Мажоритарная система и пропорциональная избирательная система. Мажоритарная система
Мажоритарная избирательная система - это один из вариантов устройства при котором выбранными кандидатами считаются получившие большинство голосов по округу, в котором они баллотировались (выдвигались). При этом большинство может быть квалифицированным, абсолютным или относительным. В соответствии с этим мажоритарная избирательная система в своих рамках выделяет три разновидности. Таким образом, квалифицированный, абсолютный или относительный тип устанавливается в зависимости от того, что требуется: получение кандидатом (или несколькими) или больше, чем другой (или несколько) кандидат, или хотя бы на один голос больше половины проголосовавших, или определенного процента голосов (как правило, более или менее существенно превышающего половину избирателей).
Несомненно, мажоритарная избирательная система обладает рядом преимуществ. Как правило, ее поддерживают относительно крупные политические образования, серьезные блоки партий, прочие объединения (политические), которые смогли договориться о совместном выдвижении единых списков.
Следует отметить, что мажоритарные выборы имеют немаловажное достоинство. В процессе избиратель знает непосредственно, за кого он отдает голос.
Как показывает практика, мажоритарная избирательная система способна обеспечить наиболее успешное образование парламентов, в котором присутствует устойчивое большинство (однопартийное, как правило) и меньшинство, состоящее из различных политических фракций. Такая структура в большей степени способствует формированию устойчивого, стабильного правительства.
Мажоритарная избирательная система достаточно широко распространена в мире. Она присутствует в России, США, Австралии, Франции, Великобритании и нескольких десятках других государств.
Несмотря на достаточно явные преимущества, указанная выборная система значительно сужает возможности политического меньшинства на парламентском уровне. Это касается не только мелких, но и средних партий. Как показывает практика, часть из них очень часто остается без представительства в парламенте, однако, вместе с этим, в совокупности они могли бы повести за собой весьма значительную часть населения страны.
Для осуществления мажоритарной выборной системы территория страны разбивается на единицы. От каждой выбирается, как правило, один (бывает и два и больше) депутат. Кандидаты выдвигаются в личном качестве, однако, допускается обозначение партии или движения, к которому они примыкают.
Депутаты после победы на одних выборах должны сохранять взаимодействие с избирателями. Таким образом, они могут обеспечить себя их поддержкой в следующих
К недостаткам мажоритарной системы следует отнести также тот факт, что голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.
Выборы в Госдуму РФ с 1993 года проходят по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.
Установлено, что половина (225) из всех депутатов Думы выдвигаются по одномандатным округам (один мандат на один округ). Для победы при этом следует набрать большее, чем у других кандидатов, количество голосов. Таким образом, применяется система мажоритарных выборов относительного большинства.
В 1993 году депутаты в Совет Федераций выдвигались по два от каждого субъекта. В этом случае также применялась мажоритарная система, но уже с двухмандатным округом.
В депутатам была дана возможность выдвигаться по смешанному типу. Во всех субъектах РФ выборы осуществляются по округам, причем в некоторых субъектах их было образовано два: по численности избирателей (обычные) и административно-территориальные (город или район).
избирательна система, основанная на принципе большинства, когда избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Отличное определение
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
фр. majoritaire от majorite - большинство) - процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности - абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 %). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Это мажоритарная система относительного большинства, при которой кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства.
Мажоритарная система кажется простой, понятной, распространимой, применяемой во многих странах мира. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Однако она не лишена недостатков. При ней действует принцип "победитель получает все", то есть один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные голоса не учитываются. Победитель может получить 30% голосов от числа зарегистрированных избирателей, а остальные 5 кандидатов 50 % при 20% избирателей, не явившихся на выборы. Таким образом, воля 70% избирателей округа остается неучтенной.
Мажоритарная система также может обеспечивать косвенное национальное представительство, при котором если в одном округе победил коммунист, а в другом - либерал, то сторонники коммунистических идей из второго округа имеют в качестве представителя своих интересов победителя из первого округа, то есть разрывается единство идеологического поля кандидата и его электората.
К очевидным недостаткам мажоритарной системы следует отнести тот факт что не все социальные слои общества могут быть представлены в выборных органах, поскольку их кандидаты не набрали большинства голосов, т.е. меньшинство оказывается вне органа власти, и оно может быть значительным. Иными словами эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Она дорога, так как часто приходится проводить второй тур голосования, поскольку первый не выявил победителя.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Участие в выборах - долг каждого гражданина. Только многие ли из них разбираются, что, собственно, в этот момент происходит? Вот вы сможете толком объяснить своим друзьям, что такое мажоритарный округ? Чем он от иных отличается и почему так мудрено называется? Давайте попробуем разобраться. Многим это пригодится, когда в очередной раз придет пора идти на избирательный участок. Все-таки необходимо понимать, в каком процессе участвуешь, чтобы не пополнить ряды тех, кого используют «втемную».
Избирательная система
Без данного понятия не разобраться. Ведь мажоритарный округ является его частью. представляет собой законодательно закрепленный механизм процесса волеизъявления граждан. В нем все четко обозначено и расписано. Участники, процессы, механизмы закрепляются специальным законом (а иной раз и несколькими).
В том числе в документах определяется и избирательная технология. Она включает систему средств, механизм, методы организации, проведения волеизъявления. Всего таких технологий три: пропорциональная, смешанная и мажоритарная. В нашем случае используется последняя. При этом избирательный округ представляет собой своеобразную территориальную единицу выборной системы. На них делится та территория, на которой, в соответствии с законодательством, проводятся выборы. К примеру, если формируется парламент страны, то округа создают на всей ее территории и так далее.
Мажоритарная система
Преимущества и недостатки
Нужно заметить, что когда формируется избирательный округ, учитываются многие факторы. Таковыми, как правило, являются географическое положение населенных пунктов, численность населения, количество мандатов и некоторые другие. Считается, что избирательный мажоритарный округ - это именно тот элемент, который соответствует демократическим принципам. Каждый гражданин имеет возможность не только принять участие в волеизъявлении, но и «быть услышанным». Его голос обязательно повлияет на результат процесса. Кроме того, законодатель специальным актом прописывает специальные условия. Таковыми могут стать: порог явки либо система подсчета. Эти нюансы кажутся незначительными непосвященным. Однако они существенно влияют на результаты волеизъявления граждан, объединенных в избирательный мажоритарный округ. Из недостатков указывают снижение уровня участия людей при повторном голосовании. Рассмотрим подробнее.
Повторное голосование
Результат при мажоритарной системе далеко не всегда оказывается окончательным после первого тура. Закон, по которому проводится волеизъявление, определяет критерии объявления победителей. Если выясняется после подсчёта голосов, что ни один из кандидатов им не удовлетворяет, то проводятся повторные выборы. Мажоритарные округа при этом остаются теми же. Могут быть внесены изменения в список кандидатов. Возьмем тот же пример выборов сельских голов на Украине. Если ни один из кандидатов не собрал половины голосов, то те, кто вышел в «двойку» лидеров, соревнуются между собой. При этом проводится еще одно голосование.
Австралийская система
Мажоритарные выборы могут проводиться своеобразными способами. В Австралии, к примеру, законодатель нашел способ уйти от проведения повторного голосования. Там подсчет проводят по принципу абсолютного большинства. Но избирателю предоставлено право указывать дополнительные преимущества для иных кандидатов. Это удобно. В том случае, когда абсолютное большинство никто не получает с первого раза, то из списка выкидывают самого последнего, затем проводят повторный подсчет. Так действуют до тех пор, пока не определят кандидата, полностью удовлетворяющего прописанным законодательно требованиям. Получается, что даже в сложной ситуации нет необходимости привлекать для ее разрешения избирателя повторно. Каждый, так сказать, заранее высказывает все свои пожелания по поводу победителя (распределяет приоритеты). Согласитесь, эта система демократичнее той, где подсчитывают простое абсолютное большинство.
Список кандидатов по мажоритарным округам
Избирателя, естественно, интересует не сама система подсчета, а то, за кого отдавать голос. Но в данном случае необходимо все-таки иметь понятие о том законодательстве, которое определяет суть волеизъявления. В простой системе свой голос нужно отдать за одного кандидата (поставить галочку). В более сложных - еще дополнительные приоритеты указывать. Кроме того, существуют и многомандатные округа.
В них список составлен не из персонифицированных кандидатов, а из коллегиальных. Они представлены партийными списками. Все эти нюансы необходимо узнавать загодя, перед походом на участок. А в самом общем варианте кандидатов регистрирует соответствующая комиссия. Она же формирует бюллетени, в которых указаны все, кто прошел отбор, предоставил документы и так далее. Процесс не простой. Но избиратель на руки получает список-бюллетень, имея уверенность в его полном соответствии действующему законодательству.
Некоторые нюансы подсчета
Надо отметить, что законодательство постоянно совершенствуется с целью повышения уровня демократичности. Голос каждого гражданина должен быть учтен. Поэтому определяются всевозможные нюансы. К примеру, при подсчете может учитываться как количество проголосовавших, так и общее число избирателей. Еще устанавливаются пороги явки. Такое правило присутствует во многих странах в законодательных актах, регулирующих выборы президента страны. Так, плебисцит признается состоявшимся, когда в нем приняло участие более пятидесяти процентов зарегистрированных избирателей (50% плюс один голос).
Мажоритарная (отфранцузского majorite - большинство) избирательная система - это избрание депутатов по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория соответственно государства, территориальной единицы. Если в одном избирательном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова - униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (биноминальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.
При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.
При выборах по мажоритарной системе победитель должен набрать больше голосов избирателей, чем его соперники.
50% + 1 это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
Когда победителю достаточно не менее половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная избирательная система простого большинства.
Если для победы необходимо определенное число голосов , это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.
Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем набрали соперники (т.е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовавших избирателей, это мажоритарная избирательная система относительного большинства. В ряде стран, в том числе и в России, избирателям дается возможность проголосовать против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Тогда победителем на выборах будет кандидат, который не только обошел соперников, но и набрал больше голосов, чем число голосов, поданное против всех кандидатов по округу.
Голосование по мажоритарной избирательной системе может проводиться в один или в два тура. Если законодательство установило планку голосов, которую должен превзойти победитель, и он перешагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре, а победителем может считаться тот, кто наберет во втором туре больше голосов (при этом либо не меньше определенного числа голосов, либо просто больше соперника).
Пропорциональная избирательная система - это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз только партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов единым избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голосов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мандатов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на избирательное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределении мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участвовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу- этот порог «плавающий», т е постоянно меняется. 5-7-5%) - т.е. за них подан определенный минимум голосов избирателей.
До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы (сейчас пропорциональная) и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорциональную избирательные системы на выборах законодательных (представительных) органов субъектов РФ, причем к распределению мандатов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получивших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутатских мандатов. До недавнего времени этот барьер составлял 5-10%. Федеральный закон «Об основных гарантиях...» (в ред. 2005 г.) разрешил планку не более 7%.
Что касается муниципальных выборов, здесь также допускается использование обеих избирательных систем, но жесткого требования применять выборы по спискам Закон не устанавливает.
Для Государственной Думы с первых выборов 1993 г. и до последнего времени применялся принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Половина (225) депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Эта норма представительства устанавливалась путем деления общего числа зарегистрированных в России избирателей (ориентировочно 108 млн) на общее число избирательных округов, т.е. на 225. Далее число избирателей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, делилось на эту единую норму представительства, и становилось очевидно, сколько избирательных округов будет на территории этого субъекта РФ. Если в субъекте РФ число избирателей было меньше единой нормы представительства, данный субъект все равно являлся избирательным округом, где избирался один депутат Государственной Думы.
В одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Государственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, которые получил больше голосов, чем его соперники, и больше, чем число голосов, поданное против всех кандидатов. Таким образом, в этой части на выборах в Думу применялась избирательная система относительного большинства.
Другая половина (т.е. тоже 225) депутатов Государственной Думы избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом. Политические партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосовали за эти списки, а не за конкретных лиц, ориентируясь на свои симпатии к соответствующим партиям, движениям или к их лидерам. Те из партий, движений, которые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выборы, получали депутатские мандаты в Думе пропорционально числу полученных голосов; внутри списка в первую очередь мандаты получали те кандидаты, которые стояли в верхней его части. Эта модель выборов была впервые опробована в 1993 г.
В последующие годы имели место нарекания преимущественно на пропорциональную систему, поскольку 5%-ный барьер преодолевали немногие политические общественные объединения. А те, которые получали места в Государственной Думе, образовывали фракции и депутатские группы, оппозиционно настроенные к Президенту РФ. Проигравшие партии и движения требовали отказаться от пропорциональной системы или существенно снизить барьер прохождения в Думу. Нарекания на пропорциональную систему высказывали и региональные элиты, поскольку при выборах по округам они могли бы больше влиять на результаты и способствовать победе тех кандидатов, через которых затем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.
В связи с выборами 1999 г. первый Президент РФ выступил еще с более радикальным предложением - вообще отказаться от пропорциональной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы только по округам. Однако оно не прошло.
Активными сторонниками отказа от выборов по округам в пользу только пропорциональной избирательной системы являлись и остаются партии, у которых на выборах по округам не было успеха: по округам побеждали лишь считанные единицы представителей этих партий - ЛДПР, в прежнем созыве Государственной Думы - «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС). Партия, имеющая большинство в Государственной Думе, «Единая Россия* активно не выступала за какую-то систему. И тем не менее Президент В.В. Путин, которого данная партия безоговорочно поддерживает, в 2004 г. выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе. Причем к тому времени в законодательстве уже было закреплено, что в выборах участвуют лишь политические партии и не допускается привлечение - хотя бы в блоках с ними - иных общественных объединений. Предложение Президента было воплощено в Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г., и теперь эти выборы стали не только пропорциональными, но и сугубо партийными, поскольку проводятся по спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым политическими партиями. Вероятно, данный вариант выборов в Государственную Думу привлекателен тем, что все равно гарантирует большинство ныне лидирующей партии, освобождает от изнурительных предвыборных баталий, неизбежных при выборах по округам, и дает определенную, но безопасную оппозицию в нижней палате парламента.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24
Под избирательной системой обычно понимают поря док определения результатов выборов, позволяющий вы явить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.
В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства". избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.
В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.
К тому же считается, что эта система более универсальна, та*с как дает возможность учитывать и партийные интересы, и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.
Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, Предвыборных союзов, партий.
В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделяет следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.
При мажоритарной системе абсолютного большинства (действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действительных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи Один из главных недостатков системы - нерезультативность итогов голосования, когда ни один из кандидатов не набирает необходимого количества голосов. В таких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство.
Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).
Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже - 25% или иное количество голосов.
Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.
В целом мажоритарная система абсолютного большинства представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных расходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использовании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса меньшинство, не считаются избранными.
Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на выборах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.
Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового количества голосов создается ситуация, когда невозможно определить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства исследователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределяются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.
При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.
Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Применяется эта система в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995-2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).
Другой разновидностью избирательной системы является пропорциональная система. В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.
Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а второй - за партийный список. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленные партиями в каждой земле.
В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение определенного минимума голосов избирателей. В Дании, например, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партиями, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределению депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов или победила не менее чем в трех одномандатных округах.
Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.