Экономически активной жизненной позицией на. Что такое жизненная позиция

«Жизнь подобна играм: иные приходят на них состязаться, кто-то - торговать, а самые счастливые - смотреть», − утверждал Лев Толстой, говоря о жизненной позиции человека. Прав он был или нет, определяет каждый сам для себя. Утверждать, что в его словах нет зерен рациональности, будет, по меньшей мере, неразумно. Между тем, для того, чтобы не воспринять слова писателя превратно, нужно разобраться, что значит активная жизненная позиция в целом, а после – определить, что она значит сугубо для каждой .

Определение понятия «активная жизненная позиция»

Активная жизненная позиция человека – не что иное, как небезразличное отношение к окружающему миру, что проявляется в поступках и мыслях самой личности. Первое, на что обращают внимание многие при общении с незнакомцем, так это на его жизненную позицию. Именно она и отличает нас друг от друга в психологическом плане. Данная позиция по жизни позволяет или не позволяет каждому человеку преодолевать трудности. Порой она является причиной нашего успеха или неудачи. Более того, во многом именно жизненная позиция определяет судьбу человека.

Жизненная позиция имеет проявление во всех сферах жизнедеятельности, оказывая влияние на нравственные и духовные позиции, общественно-политическую и трудовую деятельность. Активной позиции свойственно быстрая реакция определенной личности на жизненные ситуации и повсеместная готовность к конкретным действиям.

Не будет лишним отметить, что к жизненной позиции в целом относятся:

  • политические предпочтения;
  • мировоззрение человека;
  • его принципы и т.п.

Формирование активной жизненной позиции

Она формируется еще с самого человеческого рождения. Фундаментом ее появления является общение с окружающими, их влияние на личностное развитие каждого из нас.

Именно инициативность хранит в себе истинный секрет развития активной жизненной позиции. Но ее росту, как и всему во вселенной, необходима своеобразная «батарейка», которая будет давать энергию на это совершенствование. Ваша «батарейка» − это желания. Ведь только они способны заставить бороться с трудностями, помогая достичь нужных целей.

Все мы когда-либо, сталкивались с людьми, у которых в жизни преобладала именно активная позиция. Они внутренне выделяются среди окружающих. В компаниях, зачастую, являются лидерами. Такие личности способны вести за собой общество, поскольку их точка зрения и внутренний потенциал вызывают желание следовать за собой.

Типы активной жизненной позиции личности

Позиция «позитив» настроена на соблюдение нравственных норм и победу добра над злом.

Позиция «негатив». Не стоит думать, что активные люди – это обязательно те, кто поступает только «хорошо», напротив, нужно понимать, что их действия также могут быть вредны обществу и им самим. Как вы думаете, всевозможные банды и бандитские группировки созданные кем? Правильно, активными личностями, с определенными, ярко выраженными убеждениями и конкретными целями, которые наносят вред обществу.

Наша жизнь - не что-то статичное и неизменное. Она меняется по стечению времени, развитию новых технологий и влиянию людей на наш внутренний мир. Важно лишь быть заинтересованным в усовершенствовании окружавшего мира.

Для людей первого типа главное не только зацикливаться на своих и только своих переживаниях, но и на глобальных вопросах всего мира. Правда, не каждый сможет свои личностные вознести на благо общества, а принципы, убеждения, мировоззрение настроить на достижение успеха. Но то, какой будет жизненная позиция, зависит только от самого человека.

Вряд ли работодателю придет в голову отказать интересному кандидату из-за пары заезженных фраз в его резюме. Но лучше избегать клише: второго шанса произвести впечатление у вас не будет. Мы решили разобраться, как заставить коммуникабельность и стрессоустойчивость работать на вас.

Не будьте таким стрессоустойчивым

Личным качествам кандидата сегодня уделяют все больше внимания: работодатели ищут тех, кто поладит с коллегами, разделит корпоративные ценности и будет заинтересован в работе. И чем заметнее, что в компанию ищут не абстрактного специалиста, а человека с определенными личными качествами, тем сложнее их правильно описать.

Что делать, если список из коммуникабельности, умения работать в команде, активной жизненной позиции и стрессоустойчивости - это набор клише, а работодатель требует в вакансии именно этих качеств? Попробуйте подкрепить их доказательствами: так абстрактный пионер-герой в голове работодателя живо превратится в человека с опытом и интересной историей.

«Коммуникабельный: 2 года подрабатывал барменом-врачевателем душ в ночном клубе».

«Стрессоустойчивый: за две недели закрыл сделку со сложным клиентом, который до этого довел до слез трех моих предшественников».

«Пунктуальный: 3 года успешно работал в компании, где с опоздавших на работу взимались денежные штрафы».

Не зацикливайтесь на стандартном наборе фраз, ищите синонимы. Коммуникабельность легко заменить на общительность и умение располагать к себе. Стрессоустойчивость - на способность преодолевать трудности. Активную жизненную позицию заметят сразу, если на фотографии в резюме у вас открытая и приятная улыбка. А любовь к учебе - если увидят внушительный список сертификатов о .

Длинный перечень личных качеств в резюме неуместен. Идеальный список - не больше 5-7 пунктов. Какие качества выбрать, если вы разносторонний человек? Взгляните на текст вакансии: работодатель наверняка намекнул на то, что ему действительно важно.

Разделите навыки и личные качества

Навыки - это умения, которые вы приобрели в процессе работы или учебы. А вот личные качества - это особенности характера, которые не так-то просто приобрести и еще сложнее потерять. Поэтому место им в разделе «О себе»: именно там рекрутер будет их искать.

Не загружайте резюме информацией личного характера, не имеющей прямого отношения к будущей работе. HR-специалисту совершенно необязательно знать, что у вас дружная семья и талантливые дети. О хобби можно упомянуть, но буквально в одном предложении. Распространенная ошибка во многих резюме - они содержат массу ненужной информации, но лишены и намека на то, почему человек подходит именно для этой вакансии.

Фразы, которые стоит вычеркнуть из англоязычного резюме

Если вы не слишком хорошо владеете языком, то в резюме на английском у вас могут остаться те самые клише, от которых вы только что избавились в русском. Многие из них можно просто вычеркнуть, вторую часть стоит подкрепить доказательствами.

Вот фразы, которые точно набили оскомину англоязычным рекрутерам.

Results-oriented professional, bottom-line orientation - специалист, ориентированный на достижение результата.

Superior (or excellent) communication skills - высочайшие способности к коммуникации.

Strong work ethic - строгое соблюдение трудовой этики.

Met or exceeded expectations - соответствую или превосхожу ожидания.

Proven track record of success - есть подтвержденный список достижений.

Works well with all levels of staff - хорошо срабатываюсь с сотрудниками всех уровней.

Team player - умею работать в команде.

Составить резюме без словесного мусора, направленное на ваши карьерные цели, помогут эксперты сервиса «Готовое резюме».

Формирование активной жизненной позиции личности - центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности - это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления - активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности - положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,- неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела - это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности - это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом - это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека - это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.

Жизненная позиция – это определенное внешними рамками и внутренними установками действенное и эмоциональное отношение человека ко всем проявлениям в его жизни. Подобное отношение проявляется сразу на нескольких уровнях – в поступках, мыслях, высказываниях и даже бездействии в определенных моментах. Любая позиция подразумевает не только пассивную демонстрацию своего отношения, но обязательно активное действенное направление по реализации своей позиции.

Формирование жизненной позиции происходит в течение всей жизни, но начинается с детского возраста. Она включает особенности нервно-психической организации, тип мышления, полученные психологические травмы. Кроме этого непосредственное воздействие на жизненную позицию имеет ближайшее окружение (особенно в детском возрасте), поскольку близкие люди формируют ценности, смысловое пространство, цели и планы.

Жизненные позиции человека могут определяться им самостоятельно, в зависимости от планов и необходимых достижений. Во многих вариантах правильно выбранная позиция помогает развитию и более быстрому , но предварительно для этого необходимо определиться с наиболее правильной и действенной относительно каждого конкретного человека и его индивидуальных жизненных особенностей.

Что это такое

Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.

Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.

Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.

Виды жизненных позиций

Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.

Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.

В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.

Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.

Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.

Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.
Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.

Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.

По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.

Примеры

Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.

Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.

Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.

Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.
Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.

Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.

Активная жизненная позиция проявляется в разных аспектах жизнедеятельности человека – в учебе, труде, в отношении к делу, в честности и в принципиальности. Занимать в жизни активную позицию непросто. Мало считать себя внутренне принципиальным и честным человеком и таить в себе эту честность и принципиальность, прибегая к ней лишь в удобных и безопасных для себя случаях. Некоторые считают, что: «Я активным буду ровно настолько, насколько мне это выгодно и безопасно. А если невыгодно и небезопасно – подальше от такой активности».

Активная жизненная позиция не начинается с такого-то числа, такого-то месяца, она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни ради общества, в котором он живет и трудится. Его принцип: приносить пользу людям.

Один из наших космонавтов сказал, что «перед каждым человеком альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего».

Почему во все времена люди ценили дерзание, благородство, приоритет дела над сытым довольством, даже над собственной жизнью? Чтобы понять, почему с тонущего корабля сильные мужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще и еще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека – это человеческая жизнь и человеческое счастье. Именно это выделяет человека из животного мира с его уровнем собственно-биологического благополучия.

Истинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдавать больше, чем брать. Каждый человек должен как можно раньше понять, а поняв, сделать своим жизненным правилом, что ничего серьезного в жизни нельзя достигнуть без упорного труда. Человек, неудовлетворенный собой, своей работой, своим положением – это человек попросту съест и себя, и ближних своих, а то и попытается найти утешение в водке, в загулах, в самоутверждении грубостью.

Социальная активность – желание действовать среди множества таких, как ты, а не смотреть со стороны, как действуют, суетятся другие. Способствуют социальной активности открытый характер и нужда в людях, и благосклонное к ним отношение, коммуникативность, социальная ответственность и социальные потребности. Социальная активность делает человека социально предприимчивым, социально уверенным.

При правильном определении своего жизненного трудового пути человек и сам будет счастлив, и государству принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, если выбор будет ошибочным. Человек должен иметь любимую работу, полезную людям.

Забота о здоровье не есть частное дело

Нельзя думать, что забота о здоровье есть чисто частное дело. Для нашей Родины далеко не безразлично, уйдем ли мы из жизни в 40 лет, когда мы еще только набираем опыт и только частично его отдали другим. Или же мы сможем передать сполна свои знания, опыт следующему поколению. По существу, ранний износ – это есть украденные годы наиболее интенсивного и полноценного труда, создающего богатства для народа. Те, которые создают что-то ценное, они-то как раз и работают до самозабвения, не считаясь со здоровьем. Здоровым может и должен быть каждый. Для этого ничего не требуется, только забота о своем теле, что является необходимым требованием каждого культурного человека.

Чем небрежнее относятся к машине, тем скорее она выходит из строя. А человек?! Для бесперебойной работы органов человека необходим режим, т.е. последовательность труда и отдыха.

Режим имеет большое значение для людей умственного труда, где переутомление приводит к истощению нервной системы. Для предупреждения его необходима смена впечатлений и разрядка.

Хорошую разрядку дает общение с природой, пребывание на свежем воздухе. Можно сходить в кино, театр, пройтись быстрым шагом по улице. В поддержании здоровья и длительной активной жизни большое значение имеет сон, как самый ценный и необходимый отдых;

Наиболее полезным является ночной сон в течении 7–8 часов. Важно сочетать умственный труд с физическим.

Кроме режима труда и отдыха, для сохранения работоспособности человека большое значение имеет также режим питания.

Надо воспитывать сдержанность в еде. Излишний вес говорит о том, что нет должной заботы о культуре тела.

Физическое богатство человека – реальная задача государства. Физическая культура – это противовес нервным потрясениям, современной комфортной, физически неутомительной жизни.

Состояние здоровья определяется резервами, которые можно черпать только из физической культуры и спорта. Нет более трудного соперника у человека, чем он сам. А точнее, чем его лень. Нет такого вида спорта, который не учил бы человека выдержке, силе воли, умению мобилизоваться в самых сложных моментах. Спорт – это самоутверждение человека. Спорт – это средство реализовать свои возможности, а разве не к этому именно стремится человек, желая быть счастливым?

Полноценное качественное питание, ограниченное в количестве и по калорийности. Работоспособность, производительность труда, выносливость, общая активность зависят от содержания в пище витаминов и микроэлементов. Необходима культура питания наряду с повседневной физической нагрузкой.

Жизнь семьи, ее внутренний мир – это очень важная составная часть нашего образа жизни. Общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Вопрос о браке, отношениях мужчины и женщины, о детях представляет собой социальную, общегосударственную проблему. Сохранить в этом деле принципиальность, чистоту, высокие моральные устои – это и естьто, к чему должен стремиться каждый человек.

Отсутствие половой культуры и кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, хамство, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, меняющийся характер сексуальной жизни ставит нравственные проблемы не только перед человеком, но и перед обществом.

Неумение пользоваться контрацептивом – одна из главных причин катастрофического роста нежелательных беременностей и абортов среди подростков.

Каждый сознательный человек должен воспитывать в себе чувство величайшего уважения к таинствам любви а не относиться к любимому человеку только как к источнику физических наслаждений.

Что надо человеку для счастья?

Порука собственного счастья и счастья близких людей – в моральных устоях человека, в его умениях соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями тех, кто его окружает, с потребностями общества.

Таким образом, можно сделать вывод: для счастья человека очень важно единство общественного и личного, наличие у человека большого, интересного дела, которое приносит пользу людям («человек для людей» – вот необходимый компонент), и всего того, что принято называть личным счастьем (дружба, любовь, хорошая семья, дети, крепкое здоровье, благополучие и др.). «Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти с работы домой».

Важно, однако, чтобы человек не замыкался в узком мирке своей семьи, своего маленького благополучия, чтобы он умел, в случае необходимости подчинять личное общественному.

В романе Л. Леонова «Русский лес» есть такие слова: «Люди требуют от судьбы счастья, успеха, богатства, а самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям». Конечно, существуют люди (и их к сожалению немало), которые избирают кратчайший, как они считают, путь к счастью, игнорируют интересы общества и окружающих, сводят роль принципов морали в своей жизни до минимума. Только жизнь рано или поздно наказывает их за это, приводит к жизненному краху, показывает, что они жили не так, избрали призрачный путь, двигаясь по которому нельзя найти настоящее счастье,

Современному человеку очень много нужно для счастья: нужны здоровье и материальные блага, дружба и любовь, семья и коллектив, наука и искусство, физкультура и спорт, радость творчества и мир на Земле, и многое другое.

С первых дней человек становится членом общества. Он вскоре постигает истину: только тот может называться человеком, кто живет для других – живет не только среди людей, но и для людей.

Реферат третий

Студентка

пед. факультета, III курс