе о предоставлении информации отсутствует ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении. Не указан срок предоставления информации».

    В результате суд пришел к выводу о том, что «требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь в связи со служебной необходимостью является недопустимым...».

    Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

    В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

    С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

    1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

    Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

    Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

    3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

    4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

    Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

    В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

    5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

    Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

    Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

    Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

    Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

    1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
    2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
    3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
    4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

    Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

    После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

    Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

    При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

    Кому можно предоставлять личные сведения?

    Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

    В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

    Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

    В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

    Адвокаты

    Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

    • Справки от уполномоченных лиц.
    • Сведения о деятельности гражданина.
    • Характеристики.

    Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

    • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
    • Нарушены требования по форме запроса.
    • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

    Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

    Сотрудники полиции

    В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

    Следователи прокуратуры

    В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

    Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

    • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
    • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
    • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

    Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

    1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
    2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
    3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
    4. Подпись и печать отправляющего органа.

    Ответное обращение

    В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

    1. Название органа, от которого поступил запрос.
    2. Наименование и адрес оператора.
    3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
    4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
    5. Занимаемая должность.
    6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

    Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

    Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

    А также взрослых. Дело все в том, что в 2006 году в России вышел специальный закон, который наложил ограничение на компании и учреждения в отношении использования тех или иных сведений о человеке. Соответственно, со сбором и обработкой данных о людях стали возникать проблемы. Особенно в отношении несовершеннолетних. Родители должны знать, что такое персональные данные, а также как защищать их при выявленных нарушениях. На самом деле все не так трудно, как кажется. Главное - разобраться в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. На что следует обратить внимание в первую очередь?

    Определение

    Например, необходимо разобраться, что такое персональные данные детей. Этот момент крайне важен. Не все понимают, какую информацию организации могут использовать, а какую нет в том или ином случае.

    На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Персональные данные человека - это сведения, которые помогают установить личность и составить общее впечатление о гражданине. Например, вес, рост, а также сведения о здоровье, Ф. И. О. и дата рождения. Можно сказать, это личная информация о человеке.

    Несколько составляющих единого целого

    Теперь понятно, что такое персональные данные. Что к ним относится? Иногда догадаться бывает не так просто. Но чтобы не возникали лишние вопросы, можно просто заглянуть в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. В нем указываются несколько категорий личной информации.

    На данный момент персональные данные разделяются на:

    • общие;
    • биометрические;
    • специальные.

    Что относится к каждому типу информации? Запомнить не так трудно. Многое зависит от возраста гражданина. У детей персональной информации гораздо меньше, чем у взрослых. Это вполне нормальное явление.

    К общим относят имя, фамилию, отчество, образование человека. Также сюда включают сведения о фактическом месте проживания, прописке. Трудоустроенные граждане (например, дети после 14-16 лет) имеют еще и данные о месте работы, заработке.

    Специальная информация персонального типа - это данные, которые помогут в полной мере охарактеризовать человека. В основном то, что не относится к общему типу. Речь идет о расовой и половой принадлежности, политических и религиозных взглядах. Помимо всего прочего, сюда относят медицинские заключения о состоянии здоровья.

    Как нетрудно догадаться, - это не что иное, как биологические материалы, служащие для идентификации гражданина. У каждого человека это ДНК, радужка глаз, а также данные о росте и весе. Сюда относят еще фотографии и видеоролики. Они тоже помогают установить личность человека.

    Выражение согласия

    Персональные данные детей и взрослых находятся под защитой закона в Российской Федерации. Выход ФЗ № 152 "О персональных данных" наложил на организации и учреждения запреты на использование сведений о людях. Но в установленном законом порядке можно снять данные ограничения.

    Как именно? Каждый гражданин должен дать свое согласие на обработку и сбор персональных данных. Тогда можно будет пользоваться сведениями о человеке. Но с определенными ограничениями. О них немного позже.

    Для начала следует обратить внимание на то, что персональные данные несовершеннолетних детей обрабатываются и могут быть собраны только с согласия законных представителей. Это значит, что родители или опекуны при обращении в то или иное учреждение должны заполнить заявление установленного образца. Без него нельзя пользоваться сведениями о ребенке.

    Установление запретов по закону

    Тем не менее все вышесказанное не позволяет организациям по своему усмотрению распоряжаться теми или иными данными о несовершеннолетнем. ФЗ № 152 "О персональных данных" накладывает некоторые ограничения. О чем идет речь?

    Дело все в том, что защита персональных данных детей - это обязанность родителей. Но и сам закон побеспокоился о том, чтобы личная информация всех граждан страны не могла быть использована не по назначению.

    Изначально родители дают согласие на изучение и сбор определенной личной информации о несовершеннолетнем. Это необходимо для достижения той или иной цели. К примеру, для постановки диагноза и назначения лечения в больнице. Как только результат будет достигнут, обрабатывать и продолжать сбор сведений о ребенке (или взрослом человеке) запрещается. Нарушение данной нормы в той или иной степени накладывает на организацию административный штраф.

    В письменной форме

    Уже было сказано, что для волеизъявления относительно изучаемого вопроса стоит заполнить бланк ребенка. То есть документ представляется только в письменной форме. Устное согласие - не аргумент для использования в той или иной мере сведений о несовершеннолетних.

    Также разрешается в свободной форме дать согласие. На самом деле это не так трудно. Подобная практика позволяет защищать персональные данные (что к ним относится, уже понятно).

    Самостоятельный документ

    Соответственно, изучаемая бумага - это способ защиты информации личного характера. Причем при нарушении установленных правил родители или уже совершеннолетние граждане имеют право на обращение в суд. На практике подобные случаи время от времени встречаются.

    Именно для того, чтобы обезопасить своего ребенка от сбора и обработки сторонней информации, рекомендуется самостоятельно писать согласие на работу со сведениями о несовершеннолетнем. Но как правильно это сделать?

    Достаточно знать составляющие бумаги. На отдельном листе придется написать:

    • данные о родителе-заявителе (Ф. И. О.);
    • Ф. И. О. несовершеннолетнего ребенка;
    • законного представителя;
    • сведения из свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
    • информацию из паспорта ребенка (если такие данные имеются, для детей от 14 лет);
    • цель обработки и сбора сведений (к примеру, для выдачи медицинского заключения);
    • всю информацию о несовершеннолетнем, которая будет обрабатываться;
    • срок действия бумаги;
    • порядок отзыва разрешения (не обязательно, обычно не пишется);
    • операции, которые можно совершать с полученной информацией о ребенке.

    Соответственно, родители должны тщательно продумать все пункты заявления, а затем написать их. В самом конце ставится дата составления соглашения, а также подпись законного представителя с расшифровкой. Ничего трудного в этом нет.

    Принуждение

    Как быть, если не хочется предоставлять персональные данные? Дети (Роскомнадзор указывает, что законные представители в полной мере отвечают за защиту личной информации несовершеннолетних) в школах и дошкольных учреждениях довольно часто заполняют разнообразные тесты. Им они кажутся веселыми. На самом деле это сбор персональной информации. И нередко подобные "развлечения" проводятся в принудительном порядке.

    Родителям следует знать, что они имеют право не предоставлять право на сбор и обработку данных о ребенке. Но при этом отказать в тех или иных услугах гражданам не имеют права. Например, не принять в детский сад. Соответственно, никто не может принудить к подписанию согласия на обработку личной информации. Это противозаконно. Родители должны помнить, что данный документ - это право, а не обязанность.

    Необходимые сведения

    Тем не менее какие-то личные сведения о ребенке все равно предоставляются. Чтобы защита персональных данных детей была воплощена по максимуму, рекомендуется самостоятельно писать согласие по ранее предложенному принципу. Основным плюсом является то, что можно указать максимально узкий спектр сведений о несовершеннолетнем, который 100% необходим для достижения той или иной цели.

    О чем идет речь? Стоит рассмотреть пример на основании общеобразовательных учреждений. Что требует школа? Персональные данные (дети не отвечают за их защиту, этим вопросом должны заниматься законные представители) о несовершеннолетних собираются разнообразные. Чаще всего родителям просто дают бланк установленного образца. Как правило, школа после подписания бумаги родителями получает доступ ко всей информации о ребенке - и о его здоровье, и о половой принадлежности, и о Ф. И. О.

    На самом деле для данного учреждения подобного рода сведения являются лишними. Поэтому, чтобы осуществить защиту личной информации, законные представители должны написать документ, который указывает на согласие в обработке:

    • имени;
    • фамилии;
    • отчества;
    • возраста;
    • места проживания (или прописки);
    • половой принадлежности.

    Для обучения в школе этого достаточно. Следует помнить, что требовать справки о состоянии здоровья или любые другие сведения никто не имеет права для принятия в ОУ.

    Отказы

    Еще один нюанс - это то, что персональные данные детей, как уже было сказано, время от времени в разнообразных организациях собираются и обрабатываются. Например, для выявления обстановки в семье. Каждый родитель вправе запретить подобные действия. Желательно сразу побеспокоиться о написании отказа на сбор и обработку персональных данных несовершеннолетнего.

    Как правило, составляется документ в свободной форме. Он будет выглядеть приблизительно следующим образом:

    "Я, Ф. И. О. (данные паспорта), мать Ф. И. О. (данные из паспорта ребенка, если есть), ученика (сведения об ОУ и классе обучения несовершеннолетнего), отказываюсь от сбора и обработки персональных данных моего ребенка. Разрешаю использовать только: имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, место проживания и прописки. Передачу третьим лицам запрещаю. В противном случае буду обращаться в суд в установленном законом порядке".

    Для Сети

    Отдельного внимания стоит защита персональных данных детей в Интернете. Дело все в том, что в Сети довольно часто собирают личную информацию. Она может использоваться для разных целей. Поэтому необходимо как-то обеспечивать защиту информации о детях.

    Сделать это не так трудно. Достаточно воспользоваться следующими советами:

    1. Установить на компьютер фильтры почты и антивирусные приложения.
    2. Отрегулировать на ПК "Родительский контроль".
    3. Делать время от времени копии информации с компьютера. Желательно копировать все на съемный жесткий диск.
    4. Разрешать детям использование только проверенных сайтов.
    5. Периодически менять пароль от социальных сетей и прочих аккаунтов. Как своих, так и ребенка.
    6. Проводить беседы с ребенком на тему правильного общения в Сети.

    Следует пояснить несовершеннолетним, что новым знакомым не стоит отправлять информацию о себе. В том числе фото и видео. Аккаунты в социальных сетях рекомендуется сделать защищенными в настройках приватности.

    Полагаю, коллеги, если не все, то очень многие из ваших клиентов-предпринимателей получали запросы от излишне любопытных правоохранителей, в которых от них требовали предоставить информацию, практически, обо всей организационной и финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

    Прежде, чем рассказать, как бороться с этой напастью, хотелось бы пояснить - как эти запросы рождаются.

    Не секрет, что нынешний ОЭПиПК - наследник УБХСС советского периода, но с существенными отличиями; во-первых, данная служба работала на государство и боролась с хищениями социалистической собственности на предприятиях государственной и колхозно-кооперативной форм собственности; во-вторых, в отличие, скажем, от уголовного розыска, деятельность которого была направлена на раскрытие готовящихся или совершенных преступлений, деятельность УБХСС была направлена на выявление различных хитрых, и не очень, схем хищения, что требовало, зачастую, ювелирной работы.

    Нынешние же «борцы» за сохранность многообразия форм собственности, во-первых, не факт, что всегда преследуют интересы государства (про права и законные интересы граждан, вообще говорить несерьезно); во-вторых, действуют более примитивно и схематично, в основном, рассчитывая на психологический эффект от своего появления на горизонте, нашего, и так достаточно забитого и запуганного «малого и среднего» предпринимателя.

    Итак, допустим, в процессе оперативной проверки предприятия «А» выясняется, что у него были деловые связи с организациями «Б», «В», и т.д.

    При этом, совсем не имеет значения - было ли привлечено руководство предприятия «А» к уголовной или административной ответственности - достаточно того, что оно попало в поле зрения правоохранителей в связи с каким-нибудь, предположим, уголовным делом, к которому предприятие «А» имеет самое косвенное отношение.

    Вот, именно для этого и рассылаются подобные запросы - получить как можно больше информации по принципу «хочу все знать».

    Достаточно часто получение такого запроса вызывает панику у владельцев небольших производств, магазинов, кафе, и т.д.

    Самые же пугливые, или же, в силу особенностей психологии, скажем так - странные, либо, безропотно передают все требуемое, либо, надеются «договориться», как именно - уточнять не будем…

    Предприниматель, передавший документы по такому запросу, смутно догадываясь, что у него возникли проблемы, но в силу правовой неосведомленности, даже не подозревает объем этих неприятностей, и, что немаловажно - их денежный эквивалент.

    Я, сейчас, не о коррупционной составляющей, хотя и ее сбрасывать со счетов нельзя.

    Редко кто анализирует нормы права, на которые имеются ссылки в запросе - само упоминание ФЗ «О полиции» и ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности» повергает нашего предпринимателя в дрожь; мысль же о том, что адвокаты и существуют, как раз для того, чтобы подсказать выход из данной ситуации, приходит в голову в последнюю очередь, если приходит вообще.

    Предположим, что некий предприниматель решился, и посетил адвоката, с вопросом - что можно сделать в этой ситуации, и можно сделать что-нибудь, вообще?

    Первое, на что должен обратить внимание адвокат - на реквизиты запроса - не только номер и дату исходящего, но и на то, кто подписал данный запрос.

    Здесь нам поможет Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 29.09.2016) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», в котором определена компетенция сотрудников органов внутренних дел, обладающих правом принимать решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, а для этого лицо, подписавшее запрос на получение информации должно указать свою должность полностью, а не ограничиваться словами «начальник» «заместитель начальника», и т. д.

    Могут возразить - но на бланке-то запроса указано, какое именно подразделение направляет запрос.

    На такое возражение можно ответить, что, во-первых, эти бланки, используя современные методы, можно изготовить в неограниченных количествах; во-вторых, адресат такого запроса не должен гадать - начальник, или заместитель, какого именно подразделения подписал этот запрос. Вполне возможно, что должностное лицо, подписавшее запрос, просто, использовало бланк подразделения, к которому никакого отношения не имеет.

    Но это только присказка - теперь начнется самое главное - оценка обоснованности направления запроса.

    В предлагаемом вниманию примере запроса имеются ссылки на ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции».

    Иногда, на вопрос об обоснованности направления запроса, «простодушные» оперативники отвечают, что, мол, указанные нормы и есть это самое обоснование. Отнюдь - ответим мы - это обоснование для проведения оперативно-розыскных действий, а не направления запроса, в данном, конкретном случае.

    Теперь, чтобы наши возражения, носили неопровержимый характер, обратимся к тем нормам, на которые ссылается врио заместителя начальника, не идентифицированного подразделения.

    Начнем со ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой:

    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

    1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
    2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Если отсутствуют обстоятельства для проведения оперативно-розыскного действия (кстати, направление запроса является только инструментом для проведения таких оперативно-розыскных действий, как наведение справок, исследование предметов и документов), нет и оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия.

    Теперь обратимся к п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция вправе:

    проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации

    Но, если, как сказано выше, отсутствуют основания для проведения оперативно-розыскных действий, в силу специальной нормы, не может применяться и общая норма, позволяющая их осуществлять.

    К слову, ранее в запросах о получении информации полицейские ссылались на п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция имеет право:

    …в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан…

    Почему – спросите вы – в запросах о предоставлении информации, изменилась ссылка на норму, касающуюся прав полиции?

    Весь «секрет» кроется в том, что п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», при истребовании информации, требует наличия возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении, а вот п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» говорит только о праве проводить оперативно-розыскные мероприятия, что полицейскими, по только понятной им логике, воспринимается в качестве безусловного права истребовать любую информацию без какого-либо правового основания.

    А что будет, если запрашиваемая информация, все же, не будет представлена?

    По сравнению с тем, что может случиться с предпринимателем, если она была бы представлена – всего лишь привлечение к административно ответственности по , санкции которой предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Но мы же с вами люди законопослушные, и действуем в рамках правового поля, поэтому, лучше всего, через адвоката, направляем свой запрос должностному лицу, требующему предоставить ему информацию – а чем, собственно, вызван интерес к нашей организации, или предпринимателю, в рамках какого уголовного дела, или дела об административном правонарушении?

    Здесь на нашей стороне, кроме уже упомянутой ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», выступает целый ряд статей Конституции РФ:

    Часть 2 ст.24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Часть 2 ст.45 Конституции РФ: Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Часть 1 ст.51 Конституции РФ: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Примерно, в 80% случаев, после получения такого запроса, интерес правоохранителей к предпринимателю пропадает.

    Если же попадаются совсем уж «упертые» граждане-полицейские, воспринимающие действия по защите предпринимателей против творимого им произвола, как личное оскорбление, тут уж вступает в силу «тяжелая артиллерия» в виде жалоб в прокуратуру, а в особо «запущенных» случаях, в виде сообщений в подразделения Следственного комитета РФ.

    Разумеется, в рамках одной публикации, я не могу подробно описать все способы противодействия незаконным действиям должностным лицам полиции, действующих за гранью своих полномочий, или злоупотребляющих ими – при всей внешней схожести каждый из случаев незаконных действий давления на бизнес индивидуален – в данной публикации, всего лишь, сделан легкий «набросок» таких способов.

    Поэтому, мой совет – если вам принесли запрос о предоставлении информации, не спешите увязывать папки с документами для передачи по такому запросу, и, уж, тем более, не пытайтесь «договориться» о возможности не предоставлять требуемые документы или их копии; помните – закон на вашей стороне, а адвокат всегда придет на помощь.