Какой штатив выбрать для съемок описаний товаров. Насколько большим должен быть трипод. Лучшие штативы до покупки

Когда начинающий фотограф вступает на тернистый путь познания фотографии он сталкивается с широким выбором аксессуаров и гаджетов для фото. С одной стороны, имеющегося фотоаппарата и объектива достаточно для изучения фото, но с другой стороны – непонимание и вера во всесильность всяческих фото-приблуд заставляют молодого фотографа приобретать много не нужных вещей!Отсюда необдуманная покупка защитных фильтров, дешевых объективов с ненужными фотографу фокусными расстояниями...

Часто в этот круг необдуманных покупок попадает штатив! Он, как признак настоящего профессионала, призван несоизмеримо поднять авторитет фотолюбителя в глазах друзей и дать надежду на более качественные снимки в будущем. Думаете я преувеличиваю?!? В реальности большинство фотолюбителей не только не знают, зачем нужен штатив, но и используют его крайне редко (если вообще используют). Какой штатив лучше? Тот, который отвечает потребностям фотографа. Полезно разобраться в вопросе выбора штатива и тем, кто собирается сделать подарок фотографу: он несомненно оценит обдуманный выбор.

Зачем нужен штатив

Штатив для фотоаппарата прежде всего необходим в случаях, когда съемка ведется на длительных выдержках (вечернее и ночное время) и фотографии с рук получаются размытыми. Иногда штативы используют в студийной съемке и при съемке предметов, сцен и предназначены для закрепления фотоаппарата в одном положении относительно объекта съемки.

Вес штатива

Первым и определяющим фактором при выборе штатива является уровень активности фотографа. Для зашкаливающей активности с походами в горы, пешими турами по Европам, ночным городским вылазкам ключевую роль приобретает вес этого устройства и компактность в сложенном состоянии – нужен штатив для путешествий! Если фотолюбитель путешествует на личном автомобиле и рассчитывает пользоваться штативом от случая к случаю - вес отходит на второй план, уступая место другим немаловажным параметрам!

Чем тяжелее штатив, тем более он устойчив при использовании, но не факт, что прочнее и надежнее. В высоком ценовом диапазоне используются современные высокотехнологичные материалы, устойчивые к высоким нагрузкам и отличающиеся малым весом, потому могут быть легкими и очень прочными.

Грузоподъемность

Грузоподъемность говорит о том, какой тяжести фотоаппарат может выдержать штатив. Если у вас зеркалка (600 гр.), теле-объектив (типа 70-200мм - 1,5кг.) и вспышка (250гр.), покупать штатив с максимальной допустимой массой в 1,5 кг будет бессмысленно, он просто не выдержит имеющуюся технику.

Максимальная высота в разложенном виде

Этот показатель может быть важен, если предполагается работа со штативом какое-то длительное время - в полусогнутом виде даже любимое занятие может быстро надоесть. Высокие штативы (более 1,5 метра) больше подойдут для городских съемок, поскольку превышают высоту большинства заборчиков. Но нужно учесть, что чем выше штатив в разложенном виде, тем менее компактен он будет в сложенном! Кроме того, из-за высокого расположения центра тяжести высокие штативы очень неустойчивы и нужно очень внимательно следить за техникой на нем! Кстати, у некоторых штативов при высоте более 1,5 метра снизу есть крючок, к которому прикрепляют груз для обеспечения устойчивости (например, ту же сумку) - это несомненный плюс для легких штативов.

Минимальная высота установки фотоаппарата или штатив для макросъемки

Минимальная высота тоже важна, если предполагается фотографировать с нижних ракурсов (от земли). К сожалению, нет полностью универсальных штативов и наличие одних нужных показателей часто исключает другие. Если нужна и максимальная и минимальная высота, обратите внимание на штативы с обратной складкой, т.е. когда «ноги» выворачиваются вверх и фотоаппарат оказывается закрепленным под штативом в перевернутом состоянии.

Габариты в сложенном состоянии

Компактность в сложенном виде - немаловажный фактор, особенно если фотограф из числа активных и будет носить штатив постоянно с собой. Важна не только длина, но и ширина (величина). Габариты в сложенном виде сильно зависят от показателя максимального и минимального размера в разложенном виде и грузоподъемности: зачастую чем шире эти показатели, тем больше габариты. Стоит также обратить внимание на количество колен у штатива: 3-4 будет в самый раз.

Качество производства

Качество исполнения напрямую зависит от цены и производителя. Важно проверить надежность закрепления колен в разложенном виде, качество пластика и крепление его к металлической конструкции штатива: в закрепленном положении колено не должно проскальзывать или пошатываться.

Лапки для штатива

Прорезиненные основы ног (лапки штатива) позволят добиться большей устойчивости на скользких поверхностях, а жесткий пластик на лапках советую отвергать сразу! В продаже встречаются накладные лапки для штатива или их можно сделать самому.

Голова для штатива

Если вы спросите у профессионала, что самое важное для него в штативе, то наверняка получите ответ: «голова». Не в том смысле, что «думать надо» (хотя для любителя, приобретающего штатив, это тоже правильный ответ:-))! «Голова» штатива - это поворотный механизм управления положением фотоаппарата относительно штатива. Ее возможности и характеристики очень существенно влияют на цену. Я этот пункт рассматриваю в последнюю очередь намеренно, поскольку особенности «голов» для задач начинающего фотографа не принципиальны! При выборе проверьте «голову» штатива на плавность хода, углы наклона, удобство управления и надежность закрепления без лишних усилий. В остальном возможности «голов» известных производителей подойдут для реализации творческих задумок любого начинающего фотографа без всяких оговорок.

Какой штатив купить

Человеку, который толком не знает, зачем ему штатив, я рекомендую покупать максимально легкий и пригодный для имеющегося фотоаппарата в плане грузоподъемности, высотой 1-1.3 метра в разложенном виде.

Производители штативов и сколько стоит штатив для фотоаппарата

Есть настольные штативы (совсем небольшие) по 300-500 рублей, встречаются универсальные штативы непонятных марок по около 1000 рублей и т.д. Но я советую обратиться к заслужившим доверие производителям, соотношение цены и качества у которых будет совсем на другом уровне!

Штативы «Manfrotto» заслуженно уважаемы, но чересчур большая накрутка за брэнд. Это верхний ценовой диапазон и обычный штатив обойдется в 5-7 тыс. рублей. Рассчитаны они на профессионалов, которые знают, что хотят от штатива. Взяв такой штатив, начинающий фотограф не приобретет образа профессионала, а вот ощутить какие-то специфические особенности вполне может. Это как покупка горных лыж: можно купить дорогие лыжи с ботинками для профи, но вместо наслаждения почти гарантированы травмы в связи со спецификой.

У меня штатив «Slik» - не самый лучший и достаточно тяжелый, но мне дарили его в 2003 и другой особо не требовался, поскольку пользуюсь я им исключительно редко. Кстати, новые штативы «Slik» по соотношению показателей очень удачное решение: такой качественный и универсальный штатив стоит 3-4 тыс. рублей.

Крепление фотоаппарата к штативу

Стоит отметить, что платформа, которая прикручивается к фотоаппарату, имеет стандартную резьбу и подходит к любому современному зеркальному фотоаппарату. Поэтому выбирать штатив для фотоаппарата конкретной марки или типа фотоаппарата (штатив для фотоаппарата Canon, штатив для Nikon, штатив для зеркалки) не нужно. Определитесь с параметрами и будьте уверены, крепление фотоаппарата к штативу универсально.

Какой штатив выбрать

Производителей штативов очень большое количество, но перед тем как покупать китайский креатив или дорогущий профессиональный прибор задумайтесь о его дальнейшей судьбе. Конечно, вывод по покупке штатива каждый фотолюбитель сделает сам, но я посоветую вместо покупки штатива обратить внимание на внешнюю вспышку, качественный рюкзак, удобный полусинтетический ремень, т.е. на аксессуары фотографа, которые принесут в разы больше удовольствия и пользы от использования.

Зачем начинающему фотографу штатив

Вопрос далеко не однозначный не смотря на то, что большинство фотографов приобретают штатив в первую очередь. Конечно, если в приоритете стоит съемка ночного города или предметная съемка, тогда потребность в хорошом штативе абсолютно понятна.

Есть ли у Вас штатив и как часто пользуетесь им? Нужен ли штатив начинающему фотографу?

Понравилось? Подписывайтесь на мой инстаграм: Красивые фото, бесплатные фотосеты, обучение фото и оперативные ответы на ваши вопросы.

Вот уже более ста лет штатив является неотъемлемым аксессуаром фотографа. Если вы планируете снимать ночные пейзажи с длительный выдержкой или у вас тяжелый теле фотообъектив, без штатива вам не обойтись. Несмотря на бурное развитие систем стабилизации изображения и фотошопа, ничто не заменит старого доброго трехногого спутника фотолюбителя. Современный рынок предлагает огромное разнообразие штативов. В этой статье мы рассмотрим различные виды штативов для фотоаппаратов и поможем выбрать правильный.


Штатив для фотоаппарата имеет несколько важных характеристик, на которые следует обратить внимание при покупке. Прежде всего, это максимальная нагрузка, на которую рассчитаны тренога и держатель. Если вы планируете использовать объектив, который весит полтора килограмма, то вам понадобиться высокопрочный фотоштатив с соответствующей головкой.

Другой важной характеристикой штатива является его собственный вес. Недорогие штативы для фотолюбителей весят от 0,51 до 1,2 килограмма. Штативы также характеризуются возможностью смены головок, типом головки в комплекте и материалом, из которого изготовлена треног

Настольные штативы

Настольные штативы просты, компактны и прекрасно подойдут для каждодневного использования. Обычно их высота не превышает 30-ти сантиметров и головка не отделяется от ног. Они идеально подходят для путешественников, любителей походов и для фотосъемки в местах, где использование полноразмерного штатива запрещено.

Среди настольных штативов имеются модели серии Joby Gorillapod с гибкими ногами. Их можно крепить к различным объектам, стволам деревьев, столбам или поручням. Они позволяют установить фотоаппарат на неровной поверхности или снимать с нового, необычного ракурса.

Штативы начального уровня

Напольные штативы компаний DEXP и Rekam - хороший выбор для начинающего фотолюбителя. Они отличаются износостойкостью и стоят относительно недорого. В данной категории имеются штативы как со сменной, так и с несъемной головкой. Обычно они комплектуются 2D или 3D головкой и рассчитаны на вес до трех килограмм.

Более дорогие штативы компании Manfrotto оснащены шаровой головкой и могут выдерживать вес до полутора килограмм.

Штативы со сменными головками

Те, кто серьезно увлекается фотографией и профессиональные фотографы предпочитают штативы со сменными головками. Головки к такому штативы обычно приобретаются отдельно. Ниже мы рассмотрим различные типы головок.

Разновидности головок

Головка с тремя степенями свободы (3Д головка)

Классическая головка с тремя степенями свободы - самая распространенная среди фотографов. Головка состоит из трех шарниров, которые позволяют поворачивать камеру вокруг вертикальной оси и менять угол наклона влево-вправо, вперед-назад. С ней достаточно легко обращаться и она позволяет установить фотокамеру практически под любым углом. Для того, чтобы изменить угол наклона по какой-либо из осей, необходимо ослабить винт, установить необходимый угол наклона и снова затянуть винт. Винты обычно дополнены удобными ручками, с помощью которых также осуществляется поворот камеры.

3Д головка применяется при фотосъемки пейзажей, портретов, натюрмортов и при макросъемке. Такой тип головки также применяют при фотосъемке панорамы, так-как она позволяет менять угол поворота вокруг вертикальной оси, не меняя горизонтальный и вертикальный угол наклона камеры.

Шаровая головка

Эти головки отличаются компактностью и простотой использования. Вместо трех удерживающих винтов здесь используется всего один. Ручка для поворота также отсутствует, вместо нее используют сам фотоаппарат. Существуют модели шаровых головок с двумя винтами. При этом, второй винт используется для изменения силы трения шара в шарнире.

Шаровую головку используют при фотосъемке движения, дикой природы, в путешествиях и в фотостудии.

Панорамная головка

Эти головки предназначены для использования с большими теле фотообъективами. Они используются при профессиональной спортивной фотосъемке и при фотографировании дикой природы. Панорамные головки самые тяжелые, они позволяют поворачивать камеру горизонтально и вертикально. Часто такие головки продаются без крепления. Крепление подбирается отдельно для конкретной модели фотоаппарата.

Материал, из которого выполнена тренога

Штатив для фотокамеры устроен достаточно просто и характеризуется весом, максимальной нагрузкой и ценой. Часто, ноги штатива выполнены из алюминия, это самый тяжелый, дешевый и износостойкий материал для штатива. Алюминиевые штативы не очень удобны в путешествиях, однако их вес придает им больше устойчивости. Алюминиевые треноги очень подвержены воздействиям окружающей среды. Проще говоря, они сильно нагреваются на жаре и остывают на морозе. Кроме того, эти штативы подвержены ржавлению если их тщательно не протирать после дождя или использования у моря.

Штативы из углеродного волокна весят меньше и стоимость их выше. Треноги из углеродного волокна - хороший выбор для путешественников. Они не ржавеют и не нагреваются в жаркую погоду. Однако, следует иметь в виду, что штативы из углеродного волокна менее прочны на излом и требуют более бережного обращения.

Еще на заре появления фотографии штативы стали повсеместно использоваться фотографами при осуществлении съемок. Ведь низкая светочувствительность фотоматериалов требовала применения длительных выдержек, доходивших порой до нескольких минут. Штатив же обеспечивал максимальную неподвижность камеры во время съемки. Сами фотоаппараты в то время имели весьма внушительные размеры и вес, поэтому просто не могло быть и речи о съемке с рук.

С уменьшением размеров оптики и совершенствованием фотоматериалов у фотографов появилась возможность снимать с рук, без использования штатива. Это дало новый толчок развитию фотографию, однако штатив по-прежнему являлся важным аксессуаром в арсенале фотографа. Казалось, что с появлением компактной цифровой фототехники штативы уйдут, наконец, безвозвратно в прошлое.

Но, несмотря на качественное улучшение характеристик фотопленки и оптики, многие фотографические сюжеты по-прежнему не могут обойтись без применения штатива. Сегодня штативы часто используются для съемки ночных сцен, пейзажей, студийной и макросъемки.

Штатив – это приспособление для установки камеры и обеспечения ее неподвижности во время съемки. Конструктивно, штатив состоит из «ног», обычно в виде треножной конструкции, и штативной головки. Штатив обеспечивает точное позиционирование камеры, что представляет особую важность при осуществлении, например, ночных съемок или других сюжетов на длинных выдержках.

С помощью штатива и длинных выдержек можно сделать по-настоящему яркие и необычные снимки ночного города. Кроме того, штатив помогает бороться с так называемой «шевеленкой», то есть смазанными изображениями, лишенными четких контуров. Такие некачественные снимки получаются как за счет вибраций самой камеры при съемке, так и за счет незначительной дрожи рук фотографа. В результате, такое «шевеление» существенно снижает резкость самого фотоизображения. Штатив же дает возможность предотвратить любое смещение фотоаппарата при съемке.

Большинство современных штативов имеет трехногую конструкцию. Каждая из таких «ног» состоит из нескольких телескопических труб, обладающих различным диаметром и сечением. Телескопические «ноги» могут быть из двух-пяти секций: причем чем меньше секций у «ноги», тем она крепче, но менее компактна. Трубы изготавливаются из алюминиевых сплавов, базальта, сплавов титана или магния, углепластика, дерева и других материалов.

Наибольшее распространение в последние годы получили штативы, выполненные с использованием труб из углепластика (карбона). Они отличаются прекрасной прочностью, жесткостью и грузоподъемностью, но одновременно значительно легче по весу алюминиевых штативов. В свою очередь, деревянные штативы не могут похвастаться компактностью, но отличаются высокой эстетичностью, отлично переносят морозы и хорошо гасят любые вибрации. Поэтому здесь все зависит от целей съемки и, конечно, личных предпочтений фотографа.

Например, если Вы планируете съемку на открытом воздухе, то лучше выбрать более легкие и удобные конструкции, изготовленные из углепластика или базальта. В любом случае «ноги» являются залогом устойчивости штатива, поэтому при выборе штатива им стоит уделить первостепенное внимание.

Среди важных характеристик штатива можно выделить прочность, компактность, предельную нагрузку и высоту в рабочем состоянии. Эти величины напрямую связаны друг с другом: легкий и высокий штатив не будет в большинстве случаев обладать значительной жесткостью и грузоподъемностью, если только он не изготовлен из высокопрочных современных материалов (углепластика).

Для любительского применения выпускаются штативы, имеющие облегченную конструкцию. Такие легкие и компактные штативы позволяют быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности. Однако для профессионального использования они вряд ли годятся, ведь профессиональная фототехника отличается более серьезной массой и габаритами.

Профессиональный штатив должен быть высоким и крепким в целях повышения резкости фотографий. К сожалению, подобные штативы отличаются несколько большим весом и сравнительно большими размерами. Зато они идеально выполняют свою функцию при ночных съемках или любых других съемках, требующих длинных выдержек.

Выбор конструкций штативов, обладающих различной грузоподъемностью, прочностью и компактностью, в настоящее время практически неограничен. Самое главное – это подобрать такой штатив, который бы стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата, и был максимально удобным в использовании. Всегда лучше остановить свой выбор на штативе более мощном и крепком, чтобы он не «складывался» под нагрузкой и обладал широкой областью применения.

Фотокамера надежно крепится к штативу с помощью штативной головки. Однако функции штативной головки этим не ограничиваются: она также обеспечивает возможность различного рода наклонов и поворотов камеры относительно штатива. Сегодня распространены штативные головки двух типов — 3D-головки и шаровые головки .

Что касается 3D-головки, то она позволяет наклонять и разворачивать фотокамеру относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. В ней предусмотрено три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, что, в частности, обеспечивает 360-градусное вращение камеры вокруг вертикальной оси. Кроме того, с помощью 3D-головки Вы сможете наклонять камеру вперед на угол не менее 90 градусов, либо отклонять назад – на угол в 30 градусов. Также возможно наклонять фотоаппарат вбок, не менее 90 градусов в одну сторону. Все это открывает перед фотографом широкие перспективы для обеспечения различного рода съемок и кадрирования.

В основе шаровых штативных головок лежит металлический шар, закрепленный в особой обойме, которая оснащается регулируемым устройством фиксации. К этому шару, способному вращаться в любой плоскости, прикрепляется специальная площадка, на которую, собственно, и устанавливается фотоаппарат. Шаровые головки могут оснащаться дополнительными устройствами контроля прижима шара, расширяющими возможности применения таких головок.

Какие штативные головки лучше – 3D или шаровые? На этот вопрос однозначного ответа нет. Шаровые головки традиционно отличаются большей компактностью и оперативностью в работе, в тоже время они менее надежны. Главное же преимущество 3D-головок заключается в том, что они позволяют фотографу более точно позиционировать камеру по каждой из осей.

С точки зрения удобства пользования штативом важно, чтобы 3D или шаровая головка была оснащена платой крепления фотоаппарата (Quick-release). Благодаря такой плате можно в считанные секунды зафиксировать или снять фотокамеру со штатива. Этим достигается максимальная оперативность и легкость работы со штативом.

Отдельно нужно остановиться на такой разновидности штатива как монопод. Он представляет собой «одноногую» телескопическую конструкцию с торцевым креплением для фотоаппарата. Монопод более легок и удобен в использовании, чем традиционные штативы.

Выбор монопода, в целом, аналогичен выбору штатива – необходимо лишь, чтобы его длина обеспечивала максимальное удобство в работе, а характеристики жесткости и прочности позволяли выдерживать массу фототехники. Фотоаппарат может крепиться к моноподу напрямую, а может через специальную моноподную головку, дающую дополнительную возможность наклонять камеру в одной плоскости. Монопод также может быть оснащен легкосъемной платой, что обеспечивает высокую оперативность работы со штативом.

При выборе штатива все определяется стоящими перед фотографом целями и задачами. Если у Вас легкая, компактная камера, у Вас нет фотостудии, и Вы не планируете тратить много времени на съемку ночных сюжетов, то вполне можно обойтись небольшими телескопическими моделями.

Для обеспечения профессиональных студийных или ночных съемок Вам потребуется более тяжелый и прочный штатив, обладающий широкими возможностями для изменения положения фотокамеры. В тоже время здесь стоит грамотно оценить свои силы, ведь такой громоздкий, крепкий и дорогой штатив может быть очень неудобным в переноске.

На заре развития фототехники снимались только статичные объекты. Дело в том, что выдержка тогда исчислялась десятками минут. В то время фотограф попросту не мог обойтись без триноги, которую сейчас приятно называть штативом.

Изначальной и главной функцией штатива является улучшение качества фотографии, которое можно получить на более или менее длинных выдержках. Вторая функция - удержание фотокамеры в заданном положении для удобства съемки.

«Ноги»

Тренога состоит из ног, распорок, центральной штанги и специальных фиксаторов. Ключевым параметром штатива является число секций ног и крепления. Как правило, треноги состоят из трех секций, но встречаются модели на четыре и пять секций. Самые простые штативы имеют одну или две секции. Чем больше секций у треноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но есть и недостаток – большее число секций негативным образом сказывается на устойчивости и надежности штатива.

Для фиксации секций могут использоваться поворотные муфты или защелки. Второй вариант требует использования высококачественного пластика, так что чаще всего встречается на дорогих моделях. На концах ножек могут быть шипы (для установки на мягких поверхностях) и обрезиненные наконечники (для гладкого пола).

Распорки позволяют придать конструкции устойчивости, при этом они не позволяют расставлять ножки слишком широко. Как правило, такие распорки встречаются в штативах бюджетного сектора.

Центральная штанга

Центральная штанга двигается в вертикальном направлении, тем самым позволяя максимально точно выставить нужную высоту камеры. Это значительно удобнее, чем каждый раз подгонять все ноги до нужной высоты. Но есть и обратная сторона медали – чем выше поднята штанга, тем большая амплитуда колебания фотоаппарата. Несмотря на удобство, выдвигать штангу до максимума не рекомендуется.
Ряд штативов имеют функцию переворота центральной штанги. В таком случае штангу можно закрепить таким образом, чтобы головка находилась под треногой. Это позволяет уменьшить высоту съемки до минимума, а также удобно при проведении макросъемки.

В некоторых моделях штативов под центральной штангой располагается небольшой крючок . На него можно прикрепить груз или сумку, тем самым освободив руки, уменьшив колебания штатива и сделав его максимально устойчивым.

Штативная головка

На сегодняшний день принято выделять три типа штативных головок, которые отличаются назначением и конструкцией:

2D-головка поворачивается вокруг двух осей. Иными словами фотоаппарат, закрепленный на такой головке, может наклоняться вверх и вниз, а также поворачиваться в горизонтальной плоскости. Для того чтобы повернуть камеру нужно использовать специальные ручки.

3D головки позволяют вращать камеру в разных плоскостях:

  • по горизонтали;
  • вертикали;
  • вокруг своей оси.
Кроме этого в 3D головках можно поворачивать камеру на 90 градусов для съемки вертикальных кадров. Ключевое преимущество такого управления - возможность менять положение камеры только в одной плоскости, оставляя наклон в других плоскостях без изменений. Но есть и недостаток – выставление положения камеры занимает определенное время.

В основу шаровой головки ложится шарнир. На ней закрепляется камера, которая может вращаться во всех плоскостях. При этом сама шаровая головка имеет один рычаг, который предназначен для фиксации необходимого положения. Для того, чтобы переориентировать фотоаппарат необходимо повернуть его вручную, после чего зафиксировать положение. Минус такой головки – нельзя делать панорамные снимки и менять положение фотокамеры в одной плоскости. Кроме этого такая головка в меньшей степени устойчива к загрязнениям. Песок, который попадает между шаром и специальным вкладышем такой головки, резко сокращает срок её службы.

Материал штатива

Недорогие модели чаще всего выполняются из пластика. Но пластик тоже бывает разным – в самом бюджетном варианте - это скрипучий материал, который сильно люфтит (даже при затянутых ручках площадка может пошатываться). Ноги штатива выполняются из алюминия. Такие устройства недорогие и легкие, при этом они в полной мере выполняют свою функции.

Для производства профессиональных штативов используется:

  • титан;
  • углепластик (карбон);
  • сплавы лёгких металлов (магния и алюминия).
По своей прочности они ничуть не уступают алюминию, но такие штативы значительно легче.

Ценовой вопрос

Несмотря на кажущуюся простоту, в продаже можно встретить бюджетные и дорогие модели штативов, а разница в их цене может достигать десятка раз. Конечно, стоимость зависит от качества используемых материалов, функций и бренда. Таким образом, потратив:

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.