Как обозначаются шины переменном трехфазном токе. Маркировка проводов по цвету для бытового сектора. Цвета проводов в однофазной сети

В сегодняшнее время невозможно представать монтирование электропроводки без использования разных цветов провода (цветной изоляции проводников) . Цветовая маркировка проводов не является чем-то типа маркетинговых ходов для завлечения клиентов или украшения продукции.

На самом деле разные цвета проводов - это острая необходимость, поскольку маркирование проводов помогает узнать назначение каждого из них в определенной группе для облегчения коммутации. Также при выделении, сильно снижается риск ошибки в процессе монтажа проводов, и, соответственно, возникновения короткого замыкания при пробном включении или поражение током в процессе ремонтных и профилактических работ сетей.

Цвета, выбранные для маркирования проводников, специально подобраны и курируются едиными стандартами ПУЭ. В данных стандартах указано, что жилы проводников следует различать по буквенно-цифровым или цветовым обозначениям.

В этой статье будет рассказано именно про значение цвета провода. Стоит отметить, что работа по коммутации проводников значительно упростилась после принятия единых стандартов цветовой идентификации. Каждая жила, с конкретным назначением теперь обозначена уникальным цветом, например: синим, желтым, коричневым, серым и т.д.

Зачастую цветовая маркировка наносится по всей длине проводника, но также допустима идентификация в точках соединений или на концах жил, именно для этого применяются кембрики (цветные термоусадочные трубки) или изолента разных цветов. Для того чтобы избежать лишней работы типа нанесения меток с помощью трубок или изоленты, достаточно при покупке правильно определить цветовую маркировку изоляции. Следует также приобретать его в нужном количестве, чтобы обеспечить одинаковую маркировку разводки по всей квартире или по всему дому.

Ниже будет рассмотрено, как меняется цвет провода в сети постоянного, однофазного и трехфазного тока.

Цвета шин и проводов при переменном трехфазном токе.

На электростанциях и подстанциях в трехфазных сетях высоковольтные провода и шины окрашиваются таким образом: фаза «А» - желтый; фаза «В» - зеленый, а фаза «С» - красный.

Какой цвет проводов «+» и «-» в сети постоянного тока:

Кроме сетей переменного тока , широко используются и цепи постоянного тока. Цепи постоянного тока применяются в:

1. В строительстве, при использовании погрузчиков, электротележек и электрических кранов, а также в промышленности.

2. В электротранспорте - трамваи, троллейбусы, электровозы, теплоходы и т.д.

3. На электрических подстанциях - для снабжения энергией автоматики.

В сети постоянного тока используется только 2 провода, поскольку в подобных сетях отсутствует фазный или нулевой проводник, и есть только положительная и отрицательная шины (+ и -).

Согласно нормативным документам в красный цвет окрашиваются провода и шины, имеющие положительный заряд (+), а провода и шины с отрицательным зарядом (-) маркируются синим цветом. Голубым цветом обозначается средний проводник (М).

Плюсовой проводник двухпроводной сети маркируют тем же цветом, что и положительный проводник трехпроводной сети, с которым он соединен, только в том случае, если двухпроводная сеть постоянного тока создана через ответвление от трехпроводной сети постоянного тока.

Цвет провода в электропроводке: земля, фаза и ноль.

Для исключения путаницы и упрощения монтажных работ при прокладке электросетей переменного тока, используют многожильные провода в разноцветной изоляции.

Цветовое обозначение проводов особенно важно, когда разводку делает один человек, а обслуживанием или ремонтов - другой. Иначе ему придется постоянно проверять, где фаза, а где ноль с помощью пробника. Те, кто работали со старой проводкой, знают, как сильно это может надоедать, ведь раньше в быту была только белая или черная изоляция. Со времен СССР цветовое обозначение проводов постоянно менялась, пока не был определен специальный стандарт. Теперь каждый цвет проводника определяет свое назначение в проводе.

В нынешнее время нормативным документом является ПУЭ 7, который регулирует цветовую маркировку изолированных или же неизолированных проводников, где согласно с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям» должны использоваться только определенные обозначения и цвета.

Основной целью нанесения маркировки электропроводки является легкость и быстрота определения назначения проводника по всей длине, что собственно является одним из главенствующих требований стандартов ПУЭ.

Ниже буде рассмотрено, какой расцветки должны быть проводники электроустановок переменного тока, напряжением до 1000В и с глузозаземленной нейтралью (например, проводка административных зданий или жилых домов).

Цвета нулевого рабочего и нулевого защитного проводника.

Нулевые рабочие проводники (N) обозначаются голубым цветом. Нулевой защитный проводник (РЕ) маркируется желто-зелеными поперечными или продольными полосками. Такая комбинация должна обязательно применяться исключительно для маркировки заземляющих проводников.

Совмещенный нулевой рабочий и нулевой защитный проводники (PEN) - синий цвет по всей длине шнура с желто-зелеными полосками в местах соединения или на концах. Важно упомянуть, что ГОСТ сегодня разрешает обратный вариант окраски, то есть желто-зеленые полосы с синим цветом в местах соединения.

Если обобщить, то цвет провода должна распределяться так:

1. Совмещенный (PEN) - желто-зеленый с голубыми метками на концах;

2. Нулевой рабочий (N) - голубой (синий) цвет;

3. Нулевой защитный (РЕ) - желто-зеленый.

Цвета фазных проводов.

Согласно ПУЭ, при маркировании фазных проводников, нужно отдать предпочтение таким цветам: бирюзовый, черный, оранжевый, коричневый, белый, красный, розовый, серый или фиолетовый цвета.

Известно, что однофазная электрическая цепь может быть создана способом ответвления от трехфазной, в этом случае цвет провода фазы однофазной цепи должен совпадать с цветом фазного проводника трехфазной цепи.

Цветовое обозначение изоляционного покрытия проводников должно проводиться, таким образом, чтоб цвет фазного проводника был легко отличим от цвета проводников N, PE или PEN. В случае использования немаркированного провода, цветные идентификаторы ставятся в местах соединения или на конце.

Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 "Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям".

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение PE и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

1.1.30

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A - желтым, фазы B - зеленым, фазы C - красным цветами;

2) при переменном однофазном токе шина B , присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина A , присоединенная к началу обмотки источника питания, - желтым цветом.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+ ) - красным цветом, отрицательная (- ) - синим и нулевая рабочая M - голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

1.1.31

При расположении шин "плашмя" или "на ребро" в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

1. В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

а) при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз A-B-C ;

одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина A , средняя - B C ;

б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

слева направо A-B-C или наиболее удаленная шина A , средняя - B , ближайшая к коридору обслуживания - C ;

в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров - из центрального):

A-B-C ;

при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз A-B-C .

2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE(PEN) ;

одна за другой: наиболее удаленная шина A , затем фазы B-C-N , ближайшая к коридору обслуживания - PE(PEN) ;

при вертикальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE(PEN) или наиболее удаленная шина A , затем фазы B-C-N , ближайшая к коридору обслуживания - PE(PEN) ;

ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE(PEN) ;

при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE(PEN) сверху вниз.

3. При постоянном токе шины должны располагаться:

сборные шины при вертикальном расположении: верхняя M , средняя (-) , нижняя (+) ;

сборные шины при горизонтальном расположении:

наиболее удаленная M , средняя (-) и ближайшая (+) , если смотреть на шины из коридора обслуживания;

ответвления от сборных шин: левая шина M , средняя (-) , правая (+) , если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп.1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи - ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

1.1.32

Электроустановки по условиям электробезопасности разделяются на электроустановки напряжением до 1 кВ и электроустановки напряжением выше 1 кВ (по действующему значению напряжения).

Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением мер защиты, предусмотренных в гл.1.7, а также следующих мероприятий:

соблюдение соответствующих расстояний до токоведущих частей или путем закрытия, ограждения токоведущих частей;

применение блокировки аппаратов и ограждающих устройств для предотвращения ошибочных операций и доступа к токоведущим частям;

применение предупреждающей сигнализации, надписей и плакатов;

применение устройств для снижения напряженности электрических и магнитных полей до допустимых значений;

использование средств защиты и приспособлений, в том числе для защиты от воздействия электрического и магнитного полей в электроустановках, в которых их напряженность превышает допустимые нормы.

1.1.33

В электропомещениях с установками напряжением до 1 кВ допускается применение неизолированных и изолированных токоведущих частей без защиты от прикосновения, если по местным условиям такая защита не является необходимой для каких-либо иных целей (например, для защиты от механических воздействий). При этом доступные прикосновению части должны располагаться так, чтобы нормальное обслуживание не было сопряжено с опасностью прикосновения к ним.

1.1.34

В жилых, общественных и других помещениях устройства для ограждения и закрытия токоведущих частей должны быть сплошные; в помещениях, доступных только для квалифицированного персонала, эти устройства могут быть сплошные, сетчатые или дырчатые.

Ограждающие и закрывающие устройства должны быть выполнены так, чтобы снимать или открывать их можно было только при помощи ключей или инструментов.

1.1.35

Все ограждающие и закрывающие устройства должны обладать требуемой (в зависимости от местных условий) механической прочностью. При напряжении выше 1 кВ толщина металлических ограждающих и закрывающих устройств должна быть не менее 1 мм.

1.1.36

Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током, от действия электрической дуги и т.п. все электроустановки должны быть снабжены средствами защиты, а также средствами оказания первой помощи в соответствии с действующими правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.

1.1.37

Пожаро- и взрывобезопасность электроустановок должны обеспечиваться выполнением требований, приведенных в соответствующих главах настоящих Правил.

При сдаче в эксплуатацию электроустановки должны быть снабжены противопожарными средствами и инвентарем в соответствии с действующими положениями.

1.1.38

Вновь сооруженные и реконструированные электроустановки и установленное в них электрооборудование должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям.

1.1.39

Вновь сооруженные и реконструированные электроустановки вводятся в промышленную эксплуатацию только после их приемки согласно действующим положениям.

При переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, - желтым цветом.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

Билет №16

2. Средства защиты лица и глаз при производстве оперативных переключений (2.3.12-2.3.14; II - V гр.)

Перед употреблением защитные очки должны осматриваться на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

Во избежание запотевания стекол, при использовании очков для продолжительной работы, внутреннюю поверхность стекол следует смазывать ПА-смазкой.

При загрязнении очки следует промывать теплым мыльным раствором, затем прополаскивать и вытирать мягком тканью.

Билет №17

3. Требования Правил к троллеям напряжением до 1,0 кВ (ПУЭ 5.4.17-5.4.40; II - V гр.)

Ремонтный участок главных троллеев должен быть электрически изолирован при помощи изолированных стыков от продолжения тех же троллеев и соединен с ними посредством разъединяющих аппаратов таким образом, чтобы во время нормальной работы этот участок мог быть включен на напряжение, а при остановке крана на ремонт надежно отключен.

Изоляция стыков главных троллеев должна быть выполнена в виде воздушного зазора, ширина которого зависит от конструкции токосъемника, но должна быть при напряжении до 1 кВ менее 50 мм. Ширина токосъемника должна быть такова, чтобы при нормальной работе крана были исключены перерывы в подаче напряжения и неожиданная его остановка при пересечении токосъемником изолированных стыков троллеев.

Разъединяющие аппараты, служащие для соединения ремонтного участка с продолжением главных троллеев, должны быть закрытого тепа и иметь приспособления для запирания на замок в отключенном положении.

Ремонтный участок главных троллеев, расположенный у торца кранового пролета, должен быть оборудован одним изолированным стыком и одним разъединяющим аппаратом.

Ремонтный участок главных троллеев, расположенный в середине пролета, должен быть оборудован двумя изолированными стыками (по одному с каждой стороны) и тремя разъединяющими аппаратами, включенными таким образом, чтобы было возможно осуществлять непрерывное питание троллеев, минуя отключенный ремонтный участок, так и секции троллеев, расположенные по обе его стороны.

На главных троллеях, а в случае их секционирования на каждой секции этих троллеев и на каждом их ремонтном участке должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей между собой и заземляющей все фазы (полюсы) на период осмотра и ремонта самих троллеев или ремонта крана.

Троллеи могут быть жесткими или гибкими; они могут подвешиваться на тросах и располагаться в коробах или каналах. При применении жестких троллеев необходимо предусматривать устройства для компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.

Гибкий кабель, используемый для питания электрооборудования крана, в местах, где возможно его повреждение, должен быть соответствующим образом защищен. Выбор марки кабеля должен производиться с учетом условий его работы и возможных механических воздействий.

В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с троллеями данного крана или крана, расположенного ярусом ниже, должны быть установлены соответствующие защитные устройства.

Главные троллея должны быть оборудованы световой сигнализацией о наличии напряжения, а при секционировании троллеев и наличии ремонтных участков этой сигнализацией должны быть оборудованы каждая секция и каждый ремонтный участок.

Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены,. за исключением их контактной поверхности. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски конструкций здания и подкрановых балок, причем рекомендуется красный цвет. В месте подвода питания, на длине 100 мм, троллеи должны быть окрашены в соответствующий цвет.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.

Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.

Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи и .

Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.

И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к , Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

И что же сказано в этом ГОСТе?!

Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Согласно ПУЭ, п.1.1.29:

  • нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
  • cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
  • нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет

Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.

А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.


Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.

Для наглядности приведу несколько примеров.

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.

Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.

К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.

Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.

В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).

А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.

Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

Дополнение

С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

  • серый
  • коричневый
  • черный

Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.

По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.

В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.

Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.

Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):

  • коричневый цвет — положительный полюс (+)
  • серый цвет — отрицательный полюс (-)
  • синий цвет — средний проводник (М)

Внимание!!! Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.

Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:

И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:

P.S. Уважаемые коллеги, я прошу Вас при выполнении электромонтажных работ соблюдать требования по цветовой маркировке проводов и шин. Давайте уважать друг друга.

Вопрос
Какое цветовое обозначение установлено для шин переменного однофазного тока?

Правильный ответ
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А - желтым, фазы В - зеленым, фазы С - красным цветом,

2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, - голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) - красным цветом, отрицательная (-) - синим и нулевая рабочая М - голубым цветом. Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки. (1.1.30 ПУЭ)