Все известные ученые физики. Самые выдающиеся открытия человечества в области физики
Министерство образования Республики Башкортостан
МОУ СОШ №1 с. Аскино
Реферат на тему:
Великие ученые.
Выполнил: ученик 10 А класса
Зиязов Алмаз
Руководитель: Хакимова Ф.М.
Аскино - 2007
ПЛАН
- Амедео Авогадро
- Нильс Бор
- Андре Мари Ампер
- Даниил Бернулли
- Людвиг Больцман
- Александр Вольт
- Галилео Галилей
- Генрих Рудольф Герц
- Роберт Гук
- Николай Егорович Жуковский
- Шарль Огюстен Кулон
- Игорь Васильевич Курчатов
- Лев Давидович Ландау
- Петр Николаевич Лебедев
- Эмилий Христианович Ленц
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Джеймс Клерк Максвелл
- Исаак Ньютон
- Георг Симон Ом
- Блез Паскаль
- Карл Эрнст Людвиг Планк
- Эрнест Резерфорд
- Вильгельм Конрад Рентген
- Александр Григорьевич Столетов
- Майкл Фарадей
- Бенджамин Франклин
- Константин Эдуардович Циолковский
- Альберт Эйнштейн
- Ханс Кристиан Эрстед
Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
· Баловнями судьбы?
· Борцами во имя науки?
· Учеными «сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?
· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоятельствам?
· Способности к наукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, как ученым-физиком?
· В детские годы надежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своем собственном мире?
· Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься далеко не в юные годы?
· Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
· Предлагаемая ниже подборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий, может быть использована к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует, что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.
Амедео АВОГАДРО (1776-1856)
Полное его имя - Лоренцо Романо Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детей служащего судебного ведомства, предки которого с XII в. состояли на службе католической церкви. Должность передавалась по наследству. В двадцать лет Амедео получил ученую степень доктора церковного права. Двадцатипятилетний юрист начал все свое свободное время посвящать физико-математическим наукам.
Нильс Бор (1885-1962)
Из семьи профессора физиологии Копенгагенского университета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Это был открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старались развить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям. В школе Нильс считался способным учеником, в университете - способным студентом. Участвовал в кружке по обсуждению научных и философских проблем, увлекался футболом. Братья входили даже в состав национальной сборной Дании и стали знамениты на всю страну до обретения научной славы. Когда Нильс Бор стал Нобелевским лауреатом, датские спортивные газеты вышли с заголовками: «Нашему вратарю дали Нобелевскую премию».
Андре Мари АМПЕР (1775-1836)
Был, что называется, поздним ребенком в семье торговца лионскими шелками. Исключительные способности проявились в раннем возрасте. Быстро выучился чтению и арифметике. Читал все подряд (у отца была хорошая библиотека). Однажды его застали за чтением энциклопедии.
Что ты читаешь, Андре? -спросил отец.
Я читаю статью об аберрации, - ответил одиннадцатилетний ребенок. И изложил суть этого непростого явления.
Никогда не ходил в школу, не прошел классического курса обучения. Сам учил латынь, потому что только так мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производится вычисление корней?» - спросил приглашенный учитель математики. «Нет, зато я умею интегрировать!» - ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученого пришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
Даниил БЕРНУЛЛИ (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии. Примерно в это же время начал изучать математику под руководством старшего брата (Даниил - представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцать один год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой, принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)
Родился в Вене. Отец - чиновник Имперского министерства финансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназии считался способным и трудолюбивым. С удовольствием занимался музыкой. Его люби-мым.композитором был Бетховен, любимым поэтом - Шиллер. В девятнадцать лет поступил в Венский университет. С этого момента началась его активная научная и преподавательская деятельность.
Александр Вольт (1745-1827)
Родился в родовом имении, где его предки жили в течение многих веков. Родители считали, что ребенок развивается ненормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым до тех пор, пока в четырехлетнем возрасте он не произнес свое первое слово: «Нет!» Учился в школе ордена иезуитов. Будучи восемнадцатилетним юношей, уже бойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени - преподобным аббатом Нолле. Расцвет Вольта как ученого приходится на возраст сорок пять-пятьдесят лет.
Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчик стал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский университет. Однако семнадцатилетнему Галилею не особенно нравилась медицина. Он оставил университет и начал серьезно заниматься математикой и механикой. В двадцать два года он писал серьезные научные работы, например, о центре тяжести тел. В двадцать пять лет он -преподаватель Пизанского университета. Должность профессора математики была почетной, но малооплачиваемой.
Генрих Рудольф ГЕРЦ (1857-1894)
В гимназии учился прекрасно. Обожал все предметы без исключения - в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи и вытачивать фигурки на токарном станке. Говорят, что, когда Герц стал известным ученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из него могбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все получалось. Генрих Герц был сыном сенатора. Когда он родился, врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь лет жизни.
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеля церкви на острове Уайт (Англия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но у мальчика было настолько слабое здоровье, что он не мог даже ходить в начальную школу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированию различных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет - умер отец. Гук поступил учеником к одному лондонскому живописцу. Вскоре решил, что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краски вызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу – готовиться в университет. Изучал греческий, латынь, геометрию Евклида. В восемнадцать лет он - студент Оксфордского университета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента у химика, который и рекомендовал его одному молодому аристократу, увлеченному наукой, Роберту Бойлю.
К сожалению, не существует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: в приступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все его портреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портрет является реконструкцией облика ученого по описаниям современников.
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847-1921)
В одиннадцать лет был отправлен из Владимирского имения родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с 3-го класса выделялся как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Трудно давались ему иностранные языки, особенно латынь и немецкий. Любил опыты по физике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По окончании гимназии собирался поступать в Петербургский институт инженеров путей сообщения, по стопам отца. Обучение там стоило дорого - семья не могла позволить себе такие расходы.Отец советует поступить в Московский университет, на факультет математики. Шестнадцатилетнему Николаю было очень нелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже подумать, и серьезно, о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много...» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)
Поступил на военную службу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготовку. Строил оборонительные сооружения на острове Мартиника. Одновременно с военной службой проводил научные исследования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.
Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)
Юность пришлась на годы революции и гражданской войны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандолине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорожной ветки, сторожем, даже воспитателем.
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техникум, через два года закончил его. В четырнадцать лет - студент Бакинского университета. Многие современные школьники в этом возрасте только начинают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегрировать - в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати годам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать сочинения. Постоянно были проблемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за сочинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скучная особа».
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)
Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помогает учителю физики с демонстрацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электрические приборы. Сам устанавливает в квартире электрический звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником рушились. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое училище (сейчас - Технический университет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пересиливало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюбляться, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым человеком).
Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы отправиться в трехлетнее кругосветное путешествие. Проводил географические исследования. По их результатам в двадцать четыре года стал адъюнктом Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)
Родился неподалеку от города Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жители занимались морским промыслом. С десяти лет вместе с отцом в плаваниях стал участвовать и Михаил. Читать он научился в двенадцать лет - у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказалась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадцатилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латинской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рассчитано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет - весь курс.
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)
Детство его было счастливым. Трехлетний ребенок исследовал все вокруг. Как звонок колокольчика для вызова прислуги может передаваться по проволоке в другие комнаты? Загадка! У него были на редкость добрые, мудрые и внимательные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что слова: «Покажи мне, как это делается», - постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он поначалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королевского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский университет, а в девятнадцать перешел в Кембридж.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хилым, однако прожил восемьдесят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. Например, сделал мельницу, колесо которой приводила в движение мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в воздухе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фермером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уединение молодой человек решил серьезно заняться наукой. В восемнадцать лет он - студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно молодом возрасте. Ни разу не покинул пределов Англии, не выезжал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
Георг Симон ОМ (1787-1854)
Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился - сначала в гимназии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавшего, что сын слишком много внимания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже.
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кроме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные науки. Он боялся, что ранняя увлеченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессора гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепиано) с Эйнштейном, исполнявшим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в старших классах гимназии.
Один из преподавателей Мюнхенского университета отговаривал Планка связывать свои интересы именно с теоретической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточнить детали.
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь детей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высшего образования, все время учился на стипендии. Живой, активный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университете играл форвардом в футбольной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем временам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцатилетним студентом, на заседании Научного общества сделал доклад «Об эволюции материи», где высказал совершенно революционные мысли: все атомы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.
Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (1845-1923)
Ученый, получивший первую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикатуру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при попытке сдать экзамены экстерном - его экзаменатором оказался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилетний молодой человек узнает о том, что в швейцарском городе Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослушатели (т.е. аттестат не обязателен). Туда-то он и поступил на машиностроительный факультет.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Родился в семье небогатого владимирского купца - владельца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение - любимое занятие. Писал стихи, в гимназии с товарищами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкантом. В последние годы учебы в гимназии любимыми предметами стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юноша стал студентом физико-математического факультета Московского университета (за казенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного просвещения»).
Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)
Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь начальное образование. С двенадцати лет начал работать разносчиком газет, подмастерьем в переплетной мастерской. Самоучка, очень много читал.
Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)
Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электричеству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он посвятил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся громоотводом, понятиями «положительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на стодолларовой купюре.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него - еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он оказался изолированным от остальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слышал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир - книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересоваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шестнадцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень небольшие деньги, которые получал из дома, в основном на книги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учителя. Гениальный ученый-самоучка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла страдать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
В детстве настолько медленно учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолюбивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был одиноким и мечтательным ребенком, испытывал трудности в общении со сверстниками, избегал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из кубиков и карточные домики высотой до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей религиозной веры, который сменился периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкультура. Его учитель греческого вошел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел милитаризма. Отказался от немецкого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в возрасте семнадцати лет.
По собственным воспоминаниям, в шестнадцать лет задумался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)
Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образование особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парикмахера - немецкому языку, у жены парикмахера - датскому, у пастора - грамматике, истории и литературе, у землемера - математике. Заезжий студент рассказал как-то о свойствах минералов. В двенадцать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгагенский университет, взялся изучать все сразу: медицину, физику, астрономию, философию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и прозы». В физику Эрстед пришел позже.
Литература
1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. - М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989.
3. Замечательные ученые. - Библиотечка «Квант». 1980.
4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. - М.: Наука, 1990.
5. Они создавали физику. - М.; Бюро «Квантум», 1998.
6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн - немецкий физик, создатель общей теории относительности. Предположил, что все тела не притягивают друг друга, как считалось со времен Ньютона, а искривляют окружающее пространство и время.
Родился в Германии, с 1893 жил в Швейцарии, с 1914 в Германии, в 1933 эмигрировал в США. Создал частную (1905) и общую (1907-16) теории относительности. Автор основополагающих трудов по квантовой теории света: ввел понятие фотона (1905), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна), предсказал (1917) индуцированное излучение. Альберт Эйнштейн развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе - Эйнштейна. С 1933 работал над проблемами космологии и единой теории поля. В 30-е гг. выступал против фашизма, войны, в 40-е - против применения ядерного оружия. В 1940 подписал письмо президенту США, об опасности создания ядерного оружия в Германии, которое стимулировало американские ядерные исследования. Один из инициаторов создания государства Израиль. Нобелевская премия (1921, за труды по теоретической физике, особенно за открытие законов фотоэффекта).
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 в старинном немецком городе Ульме, в Германии но через год семья переселилась в Мюнхен, где отец Альберта, Герман Эйнштейн, и дядя Якоб организовали небольшую компанию "Электротехническая фабрика Я. Эйнштейна и К°". Вначале дела компании, занимавшейся усовершенствованием приборов дугового... Читать полностью
Майкл Фарадей
Майкл Фарадей (1791 - 1867) - английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле. Сделал за свою жизнь столько научных открытий, что их хватило бы десятку ученых, чтобы обессмертить свое имя.
Английский физик Майкл Фарадей родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Окончив начальную школу, с двенадцати лет он работал разносчиком газет, а в 1804 г. поступил в ученики к переплетчику Рибо, французскому эмигранту, всячески поощрявшему страстное стремление Фарадея к самообразованию. Чтением и посещением публичных лекций молодой Фарадей стремился пополнить свои знания, причем его влекли главным образом естественные науки – химия и физика. В 1813 г. один из заказчиков подарил Фарадею пригласительные билеты на лекции Гемфри Дэви в Королевском институте, сыгравшие решающую роль в судьбе юноши. Обратившись с письмом к Дэви, Фарадей с его помощью получил место лабораторного ассистента в Королевском институте.
В 1813–1815 гг., путешествуя вместе с Дэви по Европе, Фарадей посетил лаборатории Франции и Италии. После возвращения в Англию научная деятельность Фарадея протекала в стенах Королевского института, где он сначала помогал Дэви в химических экспериментах, а затем начал самостоятельные исследования. Фарадей осуществил сжижение хлора и некоторых других газов, получил бензол. В 1821 г. он впервые наблюдал вращение магнита вокруг проводника с током и проводника с током вокруг магнита, создал первую модель электродвигателя. В течение последующих 10 лет Фарадей занимался исследованием связи между электрическими и магнитными явлениями... Читать полностью
Мария Кюри-Склодовская
Мария Кюри-Склодовская (1867 - 1934) - физик и химик польского происхождения. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Занималась проблемами радиоактивности.
Мария Склодовская родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве, в семье преподавателей. Юная Мария блестяще училась в школе и уже тогда стала проявлять большой интерес к научным исследованиям. Сам Дмитрий Иванович Менделеев (который был знаком с отцом Марии) однажды увидев девочку за работой в в химической лаборатории ее двоюродного брата, предсказал ей великое будущее в том случае, если она продолжит заниматься химией.
Но на пути к осуществлению своей мечты Мария встретила сразу два препятствия - не только бедность ее семьи, но и запрет женщинам быть студентками Варшавского университета. Но это не смогло остановить целеустремленную девушку. Был разработан и выполнен следующий план - Мария в течение пяти лет работала гувернанткой на родине, в Польше, чтобы дать возможность своей сестре окончить медицинский институт, после чего та, в свою очередь, взяла на себя расходы на высшее образование Марии.
Став врачом, сестра Марии пригласила ее к себе в Париж и в 1891 г. Мария поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 г., закончив курс первой, Мари (как она стала себя называть) получила степень... Читать полностью
Макс Планк
Макс Планк (1858-1947), - немецкий физик, создатель квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике. Классическая физика в противоположность современной физике ныне означает физика до Планка.
Родился 23 апреля 1858 в Киле. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, в последнем прослушал курс лекций физиков Гельмгольца и Кирхгофа и математика Вейерштрасса. А это же время тщательно проработал труды по термодинамике Клаузиуса, во многом определившие направление исследований Планка в эти годы. В 1879 стал доктором философии, представив к защите диссертацию О втором законе механической теплоты. В своей диссертационной работе рассмотрел вопрос о необратимости процесса теплопроводности и дал первую общую формулировку закона возрастания энтропии. Через год после защиты получил право на преподавание теоретической физики и пять лет читал этот курс в Мюнхенском университете. В 1885 стал профессором теоретической физики Кильского университета. Самой значительной его публикацией в этот период стала книга Принцип сохранения энергии, получившая премию на конкурсе философского факультета Гёттингенского университета. В 1889 Планк был приглашен в Берлинский университет на должность экстраординарного профессора, через три года был назначен ординарным профессором. В первые годы пребывания в Берлине занимался вопросами теории теплоты, электро- и термохимией, равновесием в газах и разбавленных растворах.
В 1896 Планк начал свои классические исследования в области теплового излучения. Занявшись решением задачи о распределении энергии в спектре излучения абсолютно черного тела, он в 1900 вывел полуэмпирическую формулу, которая при высоких температурах и больших длинах волн удовлетворительно описывала экспериментальные данные Курлбаума и Рубенса... Читать полностью
Поль Дирак
Поль Дирак - английский физик, открыл статистическое распределение энергии в системе электронов. Получил Нобелевскую премию по физике за открытие новых продуктивных форм атомной теории.
Поль Дирак родился 8 августа 1902 года, в Бристоле, графство Глостершир, Англия.
Чарлз Адриен Ладислас Дирак, отец будущего великого физика, эмигрировал из Швейцарии в Англию, и к 1902 году он с женой Флоренc и c тремя детьми (у Поля был старший брат и младшая сестра) жили в Бристоле в своем собственном доме. В 1919 году отец и все члены семьи стали подданными Британии.
Отец Поля зарабатывал преподаванием французского языка. Ученики не любили его, - он был слишком строг и требователен, - хотя и не могли не понимать эффективности его педагогических приемов. Жили замкнуто. Впоследствии Поль Дирак вспоминал: "В наш дом никто не приходил за исключением, может быть, немногих учеников отца. У нас не бывало никаких гостей". Отец требовал, чтобы в доме говорили на французском (его родном) языке, вопреки желаниям жены и детей, и это было одной из причин, затруднявших общение. Отсюда, возможно, берет начало молчаливость Поля и его тяготение к одиночеству.
Поля отдали учиться в школу, где преподавал его отец. Это было несколько старомодное, но и весьма солидное учебное заведение, о котором Дирак вспоминал, что оно было "...великолепной школой естественных наук и современных языков. В ней не было ни латинского, ни греческого, чему я был очень рад, ибо я совсем не воспринимал древние культуры. Я был очень счастлив, что мог посещать эту школу. Я учился с 1914 по 1918 год, как раз во время Первой мировой войны. Многие парни покинули школу ради служения нации. В результате старшие классы совсем опустели. Чтобы заполнить пробел... Читать полностью
Эрнест Резерфорд
Эрнест Резерфорд - английский физик, разгадал природу индуцированной радиоактивности, открыл эманацию тория, радиоактивный распад и его закон. Резерфорда нередко справедливо называют одним из титанов физики ХХ века.
Эрнест Резерфорд родился 30 августа 1871 года в Брайтуотере, живописном местечке Новой Зеландии. Он был четвертым ребенком в семье выходцев из Шотландии Джеймса Резерфорда и Марты Томсон, и из двенадцати детей он оказался наиболее одаренным. Эрнест блестяще закончил начальную школу, получив 580 баллов из 600 возможных и премию в 50 фунтов стерлингов для продолжения образования.
В колледже в Нельсоне, где Эрнеста Резерфорда приняли в пятый класс, учителя обратили внимание на его исключительные математические способности. Но математиком Эрнест не стал. Не стал он и гуманитарием, хотя проявлял недюжинные способности к языкам и литературе. Судьбе угодно было распорядиться, чтобы Эрнест увлёкся естественными науками - физикой и химией.
После окончания колледжа Резерфорд поступил в Кентерберийский университет, и уже на втором курсе он выступил с докладом "Эволюция элементов", в котором высказал предположение, что химические элементы представляют собой сложные системы, состоящие из одних и тех же элементарных частиц. Студенческий доклад Эрнеста не был должным образом оценён в университете, однако его экспериментальные работы, например, создание приёмника электромагнитных волн, удивили даже крупных учёных. Спустя всего несколько месяцев ему была присуждена "стипендия 1851 года", которой отмечались самые талантливые выпускники провинциальных английских... Читать полностью
Великие физики
Физика - одна из важнейших наук, изучаемых человеком. Ее присутствие заметно во всех сферах жизни, иногда открытия даже меняют ход истории. Поэтому великие физики так интересны и значимы для людей: их работа актуальна даже по прошествии многих веков после их смерти. Каких ученых стоит знать в первую очередь?
Андре-Мари Ампер
Французский физик появился на свет в семье коммерсанта из Лиона. Библиотека родителей была полна трудов ведущих ученых, писателей и философов. С детства Андре увлекался чтением, что помогло ему обрести глубокие знания. К двенадцати годам мальчик уже изучил основы высшей математики, а в следующем году представил свои работы в Лионскую Академию. Вскоре он начал давать частные уроки, а с 1802-го трудился преподавателем физики и химии, сначала в Лионе, а затем и в Политехнической школе Парижа. Через десять лет его избрали членом Академии наук. Имена великих физиков нередко связаны с понятиями, изучению которых они посвятили жизнь, и Ампер не исключение. Он занимался проблемами электродинамики. Единица силы электрического тока измеряется в амперах. Кроме того, именно ученый ввел многие используемые и сейчас термины. Например, это определения «гальванометр», «напряжение», «электрический ток» и многие другие.
Роберт Бойль
Многие великие физики вели свою работу во времена, когда техника и наука были практически в зачаточном состоянии, и, несмотря на это, добивались успеха. Например, уроженец Ирландии. Он занимался разнообразными физическими и химическими экспериментами, развивая атомистическую теорию. В 1660 году ему удалось открыть закон изменения объема газов в зависимости от давления. Многие великие его времени не имели представления об атомах, а Бойль не только был убежден в их существовании, но и сформировал несколько связанных с ними понятий, например «элементы» или «первичные корпускулы». В 1663 году ему удалось изобрести лакмус, а в 1680-м он первым предложил способ получения фосфора из костей. Бойль являлся членом Лондонского королевского общества и оставил после себя множество научных трудов.
Нильс Бор
Нередко великие физики оказывались значимыми учеными и в других сферах. Например, Нильс Бор также был и химиком. Член Датского королевского общества наук и ведущий ученый двадцатого века, Нильс Бор родился в Копенгагене, где и получил высшее образование. Некоторое время сотрудничал с английскими физиками Томсоном и Резерфордом. Научные работы Бора стали основой для создания квантовой теории. Многие великие физики впоследствии работали в направлениях, изначально созданных Нильсом, например, в некоторых областях теоретической физики и химии. Мало кто знает, но он также был первым ученым, заложившим основы периодический системы элементов. В 1930-х гг. сделал немало важнейших открытий в атомной теории. За достижения был отмечен Нобелевской премией по физике.
Макс Борн
Многие великие ученые-физики были родом из Германии. Например, Макс Борн родился в Бреслау, в семье профессора и пианистки. Он с детства увлекался физикой и математикой и поступил в Геттингенский университет для их изучения. В 1907 году Макс Борн защитил диссертацию, посвященную устойчивости упругих тел. Как и другие великие ученые-физики того времени, например Нильс Бор, Макс сотрудничал со специалистами Кембриджа, а именно с Томсоном. Вдохновляли Борна и идеи Эйнштейна. Макс занимался исследованием кристаллов и разработал несколько аналитических теорий. Кроме того, Борн создал математическую основу квантовой теории. Как и другие физики, Великой Отечественной войны антимилитарист Борн категорически не хотел, и в годы сражений ему пришлось эмигрировать. Впоследствии он выступит с осуждением разработок ядерного оружия. За все свои достижения Макс Борн получил Нобелевскую премию, а также был принят во многие научные академии.
Галилео Галилей
Некоторые великие физики и их открытия связаны со сферой астрономии и естествознания. К примеру, Галилей, итальянский ученый. Обучаясь медицине в университете Пизы, он ознакомился с физикой Аристотеля и принялся читать древних математиков. Увлекшись этими науками, бросил учебу и занялся сочинением «Маленьких весов» - работы, которая помогала определять массу металлических сплавов и описывала центры тяжести фигур. Галилей прославился среди итальянских математиков и получил место на кафедре в Пизе. Через какое-то время он стал придворным философом герцога Медичи. В своих работах он занимался исследованиями принципов равновесия, динамики, падения и движения тел, а также прочности материалов. В 1609 году построил первый телескоп, дающий трехкратное увеличение, а затем - и с тридцатидвухкратным. Его наблюдения дали информацию о поверхности Луны и размерах звезд. Галилей обнаружил спутники Юпитера. Его открытия произвели фурор в научной сфере. Великий физик Галилей был не слишком одобрен церковью, и это определило отношение к нему в обществе. Тем не менее, он продолжил работу, что стало поводом для доноса в инквизицию. Ему пришлось отказаться от своих учений. Но все же через несколько лет трактаты о вращении Земли вокруг Солнца, созданные на основе идей Коперника, были опубликованы: с пояснением, что это лишь гипотеза. Так, важнейший вклад ученого был сохранен для общества.
Исаак Ньютон
Изобретения и высказывания великих физиков часто становятся своего рода метафорами, но легенда про яблоко и закон тяготения известнее всех. Каждому знаком герой этой истории, согласно которой он и открыл закон тяготения. Кроме того, ученый разработал интегральное и дифференциальное исчисление, стал изобретателем зеркального телескопа и написал немало фундаментальных трудов по оптике. Современные физики считают его создателем классической науки. Ньютон родился в бедной семье, обучался в простой школе, а затем в Кембридже, параллельно работая слугой, чтобы оплатить учебу. Уже в ранние годы к нему пришли идеи, которые в будущем станут основой для изобретения систем исчислений и открытия закона тяготения. В 1669 году он стал преподавателем кафедры, а в 1672-м - членом Лондонского королевского общества. В 1687 году был опубликован важнейший труд под названием «Начала». За неоценимые достижения в 1705 году Ньютону даровали дворянство.
Христиан Гюйгенс
Как и многие другие великие люди, физики нередко являлись талантливыми в разных сферах. Например, Христиан Гюйгенс, уроженец Гааги. Его отец был дипломатом, ученым и литератором, сын получил прекрасное образование в юридической сфере, но увлекся математикой. Кроме того, Христиан прекрасно говорил на латыни, умел танцевать и ездить верхом, музицировал на лютне и клавесине. Еще в детстве он сумел самостоятельно построить себе и работал на нем. В университетские годы Гюйгенс переписывался с парижским математиком Мерсенном, что сильно повлияло на юношу. Уже в 1651 году он опубликовал труд о квадратуре круга, эллипса и гиперболы. Его работы позволили ему обрести репутацию прекрасного математика. Затем он заинтересовался и физикой, написал несколько трудов о сталкивающихся телах, которые серьезно повлияли на представления современников. Кроме того, он сделал вклад в оптику, сконструировал телескоп и даже написал работу о расчетах в азартной игре, связанных с теорией вероятности. Все это делает его выдающейся фигурой в истории науки.
Джеймс Максвелл
Великие физики и их открытия заслуживают всяческого интереса. Так, Джеймс-Клерк Максвелл добился впечатляющих результатов, с которым стоит ознакомиться всякому. Он стал основоположником теорий электродинамики. Ученый родился в дворянской семье и получил образование в университетах Эдинбурга и Кембриджа. За достижения был принят в Лондонское королевское общество. Максвелл открыл Кавендишскую лабораторию, которая была оборудована по последнему слову техники для проведения физических экспериментов. В ходе работы Максвелл изучал электромагнетизм, кинетическую теорию газов, вопросы цветного зрения и оптики. Проявил себя и как астроном: именно он установил, что устойчивы и состоят из не связанных частиц. Занимался также изучением динамики и электричества, оказав серьезное влияние на Фарадея. Исчерпывающие трактаты о многих физических явлениях до сих пор считаются актуальными и востребованными в научной среде, делая Максвелла одним из величайших специалистов в данной сфере.
Альберт Эйнштейн
Будущий ученый родился в Германии. С детства Эйнштейн любил математику, философию, увлекался чтением научно-популярных книг. За образованием Альберт отправился в технологический институт, где изучал любимую науку. В 1902 году стал сотрудником патентного бюро. За годы работы там он опубликует несколько успешных научных работ. Первые его труды связаны с термодинамикой и взаимодействием между молекулами. В 1905 году одна из работ была принята как диссертация, и Эйнштейн стал доктором наук. Альберту принадлежали множество революционных идей об энергии электронов, природе света и фотоэффекте. Самой важной стала теория относительности. Выводы Эйнштейна преобразили представления человечества о времени и пространстве. Абсолютно заслуженно он был отмечен Нобелевской премией и признан во всем научном мире.
Одной из основополагающих наук нашей планеты является физика и ее законы. Ежедневно мы пользуемся благами ученых физиков, которые уже много лет работают для того чтобы жизнь людей становилась комфортнее и лучше. Существование всего человечества построено на законах физики, хотя мы об этом и не задумываемся. Благодаря кому у нас в домах горит свет, мы можем летать на самолетах по небу и плавать по бескрайним морям и океанам. Об ученых посветивших себя науке мы и поговорим. Кто же самые известные физики, чьи работы изменили нашу жизнь навсегда. Великих физиков огромное множество в истории человечества. О семи из них мы и расскажем.
Альберт Эйнштейн (Швейцария) (1879-1955)
Альберт Эйнштейн один из величайших физиков человечества родился 14 марта 1879 года в немецком городе Ульм. Великого физика-теоретика можно назвать человеком мира, ему пришлось жить в тяжелое время для всего человечества во время двух мировых войн и часто переезжать из одной страны в другую.
Эйнштейн написал больше 350 работ по физике. Является создателем специальной (1905) и общей теории относительности(1916), принципа эквивалентности массы и энергии(1905). Разработал множество научных теорий: квантового фотоэффекта и квантовой теплоемкости. Вместе с Планком, разработал основы квантовой теории, представляющие основой современной физике. Эйнштейн имеет большое количество премий за свои труды в области науки. Венцом всех наград выступает Нобелевская премия, по физике полученная Альбертом в 1921 году.
Никола Тесла (Сербия) (1856-1943)
Родился известный физик-изобретатель в небольшой деревушке Смилян 10июля 1856 года. Работы Теслы намного опередили время, в которое жил ученый. Николу называют отцом современного электричества. Он сделал множество открытий, и изобретений получив более 300 патентов на свои творения во всех странах, где работал. Никола Тесла был не только физиком теоретиком, но и блестящим инженером, создававшим и испытывавшим свои изобретения.
Тесла открыл переменный ток, беспроводную передачу энергии, электричества, его работы привели к открытию рентгена, создал машину, которая вызывала колебания поверхности земли. Никола предсказывал наступление эры роботов, способных выполнять любую работу. Из-за своей экстравагантной манеры поведения не снискал признания при жизни, но без его работ сложно представить повседневную жизнь современного человека.
Исаак Ньютон (Англия) (1643-1727)
Один из отцов классической физики появился на свет 4 января 1643 года в городке Вулсторп в Великобритании. Являлся сначала участником, а впоследствии главой королевского общества Великобритании. Исаак сформировал и доказал главные законы механики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Ньютон создал фундамент для современной физической оптики. Из огромного списка работ великого ученого, физика, математика и астронома выделяются две работы одна из которых была написана в 1687 году и «Оптика» вышедшая из под пера в 1704 году. Верхом его работ является известный даже десятилетнему малышу закон всемирного тяготения.
Стивен Хокинг (Англия)
Самый известный физик современности появился на нашей планете 8 января 1942 года в Оксфорде. Образование Стивен Хокинг получал в Оксфорде и Кембридже, где и преподавал в дальнейшем, также работал в Канадском Институте теоретической физики. Главные работы его жизни связаны с квантовой гравитацией и космологией.
Хокинг исследовал теорию возникновения мира вследствие Большого взрыва. Разработал теорию исчезновения черных дыр, вследствие явления получившего в его честь название-излучение Хокинга. Считается основоположником квантовой космологии. Член старейшего научного общества, в которое входил еще Ньютон, Лондонского королевского общества на протяжении долгих лет, вступив в него в 1974 году, и считается одним из самых молодых членов принятых в общество. Всеми силами приобщает к науке современников с помощью своих книг и участвуя в телепередачах.
Мария Кюри-Склодовская(Польша, Франция)(1867-1934)
Самая известная женщина физик появилась на свет 7 ноября 1867 года в Польше. Окончила престижный университет Сорбонна, в котором изучала физику и химию, а впоследствии стала первой женщиной-преподователем в истории своей Альма-матер. Вместе со своим мужем Пьером и известным физиком Антуаном Анри Беккерелем изучали взаимодействие солей урана и солнечного света, вследствие экспериментов получили новое излучение, которое было названо радиоактивностью. За это открытие вместе со своими коллегами получила Нобелевскую премию по физике 1903 года. Мария состояла во множестве научных обществ по всему земному шару. Навсегда вошла в историю как первый человек, удостоившийся Нобелевской премии, по двум номинациям химии в 1911и физике.
Вильгельм Конрад Рентген(Германия) (1845-1923)
Рентген впервые увидел наш мир городе Леннеп, в Германии 27 марта 1845 года. Преподавал в Вюрцбургском университете, где 8 ноября 1985 года и сделал открытие, которое изменила жизнь всего человечества навсегда. Ему удалось открыть икс-излучение, впоследствии получившее название в честь ученого — рентгеновское. Его открытие стало толчком к появлению целого ряда новых течений в науке. Вильгельм Конрад вошел в история как первый обладатель Нобелевской премии по физике.
Андрей Дмитриевич Сахаров (СССР, Россия)
21 мая 1921 года родился будущий создатель водородной бомбы.Сахаров написал немало научных работ на тему элементарных частиц и космологии, по магнитной гидродинамике и астрофизике. Но главным его достижением является создание водородной бомбы. Сахаров был гениальным физиком в истории не только огромной страны СССР, но и мира.
Где мой любимый ученый? Он на много опередил время! Знал то, что не знал даже ЭйнШтейн! Добавьте Тесла!
Нико́ла Те́сла (серб. Никола Тесла; 10 июля 1856, Смиляны, Австро-Венгрия, ныне в Хорватии - 7 января 1943, Нью-Йорк, США) - американский физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники.
Широко известен благодаря своему научно-революционному вкладу в изучение свойств электричества и магнетизма в конце XIX - начале XX веков. Патенты и теоретические работы Теслы сформировали базис для современных устройств, работающих на переменном токе, многофазовых систем и электродвигателя, позволивших совершить второй этап промышленной революции.
Современники-биографы считали Теслу «человеком, который изобрёл XX век» и «„святым заступником“ современного электричества». После демонстрации радио и победы в «Войнах токов» Тесла получил повсеместное признание как выдающийся инженер-электрик Америки. Ранние работы Теслы проложили путь современной электротехнике, его открытия раннего периода имели инновационное значение. В США по известности Тесла мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре.
Переменный ток
С 1889 года Тесла приступил к исследованиям токов высокой частоты и высоких напряжений. Изобрёл первые образцы электромеханических генераторов ВЧ (в том числе индукторного типа) и высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы, 1891), создав тем самым предпосылки для развития новой отрасли электротехники - техники ВЧ.
В ходе исследований токов высокой частоты Тесла уделял внимание и вопросам безопасности. Экспериментируя на своём теле, он изучал влияние переменных токов различной частоты и силы на человеческий организм. Многие правила, впервые разработанные Теслой вошли в современные основы техники безопасности при работе с ВЧ токами. Он обнаружил, что при частоте тока свыше 700 периодов в секунду болевое воздействие на нервные окончания прекращает восприниматься. Электротехнические аппараты, разработанные Теслой для медицинских исследований, получили широкое распространение в мире.
Эксперименты с высокочастотными токами большого напряжения (до 2 млн вольт) привели изобретателя к открытию способа очистки загрязнённых поверхностей. Аналогичное воздействие токов на кожу показало, что таким образом возможно удалять мелкую сыпь, очищать поры и убивать микробы. Данный метод используется в современной электротерапии.
Теория полей
В 1888 году Тесла (независимо от Г. Феррариса и несколько ранее его) дал строгое научное описание сути явления вращающегося магнитного поля. В том же году Тесла получил свои основные патенты на изобретение многофазных электрических машин (в том числе асинхронного электродвигателя) и системы передачи электроэнергии посредством многофазного переменного тока. С использованием двухфазной системы, которую он считал наиболее экономичной, в США был пущен ряд промышленных электроустановок, в том числе Ниагарская ГЭС (1895), крупнейшая в те годы.
Тесла одним из первых запатентовал способ надежного получения токов, которые могут быть использованы в радиосвязи. Патент U.S. Patent 447920 (англ.), выданный в США 10 марта 1891 года описывал «Метод управления дуговыми лампами» («Method of Operating Arc-Lamps»), в котором генератор переменного тока производил высокочастотные (по меркам того времени) колебания тока порядка 10 000 Гц. Запатентованной инновацией стал метод подавления звука, производимого дуговой лампой под воздействием переменного или пульсирующего тока, для чего Тесла придумал использовать частоты, находящиеся за рамками восприятия человеческого слуха. По современной классификации генератор переменного тока работал в интервале очень низких радиочастот.
Тесла демонстрирует принципы радиосвязи, 1891 г.
В 1891 г. на публичной лекции описал и продемонстрировал принципы радиосвязи. В 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи и изобрел мачтовую антенну.
Резонанс
Катушки Тесла до сих пор используются кое-где именно для получения искусственных молний. В 1998 году инженер из Стенфорда Грег Лей продемонстрировал публике эффект «молнии по заказу», стоя в металлической клетке под гигантским контуром Тесла и управляя молниями с помощью металлической «волшебной палочки». Недавно он развернул кампанию по сбору средств на строительство еще двух «башен Тесла» где-то на юго-западе США. Проект обойдется в 6 миллионов долларов. Однако укротитель молний надеется вернуть расходы, продав установку Федеральному управлению авиации. С помощью нее авиаторы смогут изучать, что происходит с самолетами, попавшими в грозу.
Беспроводная передача энергии