Можно ли полностью лишить ежемесячной премии военнослужащего. Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Судебная практика по

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон) премия устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты премии определяются Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи".

В настоящее время достаточно часто на местах применяется практика, когда военнослужащему, получившему дисциплинарное взыскание, во-первых, не выплачивается премия вообще, а во-вторых, невыплата премии либо уменьшение ее размера производится неоднократно лишь по факту наличия ранее полученного дисциплинарного взыскания и при отсутствии взысканий, полученных в месяце, за который производится выплата.

Рассмотрим данную проблему подробнее.
Согласно п. 210 утратившего силу Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, командиры (начальники) имели право полностью лишать военнослужащих премии за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины. Представляется, что некоторые должностные лица, по сути, продолжают руководствоваться именно этими давно утратившими силу нормами, в то время как действующий Порядок аналогичных норм не содержит.

Премия не выплачивается в случаях, указанных в п. 82 Порядка, который полностью дублирует п. 6 Правил.

Перечень указанных в п. 82 Порядка случаев является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Ни упущения по службе, ни дисциплинарные взыскания в этом перечне не указаны. Соответственно даже при наличии таковых премия должна выплачиваться. Вопрос лишь в том, в каком размере. Установление этого размера согласно п. 80 Порядка находится в компетенции соответствующего командира (начальника), издающего приказ о выплате премии. Тем не менее с учетом вышесказанного в рассматриваемом случае он не может равняться нулю. К тому же размер как понятие есть величина положительная.

К сожалению, ни минимальный размер премии, ни собственно четкие правовые критерии, по которым оценивается качество исполнения должностных обязанностей, в настоящее время не определены, что, конечно же, создает определенные предпосылки для необоснованно широкого усмотрения должностных лиц при принятии решения о ее выплате. Справедливости ради следует отметить, что разработка таких критериев - задача непростая.

Не содержит Порядок и каких бы то ни было указаний относительно минимального и максимального размера, на который допускается снижение премии. Поэтому в принципе законным будет снижение премии, например, как на 5%, так и на 95%.

Отметим также, что уменьшение размера премии есть право, а не обязанность командира (начальника). Получение военнослужащим дисциплинарного взыскания не влечет за собой ни автоматического уменьшения премии, ни тем более, с учетом вышесказанного, ее лишения. Взыскание учитывается при определении размера премии. Как учесть - это компетенция соответствующего должностного лица. При наличии определенных условий (например, высокие показатели в решении поставленных задач, качественное и эффективное исполнение должностных обязанностей и т.п.) командир (начальник) вполне может прийти к выводу и об отсутствии необходимости снижения военнослужащему премии, даже с учетом полученного премируемым дисциплинарного взыскания. И это будет абсолютно законно.

Однако наибольший интерес представляет вопрос о неоднократном снижении (а на практике чаще полном лишении) премии за одно и то же дисциплинарное взыскание.


Как уже было отмечено, прежний Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, предусматривал снижение либо лишение премии на основании ежеквартальных рапортов непосредственных начальников, в которых должны были быть указаны конкретные причины, послужившие основанием для такого снижения (лишения). Сославшись на дисциплинарное взыскание, полученное в квартале, за который производилось премирование, как на причину для снижения (лишения) военнослужащему премии, непосредственные начальники при подаче рапорта о премировании за другой квартал на ту же причину повторно не ссылались как само собой разумеющееся. Ведь военнослужащий, как говорится, свое уже получил. Казалось бы, преемственность такого подхода должна была сохраниться и найти свое отражение в Порядке. Однако последний, как уже было отмечено, подачу таких рапортов не предусматривает, а в результате неправильного, по мнению автора, толкования соответствующими командирами (начальниками) п. 80 Порядка сложилась практика, согласно которой при определении размера премии учитываются все неснятые дисциплинарные взыскания.

Такой подход представляется неправомерным по следующим основаниям:

Во-первых , дисциплинарный проступок с момента его обнаружения и пресечения, как правило, не может влиять в будущем на качество и эффективность исполнения должностных обязанностей лицом, его совершившим.

Во-вторых, несмотря на то что лишение премии, строго говоря, мерой дисциплинарного воздействия не является, неоднократное ее уменьшение (лишение) на том лишь основании, что военнослужащий имеет неснятое дисциплинарное взыскание, фактически есть не что иное, как неоднократное наказание (наказание рублем) за один и тот же проступок.

В-третьих , поскольку согласно п. 80 Порядка конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии (т.е. премия, по сути, выплачивается по итогам работы за месяц), то, соответственно, наличие не снятого дисциплинарного взыскания за проступок, совершенный за пределами периода премирования, само по себе не влияет на качество и эффективность выполнения должностных обязанностей в этот период и не может служить основанием для уменьшения (лишения) премии. Поэтому положение п. 80 Порядка "с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки", по мнению автора, следует понимать не иначе как "с учетом имеющихся дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки, совершенные в месяце, за который производится выплата премии".

В-четвертых , согласно ст. 2 Закона премия является составной частью денежного довольствия военнослужащих. Поэтому уменьшение ее размера военнослужащему, добросовестно исполнившему свои должностные обязанности в месяце, за который производится выплата премии, лишь на том основании, что ранее (за пределами периода премирования) им было получено дисциплинарное взыскание, есть не что иное как дискриминация в оплате труда, запрещенная ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Для сравнения также отметим, что в настоящее время военнослужащие и лица гражданского персонала получают предусмотренное Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование в виде дополнительных выплат (премий) по результатам службы (работы). Данный Порядок утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".

Согласно п. 7 указанного Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование . При этом издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.


Выше уже говорилось о том, что никаких четких нормативно установленных критериев оценки качества и эффективности исполнения должностных обязанностей, применяемых при решении вопроса о премировании, не имеется, равно как не было и нет нормативно установленных критериев по оценке результатов их исполнения, учитываемых при выплатах по материальному стимулированию. Усмотрение должностных лиц при принятии решения о размерах дополнительного материального стимулирования было (и в принципе остается) настолько широким, что порождало (и порождает) многочисленные жалобы как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала, о чем прекрасно известно читателям.

В соответствии с п. 11 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не представляются к дополнительному материальному стимулированию:
- военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
- военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;
- лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;
- военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.

Как видим, и здесь фигурируют известные нам "лица": дисциплинарные взыскания, результаты проверок по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке. Правда, речь уже идет именно о неудовлетворительных результатах. И они не влияют на размер материального стимулирования, а являются основаниями для отказа в его выплате. Кроме того, во внимание принимаются результаты последних проверок независимо от того, когда они проводились, - в период премирования либо за его пределами.

Что же касается дисциплинарных взысканий, то, как видим, учету подлежат взыскания только за грубые дисциплинарные проступки, совершенные военнослужащими лишь в период премирования.

Рассмотрим судебную практику по делам о военной службе.

За упущения по службе воинский начальник вправе лишить единовременного денежного вознаграждения и премии либо уменьшить их размер.

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2005 года N ВКПИ05-80 по заявлению Г.

Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором ходатайствовал признать недействующими п. 4 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" в части указания о том, что "командиры отдельных батальонов, полков, соединений, командующие армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им равные и выше командиры (начальники) имеют право уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины", а также п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга согласно приложению N 2, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" в части указания о том, что "командиры (начальники) имеют право уменьшать размер премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины".

Г. полагал, что указанные нормативные акты Правительства Российской Федерации в оспариваемой части противоречат ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 4, 5, 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку позволяют воинским должностным лицам по субъективному усмотрению не выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установленное федеральным законом единовременное денежное вознаграждение и премию за упущения по службе, чем ущемляют их права.

Кроме того, заявитель полагает, что оба Постановления не согласуются с положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, который не предусматривает такого дисциплинарного наказания за "упущения по службе", а неопределенность этого понятия может служить основанием для снижения (лишения) единовременного денежного вознаграждения либо премии.

Военная коллегия Верховного Суда РФ нашла заявление Г. не подлежащим удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, а также оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(Аналогичное положение содержалось и в п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих", введенного в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих").

В соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, а также распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Норма, определяющая компетенцию Правительства Российской Федерации по изданию постановлений и распоряжений, а также обеспечению их исполнения, изложена в ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также в ст. 30 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации".

В силу этого Совет Министров - Правительство Российской Федерации 19 апреля 1993 года издал Постановление N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", в п. 4 которого предусмотрел порядок выплаты единовременного денежного вознаграждения указанным категориям военнослужащих, а также право командиров отдельных батальонов, полков, соединений, командующих армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им равных и выше командиров (начальников) уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины.

Постановлением от 14 июля 2000 года N 524 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга и предусмотрело за командирами (начальниками) право уменьшать размер премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины.

Таким образом, принимая соответствующие Постановления, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий.

Воинская дисциплина в соответствии со ст. 1 названного Устава есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Нарушение воинской дисциплины или общественного порядка без признаков уголовного преступления либо административного проступка согласно ст. 48 Дисциплинарного устава ВС РФ влечет за собой применение к виновному мер дисциплинарной ответственности, перечень которых определен этим Уставом.

Действия же военнослужащего, которые в силу малозначительности не образуют признаков дисциплинарного проступка, могут быть расценены как упущения по службе.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 и ч. 2 ст. 88 Дисциплинарного устава ВС РФ за упущение по службе командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, высказать подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание, которые дисциплинарными взысканиями не являются. При этом таких мер воздействия, как лишение единовременного денежного вознаграждения по итогам года и премии за образцовое выполнение воинского долга в связи с упущением по службе, Дисциплинарный устав ВС РФ не содержит.

Однако это не свидетельствует о том, что Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340 и Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 противоречат Дисциплинарному уставу ВС РФ.

В отличие от Устава, положения которого определяют сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб (преамбула Устава), оспариваемые Постановления Правительства РФ регламентируют иные отношения воинских должностных лиц и подчиненных военнослужащих, связанные с порядком производства поощрительных выплат проходящим военную службу по контракту военнослужащим, добросовестно исполняющим должностные обязанности и образцово выполняющим свой воинский долг.

К научным работникам, назначаемым на конкурсной основе, относятся старшие, ведущие и младшие научные сотрудники.

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2005 года N ВКПИ05-23 по заявлению С.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой признать незаконным и недействующим со дня принятия подп. "а" п. 2 Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей".

С. считал, что подп. "а" п. 2 названной Инструкции противоречит действующему законодательству, в частности ст. 18, чч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, а также Приказу Минобразования Российской Федерации от 26 ноября 2002 года N 4114, которым утверждено Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации.

При этом С. указал, что в Военно-медицинской академии, где он проходил военную службу, должность главного научного сотрудника введена в 2001 году, однако конкурс на ее замещение не проводился, в том числе и в связи с отсутствием в оспариваемой норме требования о замещении этой должности на конкурсной основе.

Применение данной нормы, по утверждению заявителя, существенно ограничило права офицеров на замещение такой должности на конкурсной основе, а также нарушает его права, поскольку позволило должностному лицу без проведения конкурсного отбора назначить его на должность, которой он не соответствует.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации нашла заявление С. не подлежащим удовлетворению.

Утверждение С., что подп. "а" п. 2 обжалуемой им Инструкции (Приказ МО РФ N 230 2000 г.) противоречит п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Приказу Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114, является ошибочным. Данные нормативные правовые акты предусматривают порядок замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации по трудовому договору, перед заключением которого требуется проведение конкурсного отбора в установленном порядке.

Как установлено в судебном заседании, п. 4.6 разд. 4 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в части замещения должностей научных работников гражданским персоналом полностью соответствует положениям указанных нормативных правовых актов.

Таким образом, в условиях Вооруженных Сил РФ Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114 исполняются.

Что касается назначения офицеров на должности научных работников высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, то суд, с учетом особенностей прохождения ими военной службы, полагает, что определенные особенности такого назначения допустимы и не противоречат законодательству в области образования.

При этом отсутствие в подп. "а" п. 2 Инструкции (Приказ МО РФ 2000 г. N 230) ссылки на необходимость проведения конкурсного отбора для замещения штатной должности главного научного сотрудника военнослужащим-офицером о запрете проведения конкурса для назначения на эту и другие должности научных работников МО РФ не свидетельствует.

Помимо прямого указания о конкурсном отборе в Положении о порядке прохождения военной службы, это же вытекает из положений ст. ст. 101 и 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", в соответствии с которыми к научным работникам высшего военно-учебного заведения, назначение на должности которых производится на конкурсной основе, относятся офицеры, занимающие должности старших, ведущих научных, научных и младших научных сотрудников.

Таким образом, требование Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114) о конкурсном отборе при замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, независимо от ведомственной принадлежности, в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации соблюдается.

Это подтверждается фактическим проведением в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова конкурсного отбора офицеров на должности научного и младшего научного сотрудников, не указанных в подп. "а" п. 2 Инструкции (Приказ МО РФ 2000 г. N 230), и назначением их на эти должности по конкурсу, то есть в соответствии с подп. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, имеющего высшую юридическую силу.

Назначение же С. на должность главного научного сотрудника ВМА им. С.М. Кирова без проведения конкурса не влияет на сделанный выше вывод, поскольку это произведено руководителем федерального органа Министерства обороны РФ, что исключает проведение конкурса, который согласно п. 3 Приказа Минобразования РФ 2002 г. N 4114 и приказов Министра обороны РФ 2000 г. N 230 и 2003 г. N 80 объявляется ректором (начальником ВВУЗа).

В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни воинских должностей, в том числе замещаемых на конкурсной основе, за исключением должностей, подлежащих замещению высшими офицерами.

Вследствие этого и в целях обороноспособности государства, в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова введена должность главного научного сотрудника (в единственном из всех ВВУЗов МО РФ), на которую Министром обороны РФ С. назначен по служебной необходимости.

В соответствии с п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы для назначения военнослужащего по служебной необходимости на равную должность его согласия не требуется. Поэтому при назначении С. на должность главного научного сотрудника (научно-исследовательского центра) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, являвшейся равнозначной занимаемой ранее, Министр обороны РФ за пределы предоставленных ему полномочий не вышел и порядка назначения военнослужащих на равные должности не нарушил.

Что касается утверждения заявителя о его несоответствии занимаемой должности, то этот вопрос, в силу ст. 27 ГПК РФ, не может рассматриваться Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции.

Ходатайство признать незаконным Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" оставлено без удовлетворения.

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 года N ВКПИ05-76 по заявлению У.

По мнению заявителя, при прохождении военной службы все военнослужащие исполняют общие, специальные и должностные обязанности. Каких-либо дополнительных обязанностей военнослужащие, проходящие службу в городах федерального значения, в столицах республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, в Московской и Ленинградской областях, не исполняют, поэтому надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в повышенном процентном размере им выплачивается необоснованно.

Кроме того, заявитель полагает, что Приказ Министра обороны РФ от 5 февраля 2005 года N 33 нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего Севера, в высокогорной местности и в других отдаленных местностях с неблагоприятными климатическими условиями, где транспортные расходы незначительны, однако существуют проблемы с трудоустройством членов семьи военнослужащего.

Военная коллегия Верховного Суда РФ нашла заявление У. не подлежащим удовлетворению.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", который определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула).

В силу п. 4 ст. 13 названного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.

С учетом перевода натуральных льгот в денежную форму (Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122) Правительство Российской Федерации 31 января 2005 года издало Постановление N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям лиц и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту", которым увеличило выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категории военнослужащих для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим и другим категориям лиц, проходящим службу (военную службу по контракту) в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, кроме того, Правительство РФ предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти право самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.

В развитие данного Постановления Министром обороны Российской Федерации 5 февраля 2005 года подписан Приказ N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих", которым увеличен размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, размер указанной надбавки увеличен до 200 процентов оклада по воинской должности в зависимости от категории военнослужащих. Издавая оспариваемый Приказ, Министр обороны Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а указание в нем о выплате отдельным военнослужащим повышенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от состава и места службы военнослужащих основано на положениях Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Оспариваемый заявителем Приказ не противоречит и принципам равноправия граждан и вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, поскольку вопросов денежного довольствия военнослужащих не регламентирует, а лишь предусматривает механизм компенсационных выплат в связи с заменой ряда натуральных льгот военнослужащих.

Утверждение заявителя о том, что данным Приказом Министр обороны РФ установил различные, в зависимости от места службы, размеры денежного вознаграждения военнослужащих является ошибочным, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, а также иных дополнительных выплат (денежное довольствие военнослужащего) определяются не Министром обороны, а Правительством Российской Федерации.

Более того, из содержания нормативных актов (ч. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47), на основании которых издан Приказ Министра обороны РФ от 5 февраля 2005 года N 33, следует, что повышение ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы связано с недопущением снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Не нарушает Приказ МО РФ от 5 февраля 2005 года N 33 и прав военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего Севера, в высокогорных и других отдаленных местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

При этом значительному количеству военнослужащих, проходящих военную службу в указанных местностях, где расходы на общественный транспорт, как правило, невелики, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 18 июня 2001 года N 275 "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, поэтому ее размер превышает размеры данной надбавки, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу на аналогичных должностях в других регионах Российской Федерации.

Таким образом, требования У. о признании незаконными и подлежащими отмене оспариваемых положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 по указанным в заявлении основаниям удовлетворению не подлежат.

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Физическая подготовка является одним из критериев, который в совокупности с иными, характеризующими качество и эффективность служебной деятельности военнослужащего, учитывается командованием при решении вопроса о выплате ему премии. Неудовлетворительный результат по физической подготовке сам по себе не может служить основанием для лишения военнослужащего премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира воинской части, связанные с лишением его премии в связи с наличием неудовлетворительных результатов по физической подготовке.
Решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда в удовлетворении данного требования отказано.
В апелляционном порядке решение отменено и принято новое о возложении на командование обязанности по установлению М. конкретного размера премии и изданию соответствующего приказа.
При этом окружной военный суд исходил из того, что предусмотренных п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 993 и п. 82 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700), оснований для лишения М. оспариваемой премии по делу не установлено.
Согласно пп. 79, 80 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц. Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом, в частности, результатов по физической подготовке.
Таким образом, командованием должна учитываться совокупность факторов, характеризующих качество и эффективность служебной деятельности военнослужащего в соответствующем месяце, и при отсутствии оснований для лишения премии (п. 82 Порядка) приниматься решение о конкретном размере премии в пределах, предусмотренных п. 79 Порядка.
Наличие неудовлетворительного результата по физической подготовке, как одной из составляющих оценки служебной деятельности военнослужащего, не является основанием для лишения премии, а может влиять только на ее размер.
<51>

Советы юристов:

1. Я военнослужащая мать троих детей находилась на больничном по уходу за ребенком и за это меня лишили ежемесячной премии. Законно ли это?

1.1. За отработанное время в месяце д.б. начислить, смотрите приказ по премиям. Подайте заявление прокурору военному.

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Здравствуйте, командир части лишить Вас премии за ДиДо не вправе, однако он может установить (снизить) конкретный размер премии исходя из субьективной оценки результатов Вашей служебной деятельности.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Имеют ли право лишить премию военнослужащим за 2 по Физо.

2.1. Основания лишения премии не установлены законом.
К основаниям лишения премии рекомендуется отнести основания, напрямую связанные с выполнением работником его трудовых обязанностей, например:
1) невыполнение плана работы в периоде, за который начисляется премия;
2) наличие дисциплинарного взыскания в периоде, за который начисляется премия.
Подробно основания лишения премии, перечисляется в вашем локальном нормативном акте о премировании.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Могут ли лишить премии 1010 (военнослужащий) из за не сдачи физ. подготовки?

3.1. разъясняю, что согласно п. 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от 26.07.2010 № 1010 не представляются к дополнительному материальному стимулированию, в том числе, военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке.
Таким образом, военнослужащие, имеющие неудовлетворительные результаты по физической подготовке в период, за который выплачивается премия, предусмотренная приказом Минобороны России от 26.07.2010 № 1010 не могут претендовать на выплату указанного выше материального стимулирования.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Могут ли лишить премии военнослужащего за одно и тоже 2 месяца подряд?

4.1. Могут лишить премии за правонарушения читайте свой контракт и положение о премировании.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Могут ли военнослужащего лишить премии за больничный по уходу за ребёнком.

5.1. Лишить премии могут, за дисциплинарный проступок, выговор, строгий выговор, и т. д...
Если так поступило командование их может поправить военная прокуратура и чтобы в пред себе такого не позволяли.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Могут ли лишить премии военнослужащего за неуд по боевой подготовке 1010

6.1. К сожалению, в настоящее время премия у военнослужащих стала стимулирующей выплатой, а не обязательной. Т.е. командир вправе ставить военнослужащему всего 1 % премии, так как он не совершал никаких подвигов. Поэтому получается, что Вашего мужа никто премии не лишит, а ему ее просто сделают меньше. И это даже в суде особо не оспоришь.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Могут ли лишить ежемесячной премии многодетного отца (военнослужащего)

7.1. Смотря что имеете в виду. Если - обязывает ли законодательство выплачивать премии таким отцам, вне зависимости от того, как они несут службу - тогда не обязывает.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Лишили премии 10.10 за не сдачу Физо на 100%. Законно ли это? Военнослужащий.

8.1. Почитайте коллективный договор. Там должно быть прописано, за что и на сколько лишают премии. Если там есть графа, включающая в себя физподготовку, то это законно.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Имеют ли право лишить военнослужащего премии за 2 по Физо?

9.1. Да, имеют право

Вам помог ответ? Да Нет


10. Я военнослужащих физическую подготовку сдал. Могут ли меня лишить премии 1010

10.1. данная премия выплачивается на усмотрение командира части, как правило во внимание принимаются наличие дисциплинарных взысканий

Вам помог ответ? Да Нет

10.2. В данном случае все будет зависеть от командира части.

Вам помог ответ? Да Нет

10.3. Лишить могут. Вы вправе обжаловать лишение Вас премии1010.

Вам помог ответ? Да Нет

11. За что могут лишить премии 1010 военнослужащего в полном размере?

Порядок
определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации

"11. Не представляются к дополнительному материальному стимулированию:
военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;


военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями".

Вам помог ответ? Да Нет

12. Могут ли лишить военнослужащего по контракту премии 10 10 за нарушение формы.

12.1. Да, вполне могут за нарушение порядка ношения форменного обмундирования.

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Согласно данному приказу, премии могут быть лишены военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

Военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;

Лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;

Военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.

Если ваш случай не вписывается в указанное, то командир не имеет права лишить вас премии, но может установить ее размер
Удачи вам!!

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я пока еще военнослужащий, но в недалекой перспективе увольняюсь по ОШМ и ухожу в запас. Вопрос в следующем: когда-то в прошлом году получил взыскание и после этого премия за добросовестное исполнение... (короче говоря премия) ежемесячно не выплачивалась в полном объеме из-за наличия неснятого взыскания. Могу ли я через суд обязать выплатить мне незаконно лишенные (по моему мнению) деньги за прошедшие месяцы и как мне это обосновать?

13.1. Здравствуйте, если Вы считаете, что командир части неправомерно снизил Вам премию за ДИДО, то Вы вправе были обратиться в гарнизонный военный суд с административным иском в течение 3 месяцев со дня, когда Вы узнали об указанных выше действиях.
Однако, командир части исходя из оценки результатов Вашей служебной деятельности, а также с учетом наличия дисциплинарных взысканий, показателей по физо, предметам боевой подготовки и т.п, вправе был установить конкретный размер премии.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Я военнослужащий у меня вопрос за что могут лишить премии с 25%,до 5% если до этого я был прикомандирован в другое подразделение, а после сразу ушёл в отпуск, на каком основании меня могли решить премии в полку где я числюсь!

14.1. Согласно Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»
П. 82 Премия не выплачивается военнослужащим: проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;

Направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Вам помог ответ? Да Нет

15. Я военнослужащий, в течении прошлого года сдавал физическую подготовку на 2 и в конце года меня лишили 15% премии за "добросовестное и эффективное исполнение своих обязанностей", могут ли лишать так премии без выговоров и предупреждений?

15.1. лишть полностью премии за ДИДО командир части Вас не вправе, а вот снизить (установить конкретный размер) вполне имеете право исходя из оценки результатов Вашей служебной деятельности.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я военнослужащий, 21.03.2019 года выписал я из госпиталя с группой ЛФК, обратился в санчасть своей в/ч с выписным эпикризом, сказали что занесут в приказ (что освобождён ОТ сдачи физической подготовке). Уехал в командировку по приезду в ноябре узнал что меня лишили премии за несдачу физ. Подготовки. Оказывается меня не включили в приказ, по итогу меля лишили премии за 6 месяцев и премии 1010, могу ли я вернуть деньги, и 1010

16.1. Неизвестно, зависит от конкретики. По тому, как описано в вопросе - сможете вернуть, обжаловав, вплоть до суда, такие необоснованные решения.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Муж военнослужащий, командир части лишил премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за время, в которое муж находился в госпитале и отпуске. Правомерны ли действия руководства?

17.1. Приветствую Вас.
Все верно. Премия выплачивается по приказу руководителя.
За время отсутствия на службе премия не выплачивается.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Я военнослужащий контрактной службы у меня в 2017 году было уголовное дело мне дали штраф 30 тысяч. В этом году меня из за этого лишили премии 1010. Имели ли они право меня лишить?

18.1. Нет, это не основание для лишения премии.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Я военнослужащий. Состою в группе ЛФК, болезнь сустава на ноге. Сустав не работает. Командир сказал что меня лишат премии 1010 на 50%.Законно это и на какой приказ я могу опираться что это не законно. Спасибо.

19.1. Скорее всего у вас в связи с заболеванием отсутствуют положительные результаты по физподготовке, поэтому и хотят выплатить меньшую сумму. Вы вправе обратиться с жалобой в военную прокуратуру.

Приказ Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.09.2010 N 18395)

Вам помог ответ? Да Нет

20. Я военнослужащий. Мне поставили оценку 2 по РХБЗ. Могут ли из-за этого лишить премии 1010?

20.1. Да, это к сожалению возможно.

Вам помог ответ? Да Нет

20.2. разъясняю, что в соответствии с п. 11 приказа Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) подготовке являются основанием для лишении военнослужащего указанной премии.

Вам помог ответ? Да Нет

20.3. разъясняю, что в соответствии с п. 11 приказа Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) подготовке являются основанием для лишении военнослужащего указанной премии.

Вам помог ответ? Да Нет

20.4. разъясняю, что в соответствии с п. 11 приказа Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) подготовке являются основанием для лишении военнослужащего указанной премии.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Понизят ли выплату премии за неявку на сдачу физической подготовки военнослужащему находящемуся в отпуске и могут ли на основании этого лишить премии 1010

21.1. Конечно же нет.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Муж военнослужащий. В декабре 2017 г получил на службе травму, но по "официальной" версии, получил травму возвращаясь со службы, результат-где-то с апреля или мая 2018 года лишили ежемесячной премии, законно ли это?

22.1. В действительности где Ваш муж получил травму и при каких обстоятельствах?

Вам помог ответ? Да Нет

23. Военнослужащий получил "двойку" в 2017-м году по ФИЗО, сейчас через пару дней сдача нормативов, а он в командировке, могут ли ему перенести оценку "два" и тем самым лишить премии 1010 за 2018 год?

23.1. не могут. Приказом МО РФ 1010 определено, что выплата доп. мат стимулирования производится по результатам исполнения должностных обязанностей в отчетном периоде. Также названным приказом установлен исчерпывающий перечень оснований для невыплаты дмс. Лишаются те у кого в отчетном периоде, т.е. в 2018 году есть двойки по проф-должност. И физ подготовке. Союз И здесь важен. В данном случае, поскольку воен отсутствовал на сдаче нормативов по уважительной причине, ему согласно приказа МО РФ 200 (нфп) должны предоставить время для сдачи Физо. Даже если он получит два, это ещё не основание для лишения, но снизить дмс могут.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Могут ли военнослужащего лишить премии и вынести выговор из за того что члены его семьи не пришли на выборы мэра Москвы 2018 года. При этом муж уехал 9 сентября в командировку. Командование также не дало показать где будет находиться пункт. Москву мы знаем ещё плохо.

24.1. Наталья! Ст.32 Конституции РФ закрепляет именно право гражданина ходить на выборы а не обязанность! За то что члены семьи не пришли на выборы никто не имеет право наказать! Если же такое произойдет то смело можно обращаться к вышестоящему руководству или в военную прокуратуру! Удачи!

Вам помог ответ? Да Нет

25. Могут военнослужащего по контракту лишить премии за месяц если он освобожден от исполнения обязанностей военной службы по болезни, взысканий нет.

25.1. Альберт Крошкин.
Нужно знакомиться с Положением о порядке оплаты труда, определить правовую природу этой выплаты. Если эта выплата предусмотрена всем сотрудникам, то работник не может быть лишен ее в связи с временной нетрудоспособностью.

Вам помог ответ? Да Нет