Занимательные вопросы и задания для внеклассной работы по истории. Викторина по истории. «Интеллектуальный лабиринт»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели : приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование : рисунки к конкурсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1 . «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»... Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом...

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2 . Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом...

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2 . Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1 . Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2 . Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1 . А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2 . Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1 . Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1 . Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1 . Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2 . Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка . Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок . Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1 . А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2 . Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос — ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Ведущий 1 . Вопросы 1-й команде.

— Что такое герб? (Символ государства)

— Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

— От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем — святого Георгия)

— Что такое аз, буки, веди и т. д.? (Буквы славянской азбуки)

— Что такое скипетр? (Украшенный жезл — символ власти, одна из регалий монарха)

— Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

— Закончите пословицу: «При солнышке — тепло, при матери... — (добро)».

Ведущий 2 . А теперь вопросы 2-й команде.

— Что такое флаг? (Символ государства)

— Кто изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

— Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху — символ власти, одна из регалий монарха)

— Какими были первые книги? (Рукописными)

— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни)».

Ведущий 1 (на фоне марша).

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Подведение итогов, награждение.

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс и вне класса.

Цели игры :

Воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России.

Пробудить интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы;

Повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории России за 6-7-й класс;

Форма проведения игры : командное соревнование

Материалы и оборудование : кубик с цифрами, мультимедийный проектор, сигнальные карточки.

Ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории. Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашей истории. Как много интересного таит она в себе. История сдружила нас, любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.

Команды должны объявить свое название и озвучить девиз.

Правила викторины.

Игра имеет такие же правила, как и настольные игры, связанные с бросанием кубика и движением по игровому полю.

Вы – туристы, которым предстоит пройти по маршруту «Историко-краеведческая тропа»

Для этого вам предстоит ответить на вопросы, которые соответствуют данным рубрикам: Вехи русской истории”, “Загадочная Россия”, “История в стихах”, “Личность в истории”, “Мой Ямал”, “Голоса из прошлого”, “Русская кухня”, “Кот в мешке”, “Творческая минутка”.

Для выбора вопроса представители команд поочередно бросают кубик. Выпавшая цифра означает, на сколько шагов вы можете передвинуться вперед. Побеждает та команда, которая быстрее дойдет до финиша.

Какое слово в старину служило синонимом «красоты»? (лепота)

Какой древний русский город хан Батый повелел назвать «Злым»?Козельск (в 1238г. семь недель маленький город сдерживал натиск войск Батыя)

Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (поляков)

Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)

В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)

Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым? (под именем Петра Михайлова Пётр I был в составе великого посольства).

Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 году.(Московский университет ).

Создание этого богатыря закончилось в 1735г. И хотя во время пожара 1737г. он существенно пострадал, это не мешает ему являться украшением Московского Кремля. (Царь-колокол ).

Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?(Шесть.)

В каком веке Россия стала именоваться империей? (В 18-м веке.В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)

Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)

В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?
(В 20-м, а точнее в 1998 году.)

Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли. (Ярослав)

Назови боярский дом:

Там наличники резные,

Есть и башенки на нём,

И крылечки расписные (Терем)

Из овчины шубу сшили

И довольны очень были

Ведь морозов не боится,

Тот кто в шубу облачится. (Тулуп)

В болоте родился,

Три раза крестился. (Петербург, Петроград, Ленинград)

Униженный, без воли, без земли

Как жаркий раб, всегда лишен покоя,

Крестьянин русский,

Много сотен лет

Тебя томило право… (крепостное)

Подскажи, кто самый главный

В русской церкви православной? (патриарх)

Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей (Кунсткамера)

У Печкина прапрадед был.

Он почты в старину возил.

По тракту он в повозке мчался,

Каким он, словом назывался? (Ямщик)

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж)

1.О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).

2.Где происходило сражение, о котором говорит поэт:

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).

3.О каком событии говорится:

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)

4. Назовите дату и событие

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»

(1480 г. – завершение ордынского ига).

5.О каком событии говорится:

С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)

6.О каком событии говорится:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)

7.О каком географическом объекте говорится:

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

В окруженье диких скал,

Это – озеро ….. (Байкал)

8. О каком городе говорится:

Древнерусский город – до сих пор он молод,

Оружейный там завод и молва давно идет,

О пряниках печатных

И самоварах знатных. (Тула)

9. О каком городе говорится:

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов. (г. Москва).

Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России? (Михаил Романов.)

Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере? (Александр Ярославич Невский.)

Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества? (Иван III.Современники называли его и Великим и Грозным.)

Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре. (Софья.)

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр.)

В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)
Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость? (Алексей.)

Этот князь написал своим сыновьям «Поучение». (Владимир II Мономах.В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)

В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца. (Семён Строганов.)

Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье? (Екатерина II.)

Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году? (Павел I.)

Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков. (Емельян Пугачёв.)

Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов)

Кого из российских императриц звали в девичестве София-Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт- Цербстская? (Екатерина II )

Что означает в переводе на русский слово Ямал? (Край земли)

Как называлась первая улица Нового Уренгоя?(Оптимистов)

Водами какого моря омывается северная граница округа? (Карско го )

Название материка, где находится полуостров Ямал (Евразия)

Первоначальное название города Салехард (Обдорск)

О чем должен был помнить каждый ненец, вступая в брак? (Девушка должна быть из другого рода)

Как первоначально назывался Ямало-Ненецкий округ? (Ямало-Гыданский округ)

Натуральный налог с народов Севера и Сибири (Ясак)

Олень от них убегает, а они от него не отстают (Нарты)

Назовите крупные реки округа (Пур, Таз, Обь, Надым)

Какой алфавит лег в основу ненецкой письменности? (Латинский)

“Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).

“Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).

“Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).

“Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).

«Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)

«Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением» (А.В.Суворов)

«Иду на Вы» (киевский князь Святослав)

«Своего князя мне уже не воскресить, но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми» (княгиня Ольга)

«История – этофонарьвбудущее, который светит нам из прошлого...» (В.О. Ключевский)

«РоссиимогуществобудетприрастатьСибирью» (М.В. Ломоносов)

Ложками из какого материала ели дружинники при дворе князя Владимира Святого? (серебряными ложками)

Какой продукт, согласно русской пословицы, является всему головой? (Хлеб)

О какой кухонной утвари говорится в народной русской загадке: «Утка в море, а хвост на заборе»? (О ковше )

Кашу из какой крупы на Руси называли черной? (Из гречки )

Слово суп появилось в России в эпоху Петра. А как первоначально называли жидкие блюда на Руси? (Хлёбово, варево, похлёбка, уха )

Этот продукт на Руси ставили на стол перед дорогим гостем. А если гость оказывался нежеланным, то его ему не предлагали (соль)

Мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее до сегодняшнего дня. Этот продукт изготавливали из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком - его даже называли "медовым хлебом".(пряники)

Транслируется отрывок их фильма С Эйзенштейна «Александр Невский»

Транслируется отрывок их фильма А.Разумного «Тимур и его команда»

Демонстрация иллюстраций: «Полюдье», «Кремль при Иване III», «Строительство Санкт-Петербурга», Казнь Емельяна Пугачева», «Иван Сусанин»

Вопросы: Правда ли вы, что в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (да)

Правда ли вы, что в старину Красная площадь носила название Пожар? (да)

Ребятам предлагается спеть знакомые песни в КАРАОКЕ: «Едем мы друзья», «Все мы делим пополам», «День Победы», «Если с другом вышел в путь», «Главное ребята сердцем не стареть», «Пора в путь-дорогу», «Катюша», «Маленькая страна».

Песни предлагаются попарно. Команда выбирает понравившуюся песню для исполнения.

Подведение итогов викторины и награждение победителей

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI - XVIII век - М: Издательство Просвещение, 2009.

2. Б.Н. Серов, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен Поурочные разработки По истории России с конца XVI века до конца XVIII века Москва «ВАКО» 2004.

3. Ю.К. Школьник История России Полная энциклопедия Москва «Эксмо» 2008

4.

(до татаро-монгольского завоевания)

Рис. 1. В. Васнецов «Гусляры»

1. Текст любой летописи состоит из погодных (составленных по годам) записи. аждая запись начинается: «В лето… И далее следует сообщение о том, что случилось в данное «лето». Что означает слово «лето»?
2. «Матерь русских городов» в древности.
3. ого в древности называли «страдалец»?
4. ого в Древней Руси называли «погаными»?
5. О ком говорится в летописи «В лето 1137 7 марта бежал Константин посадил ко Всеволоду и несколько других добрых мужей»…
6. то такой «сыновец»?
7. ак называли вражеского воина?
8. Предметы роскоши и украшения у женщин.
9. очевые племена, которые были на службе у русских князей.
10. Воин, дружинник князя.
11. Погреб для мёда, хмельного напитка.
12. Братья Святополка Окаянного, убитые по его приказу в 1015 году. Они причислены к лику святых и считались покровителями русских князей и русского воинства.
13. Прибалтийские племена. Их язык был непонятный славянам. ак их называли?
14. ак назывался певец, аккомпанирующий себе на смычковом инструменте гудке?
15. Что обозначали слова « взять под щит»?
16. Внешнее укрепление из кольев, служившее дополнительной защитой города и окружавшее большую территорию.
17. Как называлось общее, братское кладбище в древности?
18. Балка, заросшая лесом.
19. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира Среднее Поднепровье, было описано отцом истории, и описано по всей вероятности, по личным впечатлениям. то он?
20. Как называлось земледелие, которое поддерживало у русских родоплеменной строй?
21. Оружие, которым пользовались в древности?
22. Рядовой член общины монастыря.
23. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов.
24. Название раба в древнерусском государстве.
25. Наказание ударами палок по ногам, которому подвергался крестьянин за недоимки.
26. Древнеславянское название хлеба.
27. Слиток серебра весом около 200 грамм.
28. Шелковая ткань в древности.
29. Жрец, отправитель культа.
30. Верховный бог, бог войны и дружины. Громовержец, о почитании которого особо заботились князья.

Ответы:

1. Год. 2. иев. 3. Труженик, от слова «страда». 4. Всех язычников. 5. Бояре. 6. Племянник со стороны брата. 7. Ратник. 8. Узорочье. 9. Берендеи. 10. Мечник. 11. Медуша. 12. Борис и Глеб. 13. Чудь. 14. Гудец. 15. Завоевать. 16. Острог. 17. Скудельница. 18. Дебрь. 19. Геродот. 20. Подсечное. 21. Меч. 22. Монах. 23. Город. 24. Холоп. 25. Правеж. 26. Жито. 27. Гривна. 28. Паволока. 29. Волхв. 30. Перун.

Литература:

1. Ишимова А. И. История России в рассказах для детей. Иркутск, 1993.
2. Рассказы русских летописей XIII-XIV веков. Москва, 1968.
3. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Москва, 1997.
4. Рыбаков Б. А. Мир истории (начальные века русской истории), Москва 1987

Рис. 2. Н. Рерих «Заморские гости»

Викторина «Древняя Русь и Великая степь»

(татаро-монгольское завоевание Руси)

Рис. 3. Михаил Авилов «Поединок Пересвета и Челубея»

1. Подвижной песчаный холм, образуемый в пустыне действием ветра.
2. Общее название многих кочевых племён тюркского происхождения, покорённых Чингисханом.
3. У Чингисхана был белый жеребец по имени «Сэтэр». У него были огненные глаза и серебристая белая шерсть по чёрной коже. Он никогда не знал седла, и ни один человек не садился на него. Почему?
4. Как назывался круг юрт с юртой начальника кочевья в центре?
5. На главных путях своих владений Чингисхан устроил почтовые посты, где всегда были наготове кони и гонцы для перевозки его приказов. Что надевали на почтового коня, чтобы встречные давали дорогу?
6. Это слово заимствовано от монгольского слова «харау», что означает охрана, защита, застава.
7. Одно из имён Чингисхана которое дали ему русские.
8. Кто и когда говорил такие слова: «Доспевайте православные! Идут на Русь ратные вои, мунгалы-табунщики, воеводство держату безбожному хану Батыге! Рать вражья идёт от Дикого поля, стан их соглядали на реке Воронеже……».
9. Кто и когда сказал эти слова: «Злой город! Надо стереть его с лица земли. Если я оставлю без наказания этих древних разбойников, здесь будет тлеть постоянный костёр неповиновения и тайных заговоров».
10. Город Рязань. В тихом морозном воздухе неслись густые тягучие звуки и сеяли кругом тревогу. Далеко слышали их окрестные сёла. Люди выходили на крыльцо, прислушивались, и торопливо накидывая на себя армяки и полушубки, спешили на площадь. Что созывало народ?
11. Укреплённая часть внутри города, кремль, где жили «дети и отроки», боевая дружина, охранявшая князя.
12. В летописи написано о поездке русских послов к Батыю. «Наконец все обедавшие покончили с мясом и стали вытирать вымазанные в сале руки о цветные ширинки. Что такое ширинки?
13. Кто такие «сбеги»?
14. Что обязан был принести каждый воин явившись в дружину по зову воеводы?
15. Защитой города Рязани ведал Вадим Кофа. Его избрали на вече за прямоту, усердие и воинские
заслуги. Из какого он был рода?
16. Как назывался у монголов кожаный футляр для лука?
17. Какого цвета были стрелы у монголов?
18. Как назывались стенобитные машины у монголов?
19. Чем были затянуты окна в избах Рязанцев?
20. Кого монголы называли «урусутский шаман»?
21. Кто такая «ясырка»?
22. Один из монголов говорил: «Я не видел на урусутах кожаных сапог, они ходят в лаптях из коры». акого дерева?
23. Как назывались монгольские сапоги без каблуков, выложенные внутри войлоком?
24. Как назывался отряд у монголов в десять тысяч воинов?
25. Как назывался медный щит для сигнала спешного сбора или отступления у монголов?
26. Что вы знаете о монгольском знамени.
27. В каком городе был сожжён труп последнего сына Чингисхана Кюлькана, сорок самых красивых девушек этого города, два любимых коня в нарядной золотой сбруе?
28. Что обозначало слово «судьбина»?
29. В период Куликовской битвы он поддерживал патриотические настроения русского народа, это один из авторитетных церковных деятелей, основатель Троице- Сергиева монастыря.
30. Настоящее имя Чингисхана.

Рис. 4. А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле»

Ответы:

1. Бархан. 2. Татары. 3. По объяснению шаманов на этом белоснежном коне ехал невидимый могучий бог войны Сульдэ, покровитель войска монголов. 4. урень. 5. Ремни с бубенчиками. 6. араул. 7. Чагониз. 8. Священники в церквях. 9. Батый о городе Рязани. 10. Вечевой колокол. 11. Детинец. 12. Полотенце. 13. Беженцы. 14. Меч, секиру, тугой лук, копьё. 15. Боярин. 16. Саадак. 17. расный. 18. Пороки. 19. Рыбьим пузырём. 20. Попа. 21. Русская пленница. 22. Липа. 23. Гутулы. 24. Тумен или Тьма. 25. Гонг. 26. Белое пятиугольное с девятью развивающимися лентами, на нём был вышит кречет, державший в когтях ворона. 27. оломна. 28. Смерть. 29 Сергей Радонежский. 30. Тимучин.

Литература:

1. Ян В. «Чингисхан. Батый». Том №2. Москва,1989.
2. Ян В. Батый. «Последнему морю». Рассказы. Москва, 1989.

Викторина «Иван IV Грозный»

1. Кто предсказал большой пожар в Москве 20 июля 1547 года? Именем его назван один из красивейших соборов в Москве.
2. После великого пожара Иван IV стал оказывать особенную милость своему спальнику Адашеву. то такой спальник?
3. Царь велел собрать все законы в государстве и написать их в порядке в одной книге. ак она назвалась?
4. При Иване IV существовала такая должность как целовальник. Чем он занимался?
5. Как называлось завещание, которое написал отец Ивана Грозного Василий?
6. Что погубило отца Ивана Грозного?
7. Что называли третьим Римом?

Рис. 5. В. М. Васнецов «Иван Грозный »

8. Что в эпоху Ивана IV называли «Поминками»?
9. акие книги любил читать Иван IV?
10. Какое прозвище имел десятилетний Иван царевич во дворце среди служителей?
11. Во сколько лет по завещанию родительскому должна была снята с Ивана Грозного боярская опека?
12. Какие бояре при малолетнем царевиче боролись за власть?
13. Символ власти над землёй?
14. Этим он равнял себя с первыми государями современной Европы и дома для себя создавал особенно влиятельное и величественное положение.
15. Сколько недель, теряя людей и силы, осаждал Иван IV крепкий город Казань?
16. Вместе с добычей военной, нарядами и сосудами дорогими, награбленными у татар, занесли эту ужасную гостью из Казани новгородские и псковские ратники.
17. ак называлась в эту пору баня?
18. У Ивана Грозного был любимец, подарок константинопольского патриарха, который чётко произносил молитву Господню на славянском языке.
19. Что называли «Земной пояс»?
20. Он писал тайные грамоты под диктовку царя и тут же печать царскую прикладывал.
21. Что такое «кузнь» и «рухлядь» ?
22. Люди вошедшие в опричнину получили в народе ходячее название «опричников», а как их называл сам Грозный?
23. За что царь получил прозвище «Грозный»?
24. Как звали одного их самых жестоких опричников?
25. А как называли посылаемые вдоль границы разъезды?
26. В царствование Ивана Грозного произошло покорение казаками Сибирского царства. Поход на Сибирь был делом частной предприимчивости богатой землевладельческой семьи.
27. Был у Ивана Грозного личный лекарь. Приехал из Англии. Его звали Елисей-Бомалей. Полюбил его царь, приблизил к себе. Незаменимым стал человеком он при царском дворе. ак прозвал его народ?
28. Как назывались казацкие лодки у атамана Ермака Тимофеевича?
29. Что подарил Иван IV Ермаку в знак благодарности за покорение Сибири?
30. Любил Иван Грозный эту игру. Хотя и по-прежнему запрещёнными были в те годы в России всякие игры, считались сатанинским делом.


Рис. 6. И. Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван»

Ответы:

1. Юродивый Василий Блаженный. 2. Придворная должность. Он дежурил в комнатах государя, сопровождал его в поездках. 3. Судебник. 4. Докладчик на суде. 5. Духовная. 6. Любовь к охоте. 7. Москва. 8. Царские подарки. 9. Киги про царей. 10. Волчонок. 11. 15 лет. 12. Шуйские и Бельские. 13. Тюрьма. 14. Титул царя. 15. Шесть. 16. Чума. 17. Мыльня. 18. Попугай. 19. Уральские горы. 20. Печатник. 21. «Кузнь»-золото и серебро, «рухлядь» – меха и ткани. 22. Дворовые. 23. За свои казни и зверства. 24. Малюта Скуратов. 25. Станицы. 26. Строгановы. 27. Бармалей. 28. Струги. 29. Свою шубу. 30. Шахматы.

Литература:

1. Мусский И. А. 100 великих диктаторов. Вече. М,2000.
2. Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный. М, 1996.
3. Флоря Б. Иван Грозный. М,1999.
4. Платонов С. Ф. Время Ивана Грозного. М,1994.

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.