Живая богиня кумари. Девочки из Непала – последние живые божества на планете

«Не ведьма, а еще хуже» (с)

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») - живое индуистское божество в Непале, которое почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. Это живой символ счастья. Кто ее увидит и кого она одарит своим вниманием, тот будет счастлив и удачлив всю оставшуюся жизнь. Считается, что Кумари - телесное воплощение богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Ей становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из низкой касты Шакья (золотых и серебряных дел мастеров) народа неваров, причем все они являются являющихся прихожанами большого буддистского баха (монастыря) в долине Катманду. Но как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело, и девочка должна вернуться домой.
В Непале имеется десять (разных районов и городов) Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Предыдущая Королевская Кумари, Преети Шакья, прошла ординацию 10 июля 2001 года в возрасте четырёх лет.

Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 08.10.2008 года в возрасте трёх лет.Вот такой она была в тот момент

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Сейчас королевская власть свергнута, видимо одна из тик была поставлена некачественно.

Ворота храма, где происходит эта церемония.

А вот и сам этот девятиярусный тридцатиметровый храм богини Таледжу на площади Дурбар в Катманду.

Рядом с храмом растет дерево, которое выращено из отростка от того знаменитого, под которым Будда обрел просветление.

Листья дерева просветления.

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Джаяпракаш Малла (последний правитель этой династии) вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что этот король сел играть в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Процедура избрания Кумари

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи - ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков среди трех-пятилетних девочек в рамках определённой касты ювелиров. И надо сказать, что этот выбор нелегок, так как малютка должна удовлетворить 32 требований. Прежде всего она должна быть красива: правильные черты лица, белые зубки, приятный голос, хорошие волосы, стройная с тонкой талией (в прошлом веке мода в Непале была иной: выбирали толстушек). Обязательно, чтобы девочка была с большими глазами. Конечно же, претендентка должна быть умной, уметь правильно ответить на многие вопросы, касающиеся окружающей жизни. Должна чураться разных соблазнов: украшений, красивой одежды, обильной еды и т.д. Ну, право, чем не конкурс красоты! Одно из требований: ее гороскоп должен совпадать с королевским.

А теперь наступает время основных испытаний. Главное для будущей богини - умение сохранять присутствие духа в любых неожиданных обстоятельствах. Например, девочка не должна пугаться внезапного появления короля - это считается дурной приметой. Она, естественно, должна уметь выходить с достоинством из любых острых ситуаций, обладать твердым, смелым характером. Даже взрослый может дрогнуть или потерять сознание при виде брызжущей крови, когда прямо на его глазах отрубают голову у барана или буйвола, а ребенок не смеет и глазом моргнуть. Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

Затем начинаются испытания в темноте: внезапно раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Ей нельзя закрыться руками, а следует идти, как будто ничего не происходит.

А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Если девочка проходит все испытания на панчаяте - совете жрецов, она лишается собственного имени, и ее нарекают новой богиней Кумари.

Жизнь Королевской Кумари

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар (или Чхен), где она постоянно живет вместе со своей семьей. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями, которые являются единственной возможностью для большинства непальцев увидеть свою живую богиню.

Это здание находится на углу площадей Дурбар и Басантапур. Оно 3-этажное, построенное в стиле вихарас, характерного сооружения с внутренним двориком в буддистских монастырях, и относится к 1757 г.

Внутри двора (Кумари Чоук) находится миниатюрная ступа. Находясь на нем, слышно как по крытым галереям бегают дети - Кумари и ее свита. Во двор может войти каждый, однако вход в само здание для неиндуистов и небуддистов запрещен. Желательно также оставить небольшое пожертвование в специальном ящике около ступы.

Первый этаж представляет собой маленький монастырь (баха), на втором находятся жилые помещения Кумари и ее свиты, а на третьем - молельные помещения и трон Кумари, сидя на котором она принимает посетителей. На ночь двери во дворец Кумари запираются, хотя, как ни странно, стража отсутствует. Возможно, фигуры стилизованных львов обеспечивают достаточную защиту этого священного места...

Хотя Кумари редко появляется на публике (13 раз в году, особенно во время празднования Индра Джатры), каждый (в т.ч. и неиндуист) может видеть ее, зайдя во дворик, сделав пожертвование и громко произнеся на непали "О, касто гаджаб!" ("О, моя богиня!"). Если Кумари услышит этот призыв, она на короткое время выглянет во двор из окна галереи. Фотографирование и видеосъемка при этом строго запрещены! Но мир не без смелых фотографов, которые выкладывают свои фото на сайтах.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Она не может работать и посещать школу, дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций её поведения:

Когда она кричит или плачет - серьёзная болезнь или смерть;
Когда она в слезах или потирает глаза - скорая смерть;
Когда она дрожит - тюремное заключение;
Когда она хлопает в ладоши - следует бояться Короля;
Когда она подбирает остатки предложенной еды - денежные потери.
Если же Кумари остаётся спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Судьба бывших Кумари

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус…

Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре раз выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт, так как она не приучена заботиться о себе, не умеет вести домашнее хозяйство.

В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля, как и муж первой Кумари, который умер во время свадьбы - пошла кровь из горла) Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж. Например, у Сунина Шакья (1969-1978) замужем и имеет сына и дочь

Современность и традиции

3 июля 2007 кумари города Бхактапура Саджани Сакья утратила свой статус после поездки в США для презентации фильма Живая Богина (Living Goddess) в Сильвердокском фестивале документальных фильмов телеканала Дискавери. Согласно традициям, Кумари не должна покидать Непал, поэтому поездка привела к осквернению её чистоты. Однако через несколько недель руководство храма заявило, что с неё не будет снят титул, потому что она готова пройти очистительные церемонии, снимающие осквернения, связанные с путешествием.

Кумари - это живая богиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.

Есть 3 версии, как возникла эта традиция. Первая - о том, что король Малла вступил в сексуальные отношения с ребенком. Девочка после этого умерла, а король во искупление греха учредил традицию избрания девочки живой богиней. Вторая легенда гласит о том, что король Малла сел икрать в кости с покровительницей долины Катманду, богиней Таледжу Бхавани. Король нарушил правила, и богиня, разгневавшись, перестала покровительствовать долине. Через некоторое время она сменила гнев на милость и пообещала возвращаться в образе девочки. Третья легенда - о юной девушке, изгнанной из королевства за то, что ею овладела богиня Дурга. Мудрая королева разгневалась за такую глупость супруга и пиказала вернуть девочку и почитать ее как воплощение Дурги.

Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ), золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: и размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер. Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и

есть настоящая богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.

Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. Этот дворец, он же храм, называется Кумари Чхен, в южной части площади Дарбар. В обычные дни она играет с детьми слуг, учебе под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центе - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз. Выглядит очень грозно.

Единственная возможность для большинства непальцев увидеть свою живую богиню - во время праздничных шествий на индуистских фестивалях и во время чествований королевской семьи.

Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни. Наверное, ее часто "дергают", отрывают от игр, потому что показывается она всего на несколько секунд.

Такая жизнь продолжается недолго - до начала взросления, то есть до первых месячных кровотечений. Если она потеряла много крови вследствие ранения или операции, то и тогда она теряет свою божественность. Правда, о таких случаях не известно.

И снова начинается новый цикл поисков богини в маленьких девочках. А старая удаляется из своего дворца с большим "наследством", оно могло бы стать неплохим приданым, но вступать в брак с бывшей живой богиней молодые люди не спешат, это считается очень неудачным выбором, приводит к несчастью. Поэтому чаще всего бывшие богини остаются на попечении родителей до конца дней, или уходят в монахини.

Чего можно ожидать от посещения экзотической малознакомой страны с богатой историей и традициями? Да чего угодно! Казалось, я готов ко всему. Но на деле оказалось не так. К чему-чему, но встретиться с живой богиней даже я оказался не готов.

Ну как "встретиться"... Нас не представили, мы не обменялись рукопожатиями, не выпили на брудершафт... Мы только встретились взглядами... Это был не мимолетный взгляд, мы смотрели друг другу в глаза несколько секунд... еще через несколько секунд богиня забыла о моем существовании, но я этот момент запомнил на всю жизнь.

Дело было в Катманду. Мы вышли в исторический центр города на площадь Дурбан. Это один из объектов, охраняемый ЮНЕСКО, где расположились старые храмы и старый королевский дворец. Сама площадь с древности была рыночной, и современные непальцы как бы поддерживают традицию, только сейчас здесь царствуют торговцы сувенирами. Увлекшись разглядыванием старинной архитектуры и изящной резьбы по дереву, я не сильно обращал внимание на комментарии гида, который был весьма условно "русскоязычный" (учился в свое время в Москве)и понять его было делом мудреным. По-этому, когда он пытался нам рассказывать о многочисленных богах индуистского пантеона, сам признавал, что 90 % информации как правило туристами не воспринимается, к чему он привык и не сильно настаивал, что бы мы подтверждали усвоение его слов. Тут же я заметил, что гид как-то настойчиво ищет от нас понимания, при этом сам был как-то заметно возбужден. Волей-не-волей пришлось вслушаться в его рассказ...

А говорил он нам о живой богине Кумари. . В инете оказалось большое количество информации, даже в русской Вики есть огромная статья, в которой изложено и три версии обожествления Кумари, и процедура избрания живой богини, и даже имена и дальнейшая судьба всех богинь с начала 20-го века. Я перескажу только то, что рассказал нам гид, так будет как-то правильне, по-моему.

Слово "кумари" можно перевести как "девочка", или "девственница". Существую старая легенда, что когда-то очень давно, еще в добуддийское время, король Джаяпракаш Малла (признаюсь, имя короля я естественно не запомнил, более того, я бы его правильно и не улышал, у гида был жуткий акцент, потому сам подсматриваю в Вики:)) вступил в порочную связь с маленькой девочкой пяти-шести лет, в результат чего девочка умерла. За это могущественная богиня Таледжу решила наказать короля. Она стала являться ему во снах в образе маленкькой девочки, требуя раскаяния. С тех пор король каждый год должен был проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.

Этой истории более 2500 лет, но ритуал поклонения Кумари то переодически появляся, то предавался забвению, пока последняя династия непальских королей не восстановила эту традицию в 17-м веке. С тех пор специальное жюри отбирает по каким-то критериям, не связанным с внешностью, девочку 3-4 лет, в которую вселяется богиня Таледжу. Эта девочка объявляется живой богиней, только она имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Богиня покидает тело Кумари, как только у девочки случается первая потеря крови. После этого девочка, проведшая почти десятилетие в специальном дворце, который ей позволялось покидать только раз в году, возвращается в обычную жизнь с пенсией от государства около ста долларов в месяц. Сущуствует поверие, что муж бывшей Кумари умирает в течении года после женитьбы, но в последнее время такая традиция перестала работать, и бывшие богини спокойно живут обычной жизью...

Как известно, королевское правление в Непале было прервано несколько лет назад, но традиция почитания Кумари остается очень устойчивой в современном Непале, даже у части населения, исповедующей буддизм. Более того, в Непале сейчас есть три Кумари, в каждой старой столице (Катманду, Бхактапуре и Патане) своя. В Катманду Кумари носит дополнительный титул "королевская". Сейчас каждое утро Живая богиня появляется на балконе своего дворца на несколько секунд и своим взглядом благословляет собравшихся. Считается, что если в тот момент, когда ваши взгляды встретятся, ее о чем-то мысленно попросить, то это обязательно случится...

Почти все это рассказывал нам гид, пока мы медленно шли вдоль рынка с сувенирами. В конце площади виднелся не выделяющийся ни чем трехэтажный красный дом. Оказалось, это был есть Кумари Гхар - дворец Кумари. "Если нам сильно повезет, мы сможем увидеть Кумари сегодня утром" - с такой надеждой мы направились ко дворцу.

Когда гуляешь по незнакомому городу, часто рассуждаешь, а правильно ли делаешь, что город изучаешь самостоятельно, может лучше нанимать гида? Однозначного ответа нет. Но в этом случае я знаю точно, что прошел бы мимо этого здания, даже не заглянув внутрь, даже увидав, как группа людей выходит из ворот

А вот гид немного всполошился. Раз люди выходят, значит Кумари уже выглянула из балкона, всех благословила, а мы... а мы, как обычно, опоздали... И, зайдя во внутренний дворик дворца мы убедились в этом. Внутри не осталось ни одного человека.

Обычно, это удача для туриста. Можно спокойно походить, все рассмотреть, все отснять...

Кроме самой Кумари, конечно

Но тут же штука в другом. Тут надо увидеть ЖИВУЮ БОГИНЮ, а не наслаждаться уединением. Пока я об этом подумал, находчивый гид метнулся в боковую дверку, куда вход иностранцам строго воспрещен (на фото слева)

Через минуту он вышел просто сияя от счастья - он договорился, что Кумари выглянет в окошко специально для нас! Я не знаю, чем больше руководствовался наш гид. То ли реально очень хотел, что бы ее увидали (может рассчитывая на будущие чаевые), то ли сам очень хотел о чем-то попросить Кумари, ведь он признался, что придерживается индуизма. Главное, он это сделал, и через минуту Живая богиня Кумари показалась в среднем окне этого балкона специально для нас!

Нас было трое: я, сын и гид. Она смотрела только на нас. Мне казалось, только на меня. я оказался не готов. Обычно я в таких случаях прошу только здоровья своим родным. Здесь же мысли просто табуном неслись в голове. Я такого в жизни не испытывал. Буря эмоций, а ведь нужно и что-то попросить, она же смотрит, и прямо мне в глаза! Здоровья всем - конечно! А может мира своей стране? Это обязательно! Это сейчас на первом месте. А может еще чего? А потом стоп! Не надо ничего просить. Просто посмотри ей глаза в глаза. Она же богиня, она сама поймет, чего мне больше нужно, и даст, если я того достоин...

Через несколько секунд девочка исчезла внутри своего дворца. Со смешанными чувствами мы вышли на улицу. Там я купил открытку с фото нынешней богини Кумари. Она была именно такой, только взгляд был живой, не много уставший, но не такой официальныйРумгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Пока эта шестилетняя девочка – обычная школьница. Видно – стесняется, но в глазах вспыхивают искорки любопытства. Унике непривычно принимать незнакомых людей. Ее лицо расплывается в улыбке, когда я спрашиваю, что она будет делать, если сегодня ей доведется стать кумари – живой богиней, перед которой люди будут падать ниц. «Сидеть смирно, – отвечает она. – Мне не разрешат ходить в школу. Буду учиться дома, и мне станут поклоняться каждый день». Уника – непалка из этнической группы неваров. Она живет в Патане, официально известном как Лалитпур. Этот город с населением 230 тысяч человек, преимущественно буддистов, спрятался в предгорьях Гималаев в плодородной долине Катманду. Невары бережно хранят традиции своей земли. Одна из них – почитание маленьких девочек как живых богинь. Процедура избрания кумари включает тайный ритуал, на который не допустят даже родителей Уники. «Нервничаешь?» – спрашиваю я. «Нет, – весело отвечает она. – Просто не терпится». Мы выходим из дома – старого здания с низким потолком в районе Табу. Уника бежит вприпрыжку по узким улицам, увлекая за собой мать, Сабиту, и старшую сестру, Бифасу. До Хакха-Бахал рукой подать – в этом дворике вот уже несколько веков протекает жизнь их многочисленного семейства. Здесь все они от мала до велика собираются на религиозные церемонии и празднества. Здесь же пройдет первый этап избрания кумари. На девочке ее любимая желтая флисовая толстовка с капюшоном и песиком Снупи на спине. Если выбор падет на Унику, о герое комиксов придется забыть. Живая богиня облачается лишь в красное – цвет созидательной энергии. Красные одежды традиционно носят замужние женщины. Соседка, проходя мимо, дотрагивается до щеки девочки: «Хочешь стать кумари, крошка?».

По-непальски «кумари» означает «непорочная дева». Лишь в этой стране обычай обожествлять девочек, не достигших половой зрелости, процветает по сей день.
Невары глубоко почитают кумари, веря, что те наделены даром предвидения и способны исцелять больных (особенно тех, кто страдает заболеваниями крови), исполнять желания и даровать процветание. А главное – считается, что они соединяют наш мир с божественным и пробуждают в верующих майтри бхавана – дух милосердия ко всему живому. Традиция зародилась не позднее X века, когда по всей Южной Азии маленькие девочки и мальчики играли роль прорицателей в индуистских и буддийских ритуалах. Азиатских правителей особенно интересовала их предполагаемая связь с божественным миром и способность предсказывать будущее. Спустя столетия обычай переняли народы, населявшие окраины Индийского субконтинента – Кашмир, Ассам, Тамилнад и Непал. Здесь распространились религиозные течения, важнейшая роль в которых отводилась женской силе (шакти) и тантрическому воплощению – состоянию, в котором человек может превращаться в божество. По-непальски «кумари» означает «непорочная дева». Лишь в этой стране обычай обожествлять девочек, не достигших половой зрелости, процветает по сей день. Неварские буддисты видят в кумари воплощение высшего женского божества буддийского пантеона Ваджрадеви. Индуисты верят, что в теле кумари обитает Таледжу – одна из главных богинь долины Катманду, являющаяся, в свою очередь, воплощением Дурги, богини-воительницы, защитницы мирового порядка. Сегодня в Непале всего десять кумари , и девять из них – в долине Катманду. Их до сих пор избирают из семей, живущих традиционными родовыми общинами – бахалами (словом «бахал» называют также дворы, вокруг которых расселяются родственники). Все их предки должны происходить из высших каст. Обретение столь почетного статуса считается великой честью и дарует семье кумари всевозможные блага. И потому, несмотря на финансовые расходы и ограничения, связанные с содержанием маленькой девочки как живой богини в современном мире – а также тяготы адаптации, когда по достижении половой зрелости богиня возвращается в обычную жизнь, – некоторые родители отправляют своих маленьких дочерей попытать счастья на выборах кумари. Для Уники это уже вторая попытка. В первую ей было всего два года, и она, конечно, ничего не помнит. Снова пойти на выборы семью отчасти сподвигло горячее желание самой девочки. Она мечтает о том дне, когда ей соберут волосы в пучок, жирно, до самых висков подведут глаза, а по праздникам будут рисовать на лбу красную тику и третий глаз – серебряную агни-чакшу, или огненное око. Кстати, желание девочки украшать себя по образу и подобию кумари само по себе считается особым знаком – своего рода зовом судьбы. Бабушка Уники, Масину, переживает, что внучка расстроится, если ее не выберут и на этот раз. «Я надеюсь на удачу. Не хочу, чтобы она огорчалась», – говорит женщина. У отца девочки Рамеша, владельца обувного магазинчика, другие поводы для беспокойства. «Меня волнуют расходы, – признается он. – И ограничения, которые придется соблюдать нашей семье, чтобы хранить чистоту богини». Кумари – нелегкое бремя для всей семьи, но главная тяжесть ляжет на плечи кормильца, Рамеша. Каждый день девочка должна облачаться в особые одежды и наносить особый макияж, как минимум дважды в год ей нужно будет шить новые праздничные платья из дорогих тканей. Одну из комнат в доме следует освободить (а в перенаселенном городе это очень непросто) для обрядов поклонения – пуджи. В этой молельне, восседая на троне, богиня будет принимать верующих. Каждое утро семья должна совершать перед ней ритуал нитья-пуджа – ежедневное богослужение. Выходить из дома богине дозволено только по случаю празднеств, и тогда ее следует переносить на руках или в паланкине, чтобы ее стопы не касались земли. Рацион кумари ограничен, а на некоторые продукты – например на курятину и куриные яйца – налагается строгий запрет. В доме нужно регулярно совершать обряды очищения. К кумари нельзя приближаться тому, на ком есть что-либо кожаное – одежда, обувь, украшения. И наконец, главное: кумари не должна пролить ни капли собственной крови. Существует поверье, что дух богини, шакти, вселяющийся в тело девочки, покинет его, если у нее пойдет кровь. Даже случайная царапина может положить всему конец. Соответственно, с приходом первых месячных живая богиня слагает с себя почетный сан. Рамеш тревожится и о том, что ждет его дочь во взрослой жизни. Если ее заветная мечта исполнится, ей рано или поздно придется возвращаться к мирскому существованию. После нескольких лет, проведенных взаперти, превращение из богини в простую смертную дается нелегко. Не говоря уже о том, что перспективы брака с бывшей богиней окутаны темными слухами. В Патане на сан кумари могут претендовать только девочки из буддийского рода Хакха-Бахал, и в конце концов сила убеждения старейшин бахала и желание продолжить традицию взяли верх над опасениями. «Мы должны соблюдать обычаи предков, – говорит Сабита. – Наш долг – избрать богиню из нашего сообщества». Жители долины Катманду свято чтут прошлое. Они верят, что в былые времена людей связывали с богами более прочные узы, и потому нужно следовать древним обычаям – даже если в XXI веке их изначальный смысл позабыт. В Средневековье почти в каждом селении долины Катманду была своя кумари. В больших городах – Катманду, Бактапуре и Патане – богиню избирали почти в каждом районе, а над всеми царила «королевская кумари», почитаемая индуистскими правителями прошлого. Немало традиций с тех пор кануло в Лету, некоторые, к слову, по историческим меркам совсем недавно. Так, в общине Му-Бахал в Катманду трон опустел лишь в 1972 году. В последние годы на древнюю традицию ополчились правозащитники, приравнивающие его к жестокому обращению с детьми. По их мнению, больше всех страдают «королевские кумари» Патана и Катманду: они обречены на жизнь в затворничестве, лишенные прав на свободу и образование. Тем не менее в 2008 году Верховный суд Непала отклонил поданную активистами петицию против древнего обычая, сославшись на его культурную и духовную ценность. Сегодня четыре кумари – в Катманду, Патане, Бактапуре и Нувакоте, крепости на торговом пути в долину из Тибета, – получают поддержку от государства в виде ежемесячного пособия на время царствования и пожизненной пенсии после сложения титула. Увы, в реальном выражении размер дотации едва покрывает расходы на одежду и предметы культа. Двор Хакха-Бахал, уставленный деревянными площадками для отдыха, осенен тенями остроконечных пагод. Чеканный бронзовый алтарь, посвященный Будде Акшобхья – «Непоколебимому», заключен в уродливую металлическую клетку – защита от воров. Когда появляется наша компания – Уника, Сабита, Бифаса и я, – здесь уже яблоку негде упасть. В толпе местных жителей и сочувственных благожелателей выделяется трехлетняя Анджила Баджрачарья – единственная соперница Уники. Надеясь приманить удачу, родители одели ее в красное, как настоящую кумари. Во дворе ждет Ананта Джвалананда Раджопадхьяйя, верховный служитель храма Таледжу, соседствующего со старым королевским дворцом. В прежние времена правители Патана поклонялись в этом храме королевской кумари как покровительнице рода, богине Таледжу. Старик с горечью признается, что впервые в жизни видит на последнем этапе отбора всего двух претенденток. Из трех выбирать куда лучше. «Всему виной планирование семьи: подходящих кандидаток не хватает», – качает головой Ананта. Да и родителей, мечтающих видеть своих дочерей на троне кумари, становится все меньше. Ананта сетует и на то, что в наши дни мало кто способен распознать 32 лакшины – приметы совершенства. Традиционно священнослужители осматривали претенденток, проверяя соответствие определенному перечню требований – бедра как у оленя, грудь как у львицы, шея как морская раковина, тело как бенгальский фикус, золотистый цвет лица, мягкий голос утки и тому подобное. Все это признаки выдают Бодхисаттву – просветленное существо. «Сегодня, – говорит Ананта, – мы просто просим у родителей позволения удостовериться, что их дочери здоровы и у них нет физических изъянов или родимых пятен. Потом смотрим их гороскоп». У каждого представителя неваров есть гороскоп, составленный при рождении астрологом. Это рукописный свиток с запутанными таблицами и диаграммами, который хранится в семейной молельне. В нем указано имя, данное человеку при рождении, и астрологические знаки, влияющие на его жизнь. В гороскопе потенциальной кумари не должно быть дурных знаков. Самый благоприятный знак – павлин, символ богини. За закрытой дверью в углу двора в присутствии Ананты проходит первый этап тайного отбора. Его цель – сократить количество претенденток до трех. Поскольку девочек всего две, это простая формальность на пару минут. Окончательный выбор должна сделать жена Ананты, Майя, в их доме – недостроенном железобетонном здании в районе Пим-Бахал к северу от Хакха-Бахала. Наша процессия из четырех десятков зрителей и благожелателей тянется вслед за священнослужителем, двумя претендентками и их родней. Минут десять мы лавируем между машинами на главной городской магистрали – и вот все на месте. Заранее настроившись на нужный лад с помощью медитации, Майя уже ждет девочек в пустой комнате наверху. На бетонном полу, покрытом очистительной смесью красной глины и коровьего навоза, разложены цветочные гирлянды и расставлены лампа, горшок с водой, подносы для обряда пуджи, миски с творогом, тарелки из листьев с прессованным рисом баджи и другие ритуальные принадлежности. Девочки усаживаются на красные подушки напротив Майи. Маленькой Анджиле никак не сидится на месте, и она прыгает с подушки на подушку. Уника словно окаменела, но глаза ее так и стреляют по сторонам. Всем зрителям, в том числе и матерям девочек, велено выйти за дверь. Из взрослых в комнате остаются лишь Майя и ее помощница, жена одного из сыновей. В угасающем свете дня мы толпимся снаружи в полутемном лестничном колодце. Изнутри доносится монотонный гул мантр, звон колокольчика и аромат благовоний. Через несколько секунд раздается громкий плач Анджилы. Когда дверь снова открывается, она с отчаянными воплями бросается к матери. Уника по-прежнему невозмутимо восседает на подушке. Напряженное ожидание сменяется всеобщим облегчением. Все больше преисполняясь уверенности, будущая кумари начинает принимать подношения от своей «группы поддержки». Один за другим близкие преклоняют перед ней колени и лбом касаются ее ступней. Отныне она перестанет быть Уникой. Ее новое имя Дийя Майджу – Маленькая Девочка-Богиня. Но не только спокойствие девочки убеждает молящихся в том, что в ней живет божество. На радость священнослужителю, в ее гороскопе, который он так внимательно изучал за считанные мгновенья до начала обряда, обнаружился судьбоносный знак павлина. На церемонии в Хакха-Бахале всем бросилось в глаза отсутствие вчерашней кумари Самиты Баджрачарья, оставляющей трон. Хотя сюда выходят окна ее дома, она не показывается на людях, не в силах оправиться от шока внезапной отставки – пять недель назад у нее начались месячные. ...Несколько месяцев спустя я познакомилась с 12-летней Самитой в доме ее подруги Чаниры Баджрачарья на главной улице города. Чанира носила титул кумари Патана до Самиты. Их семьи всегда были очень дружны, а общий жизненный опыт еще больше сблизил девочек. Все вместе мы расселись на подушках на полу под пристальными взглядами бывших кумари, взиравших на нас с развешенных на стенах фотографий. В черных легинсах и оранжевом джемпере с пушистой коалой, Самита только что пришла с урока музыки – она учится играть на сароде, разновидности лютни. Как всегда, ее сопровождала мать – девочку пугают толпы народа, потоки машин, общественный транспорт, шум и гам, неровные тротуары. Незнакомые люди тоже внушают страх. Слыша мои вопросы, Самита улыбалась, но так и не раскрыла рта. «Кумари не разговаривает с посторонними, – объяснила Чанира, пока Самита внимательно изучала собственные коленки. – Мне самой понадобился где-то год, прежде чем я смогла осилить беседу с незнакомым человеком. Даже сейчас, в колледже, мне трудно делать доклад перед всей группой». 19-летняя Чанира – студентка Университетской школы менеджмента Катманду, будущий бакалавр делового администрирования. Пока она была кумари, учителя безвозмездно ходили к ней на дом, и в конце концов Чанира получила «аттестат о среднем образовании» с отличием. Трудно поверить, что эта живая, сообразительная девушка с удивительно свободным английским когда-то не могла связать двух слов. «У меня первая менструация началась в 15 лет, так что я ее к тому моменту давно ждала, – рассказала Чанира. – Но Самите всего 12, для нее это было как гром среди ясного неба. Это очень непростое время. Когда передаешь знаки отличия и трон богини, кажется, что кто-то умер. Ты в трауре». Каково же было Самите уходить в отставку? Повторив мой вопрос по-неварски, Чанира старательно перевела еле слышный ответ подруги. Для Самиты самыми тяжелыми были первые недели после назначения ее преемницы. Семья Самиты на целый месяц приютила Унику и ее родных, пока им обустраивали жилище по соседству. Каждый день Самита видела толпы верующих в гостиной, а тем временем на троне в ее бывшей молельне восседала другая девочка. Теперь семейство Уники – а вместе с ними и трон кумари – переехали в соседний дом. Самита пошла в школу и делает успехи в учебе. У нее есть друзья, включая тех, кто приходил к ней все три с половиной «божественных» года. Но порой ей снится, что она по-прежнему живая богиня, и она просыпается в смятении. Кем она хочет быть, когда окончит школу? Самита что-то прошептала в ответ, и Чанира вновь пришла ей на помощь: «Она хочет быть музыкантом». А как насчет замужества? Наверное, об этом не может быть и речи? – предположила я, вспомнив рассказ Рамеша о страшной участи супругов бывших богинь. «Это вранье, все эти слухи про смерть мужей бывших кумари, – уверила меня Чанира. – Миф, который распространяют средства массовой информации». На самом деле замуж вышли почти все бывшие кумари брачного возраста, будь то в Патане, Катманду или в любом другом уголке долины. А они сами хотели бы, чтобы их дочь стала живой богиней? «Мы не можем выйти замуж за кого-то из нашего рода, – объясняет Чанира, – поэтому вряд ли у кого-то из нас родится дочь, которая смогла бы претендовать на трон живой богини. Наверное, если бы мы вышли за кого-то из нашей касты из Катманду, такой шанс появился бы». Девочки еще пошептались, хихикая при мысли о замужестве. «Тогда да, любая из нас была бы счастлива, если бы богиня избрала ее дочь». «Быть кумари – великий дар. Для меня избрание стало благословением, – добавляет Чанира. – Но есть вещи, которые нужно улучшить. Например, увеличить финансовую поддержку от правительства, чтобы покрыть расходы на ритуалы и образование богини. А еще нужна помощь психолога, который объяснил бы, какие изменения произойдут в ее жизни после сложения сана. Хорошо бы создать общество бывших кумари, которые помогали бы тем, кто только выходит в отставку. Я боюсь, что, если все оставить по-прежнему, мы можем утратить эту традицию». Чуть позже Чанира отвела меня посмотреть на новую живую богиню Патана. Войдя в молельню, я предстала перед ее сверкающим взором. Она восседала на золотом троне в обрамлении двух серебряных церемониальных посохов, а над ее головой раздували капюшоны золотые кобры, защищая ее, как когда-то Самиту, Чаниру и многие поколения прежних кумари. Передо мной сидела Уника, но было трудно поверить, что это та самая девчушка, с которой я познакомилась по пути на церемонию избрания пять месяцев назад. Ее властный взгляд пронзал меня насквозь, и я сама почувствовала себя маленькой девочкой. На шее кумари висел серебряный амулет. Ноги, увитые серебряными браслетами с колокольчиками и разукрашенные ярко-красной краской, покоились среди рисовых хлопьев и цветочных лепестков на бронзовом ритуальном подносе. Преклонив колени на коврике перед троном, я протянула свои дары – книжку-раскраску, цветные карандаши и несколько непальских рупий. Богиня проворно окунула пальцы в блюдо с алой краской, стоявшее наготове возле нее, и я вытянула шею, подставляя лоб для благословения. Продолжение истории.

Всё своё детство богиня из Непала проводит как принцесса. Но рано или поздно сказка заканчивается – Кумари Деви, повзрослев, теряет свои божественные права и возвращается к обычной мирской жизни.

Кумари Деви – живое индуистское божество Непала.

Понятие живых или смертных богов, наделённых божественной силой, распространено во многих культурах. Ещё на заре человеческой истории представители обществ Древней Месопотамии поклонялись живым воплощениям богов. В Риме и Мексике доколониального периода также существовала подобная традиция, однако по сей день она сохранилась лишь в Непале.

Считается, что ребёнок-божество является телесной инкарнацией индуистской воинственной богини Дурги. Будущую богиню, достойную обладать священной силой, тщательно выбирают из касты Шакью народа неваров. Чтобы быть избранной на роль богини день рождения девочки должен удовлетворять астрологическим условиям, а сама кандидатка должна соответствовать 32 физическим параметрам, от подходящей формы бёдер («как у молодой самки оленя») до тембра голоса («мягкий и внятный как у утки»).

Обычно жюри, состоящее из буддийских монахов, выбирает сразу несколько Кумари Деви. Королевскую Кумари выбирают из числа детей, чьи семьи занимают высокое социальное положение, после чего её домом становится специальный дворец в Катманду. Другие Кумари живут в отдалённых от Непала городах вместе со своими семьями и группой священников.

Некоторые девочки занимают почётное место богини на протяжении всего детства. Однако в менее крупных городах Кумари Деви избираются лишь на время проведения особых торжеств.

Кумари выбирают из девочек от двух до четырёх лет. Если Кумари Деви полностью посвящает себя религиозным обязанностям, то её сразу прячут от людских глаз, так как даже её взгляд на человека считается благословением, которое не должно быть потрачено впустую. Всё своё детство Кумари проводит в помещении, а компанию ей составляют лишь местные священники, родные и тщательно подобранные друзья, принадлежащие к её касте.

Кумари принимает священников, высокопоставленных гостей и иногда религиозных паломников, выслушивает их просьбы, предлагает свою поддержку и дарует своё благословение, но при условии, что это будет одобрено духом богини, живущей в ней.

Во время праздничных церемоний и мероприятий, проводимых за пределами дворца, Кумари не имеет права касаться ногами земли. На публике лица из ближайшего окружения всюду носят Кумари на руках, на золотом паланкине или возят в специальной тележке. Это делается по двум причинам: во-первых, так богиня сохраняет свою чистоту (имя «Кумари» буквально переводится как «девственница»), а во-вторых, её ноги становятся священными, и просители, прикасаясь к ним лбом, надеются избавиться от своих трудностей и болезней.

После прикосновения к ногам Кумари у получивших благословение активизируется третий глаз. У каждой из Кумари тоже присутствует третий глаз, который рисуется на лбу девочки как символ особой духовной силы. Семья богини отвечает за её ежедневный макияж и помогает ей выполнять свою ритуальную роль на протяжении всего детства.

Иметь ребёнка, которого выбрали на роль Кумари, считается благословением для всей семьи, однако, по правде говоря, это скорее не привилегия, а довольно нудная обязанность.

Ранее считалось, что Кумари не нужно учиться как остальным детям, потому что изначально она почитается всезнающей. Однако в последние годы правительство Непала решило обеспечить девочек-богинь образованием.

В знак признания за поддержание публичных религиозных традиций государство выплачивает Кумари и их семьям небольшое вознаграждение, большая часть которого в последнее время уходит на оплату учителей и доступа в интернет, благодаря которому они познают мир за пределами Непала.

19-летняя Чанира Бахрачария является одной из последних бывших богинь, которые получили хорошее образование, владеют музыкальными инструментами и несколькими языками.

Фактически деятельность Кумари Деви освобождена от политиканства и сосредоточена на доброте и помощи людям. Жизнь богини радостна и безмятежна, но всему рано или поздно приходит конец.

Как только у Кумари начинается первая менструация, она автоматически теряет свой божественный статус и больше не может служить священным сосудом для духа богини. На двенадцать дней Кумари изолируют от людей, кроме женщин из её свиты, чтобы провести специальную медитацию. В последний день бывшей богине разрешают выйти на улицу, и теперь она может гулять среди людей как обычная девочка-подросток.

По словам бывшей Кумари, превращение из богини в обычную девочку проходит болезненно.

Свержение с почётного места происходит внезапно, а это означает, что всю оставшуюся жизнь девочка не будет получать того высокого уровня уважения и почитания, к которому она привыкла с детства.

Критики называют данную традицию завуалированной формой детского труда и считают её ограничением свободы ребёнка. Однако в 2008 году Верховный суд Непала отменил петицию против обычая, заявив, что Кумари имеют большое религиозное значение.