Что говорится в Библии о христианской Пасхе? Пасха в библии

Что говорится в Библии о христианской Пасхе? Пасхальные традиции номинального христианства не основаны на Библии (нет указания в Библии праздновать христианам еврейскую Пасху или выдуманную христианскую Пасху по языческим традициям, которая связана с воскресением Христа). ИСХОД 12 глава. ...... 40 Сыновья Израиля, которые жили в Египте, прожили в чужой земле четыреста тридцать лет. 41 А по окончании четырёхсот тридцати лет, в тот же самый день, все войска Иеговы вышли из земли Египет. 42 В эту ночь нужно праздновать праздник, посвящённый Иегове, потому что он вывел их из земли Египет. Это ночь, в которую все сыновья Израиля из поколения в поколение должны праздновать праздник, посвящённый Иегове. 43 Иегова сказал Моисею и Ааро́ну: «Вот постановление о пасхе. Её не может есть никакой чужеземец (только сыновья Израиля). Пасхальные традиции номинального христианства не основаны на Библии. Но, заглянув в историю, можно увидеть подлинные истоки этого праздника: его обычаи уходят корнями в древние языческие культы плодородия. Вот некоторые факты. Куличи. В книге «Очерки славянского язычества» академик Н. И. Толстой указывает, что «пасхальный „кулич“ или „пасха“ у восточных славян» - это «остатки язычества или продолжение языческих традиций». В книге «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря» говорится: «Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального к[улича] кроется в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путем умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай». Яйца. Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов... Наши далекие предки почитали... яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения». О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. [...] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми». Пасхальная заутреня. Обычай проводить службу перед рассветом берет начало в традициях древних солнцепоклонников, «которые во время весеннего равноденствия встречали восход солнца и чествовали его великую силу, дающую жизнь всему, что растет» (Celebrations-The Complete Book of American Holidays). Кролики, зайцы. Это символы плодородия, «берущие начало в древних обрядах и символике весенних языческих праздников, которые были распространены в Европе и на Ближнем востоке» (Encyclopædia Britannica). Название. В некоторых германских языках уже само название этого праздника указывает на его нехристианское происхождение. Например, в английском языке он называется «Easter» (и́стэ), а в немецком - «Ostern» (о́стерн) *. Вот что говорится в «Британской энциклопедии»: «Точное значение английского слова „Easter“ неизвестно; в VIII веке англосаксонский священник Беда Достопочтенный связывал его с именем англосаксонской богини весны Эостры» (Encyclopædia Britannica). Другие источники связывают это название с Астартой, финикийской богиней плодородия, которой в вавилонской мифологии соответствует богиня Иштар. В «Католической энциклопедии» хорошо описывается происхождение христианской Пасхи: «Мн[огие] нар[одные] пасхальные символы и их отд[ельные] элементы заимствованы из дохрист[ианских] весенних празднований и языческих обрядов, большей частью связанных с культом плодородия». Библия предостерегает от того, чтобы в поклонении Богу придерживаться традиций и обычаев, которые ему не угодны (Марка 7:6-8). Во 2 Коринфянам 6:17 говорится: «Выйдите из их среды и отделитесь,- говорит Иегова,- и больше не прикасайтесь к нечистому». Христианская Пасха имеет языческие корни. И все, кто желает угождать Богу, будут держаться в стороне от таких праздников. Откровение 22: 18 «Я свидетельствую всякому, кто слышит слова пророчества этого свитка: кто прибавит что-нибудь к этому, тому Бог прибавит язв, о которых написано в этом свитке, 19 и кто отнимет что-нибудь от слов свитка этого пророчества, у того Бог отнимет его долю в том, о чём написано в этом свитке: он не позволит ему есть плоды с деревьев жизни и войти в святой город.

Пасха - истинный смысл

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Первое упоминание о Пасхе мы находим в Библии в книге «Исход» (12 главе). Предыстория такова: Израильский народ находился в Египетском рабстве уже 430 лет, и Бог, верный Своему Слову – вывести народ, послал Моисея и Аарона, наделив их властью говорить от Своего Имени. Фараон противился и не отпускал народ Израильский на родину, в Ханаан, не желая признавать Истинного Бога. Он слушал своих жрецов – представителей языческих богов. Тогда Господь излил десять казней на Египет с целью произвести суд над языческими богами Египта и показать, кто есть Истинный Бог.

Десятой казнью было поражение первенцев египтян, включая и первенца фараона, который наряду с фараоном почитался богом во плоти.

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12).

Израильтянам было сказано, если они хотят спастись от ангела-губителя, поражающего первенцев, то им необходимо сделать следующее: заколоть самого лучшего ягненка - по одному на каждую семью; помазать его кровью косяки дверей, а затем запечь и съесть с пресными лепешками и горькими травами. Кстати дословно пасха (пейсах) с еврейского означает - «пройти мимо». Пасхой в Израиле называли не булку с изюмом, но заколотого ягненка, кровь которого являлась спасительным знаком, предохраняющим еврейские семьи от гибели.

«И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился» (Исх.12:21-27)

Мы знаем, что сыны Израилевы были освобождены от рабства. В христианстве же Иисус Христос явился тем жертвенным ягненком, который был убит за нас, за наши грехи . И таким образом, как кровь агнца явилась для евреев гарантом того, что они останутся живы и выйдут из рабства; точно так же, тот, кто принимает кровь Иисуса Христа как, пролитую за твои грехи (лично твои, с признанием того, что ты грешник), тот получает прощение грехов от Бога Отца- т.е. полную амнистию и выход из духовного рабства. Во время первой Пасхи было очень важно, чтобы каждый член семьи сам лично ел агнца. Невозможно было сделать это вместо кого-то, и никто не мог сделать это за вас.

У язычников была легенда, согласно которой богиня Астарта родилась из яйца. А произошло это так. С неба упало яйцо в реку Евфрат, которая протекает через город Вавилон. Рабы выкатили это яйцо на берег. Под палящим солнцем оно нагрелось, и из него вышла прекрасная дева, которая стала богиней неба и земли. Из далекой древности язычники праздновали день, посвященный Царице Неба – Астарте. В этот день они украшали яйца и дарили их друг другу. Этот мерзкий языческий обычай был внесен в христианство. Священники, сделавшие это, стали истолковывать эти символы через смерть и воскресение Христа. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора стр.554 «Яйцо – символ жизни, красный цвет – Кровь Христа».

Еще прочитаем толкование о пасхальных яйцах в православной газете «Свет» 6.04.1922 год «Церковное значение Пасхальных яиц берет свое начало из очень далеких времен. За много лет до Рождества Христова древние люди почитали яйцо символом жизни и использовали его в своих богослужениях. Язычники верили, что из яйца сотворен мир. Католические христиане приняли старые формы языческих значений яйца и при этом добавили к нему еще и новые религиозные значения». Все это не так безобидно, как кажется. Из истории мы узнаем еще нечто важное: «Одной из древних языческих религий, оказавшей большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов – тюрков, гуннов, монголов и других. Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне очень многое переняли от них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем и через принятое христианство» (А.А.Опарин «Камни возопиют» стр.133).


И вот у тенгриан (поклоняющиеся богу Тенгри): «Вторым большим праздником считался приход весны. По традиции он отмечался весной. К этому дню тенгриане пекли куличи, которые олицетворяли собой мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма (сверху соответствующая смазка соответствующего цвета). Рядом с куличом полагались два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства» (Энциклопедия: «Религии мира», 2 тома Москва, Аванта, 1996).

Вы только представьте себе, как ликует диавол, ведь великий Божий праздник – Пасха, данный Богом, для того чтобы возвысить жертву Христа, превратился в мерзкий языческий ритуал с отвратительной символикой.

А как же праздновал Пасху Иисус? Что говорил Он на последней вечере- пасхальном ужине со своими учениками? Что Он заповедывал им?

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Матф.26:17-20).


«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимте, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»
(Матф.26:26-29).

Заметьте, как сделал Иисус переход от ветхозаветной Пасхи к новозаветной: «…когда они ели, Он взял…». Что они ели? Конечно же, пасхального агнца, ибо Иисус просил их приготовить Ему Пасху (Луки 22:7-8) . Так как агнец, приносимый в жертву на Пасху, символизировал собой жертву Иисуса и Христос должен был вот-вот осуществить предсказанное, после чего не нужно будет более приносить в жертву животных, то Он меняет ветхозаветные символы Пасхи на новозаветные, а именно закалываемого агнца на хлеб (символ Его Тела) и вино (символ Его Крови).

Обратите внимание, что эта замена произошла в пасхальные дни, когда все броженое и квасное уничтожалось в домах израильтян по слову Божьему, так как закваска – символ греха, а Бог хотел дать народу осознание того, что Агнец Божий – Христос – безгрешен, и что Бог и их хочет видеть святыми. Поэтому и хлеб, и вино, используемые Иисусом для новозаветных символов, были неброжеными. В те дни ни в одном доме не было броженых продуктов, так как непослушание этому Божьему установлению влекло за собой смерть (см. Исх.12:15,19). Будьте внимательны и к словам апостола Матфея, написавшего: «…в первый день опресночный» была приготовлена ветхозаветная Пасха Иисусу, где Он заменил символы для новозаветной Пасхи, которая получила название «Вечеря Господня». Поэтому, согласно Божьему Слову – Библии, Пасха в Новом завете – это не куличи и крашеные яйца, а пресный хлеб – символ Его пречистого Тела и неброженое вино – символ Его пречистой Крови.

Для чего же установил Иисус новозаветную Пасху?

Почему Иисус говорит о Себе как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Чтобы спастись от суда Божьего над грешниками, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Евангелие от Матфея 25:41).

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Однако для этого вы должны принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Если вы не согласитесь с тем, что вы грешник и что Иисус Христос умер за ваши грехи и воскрес из мёртвых, то после смерти вас ожидает суд Божий. В Послании к Евреям 9:27 сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд ». Многие люди каялись, когда суды Божии пали на Египет, но было слишком поздно. И так же поздно может оказаться для Вас, если Вы будете откладывать решение принять Христа или нет. Господь говорит, что необходимо принять Его Пасху - Агнца Иисуса Христа. Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Евангелие от Иоанна 1:29). Павел в своем Первом послании к Коринфянам 5:7 сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас » . Пасха - это не наши традиции или сладкий кулич, Пасха - это Христос и Его спасение. Придите к Нему и получите прощение и жизнь вечную, как дар: «...а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 6:23б). Истинное значение Пасхи - это спасение во Христе! Он терпеливо ждет Вас с распростертыми руками, желая спасти. От всей души обратитесь к Нему в молитве, и Он спасет Вас. Если Вы не знаете, как молиться, можете помолиться примерно так:

«Отец Небесный, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Я прошу Тебя, прости мне все мои грехи. Я верю, что Иисус умер за мои грехи и воскрес на третий день для моего оправдания. Иисус, войди в мое сердце и измени всю мою жизнь. Я принимаю Тебя как своего Господа и Спасителя. Благодарю, Господь, за дарованное мне спасение, во имя Иисуса Христа. Аминь» .

О пасхе

Традиционно для нашей страны праздник Пасхи ассоциируется с крашением яиц и с выпечкой пасхальных куличей. Некоторые вспоминают, что в этот день надо говорить: «Христос Воскрес!», – совершенно не задумываясь о смысле сказанного. Другие готовятся поминать умерших. Не говорю обо всех, но о большинстве жителей нашей Украины.

Давайте обратимся к первоисточнику – Божьему Слову. Что Библия говорит о Пасхе? Слово Пасха (евр. «песах», арам. «пасха») в переводе на русский язык означает «прохождение мимо» или «пощада».

Праздник Пасхи своими корнями уходит далеко в прошлое еврейского народа. В те времена, когда они находились в египетском рабстве. Господь произвёл суд над Египтом и вывел Свой народ. Перед началом десятой казни, над Египтом, Господь дал повеление еврейскому народу о празднике Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздников (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 – здесь и далее указаны места Писания). Закон Моисея запрещал во время праздника Пасхи употреблять в пищу квасное (Исх. 13:3; 23:15), поэтому Пасха называлась также «праздником опресноков» (Иез. 45:21; Ин. 12:1).И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исход 12:21-23).

Этот спасительный, пасхальный агнец является прообразом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.

«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»,- говорит апостол Павел (1-е Коринфянам 5:7).

Воскресение Христово – суть христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола Павла до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью.

Но в проповеди Павла главным было именно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).

Значение воскресения Иисуса Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Иисус Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь приветствовал всех словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»

Господь умер за твои грехи и воскрес для твоего оправдания. Ты можешь пережить воскресение, приняв всем своим сердцем Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом.

Бог приглашает тебя познакомиться с Ним лично и иметь жизнь, наполненную настоящей радостью и глубоким смыслом. Если ты принял решение отдать свою жизнь Господу, то искренне, от всего сердца помолись этой молитвой:

«Иисус, я прихожу к тебе таким, каков я есть. Я верю, что Ты умер за мои грехи и воскрес из мёртвых для того, чтобы дать мне вечную жизнь. Благодарю Тебя за то, что Ты спас меня и воскресил к новой жизни. Будь моим Господом. Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне возможность стать дитём Божьим через веру в Тебя».

Vorcuta.ru/holidays_easter_history.htm

В ней идет речь о сравнении образов Ветхого Завета с Иисусом.

В этой статье мы разберем более детально само понятие «Пасха»: история, особенности, противоречия.

I. НАЗВАНИЕ

Евpейское слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой — праздничную жертву, пасхального агнца.
Это слово является производным от глагола, первоначально означавшего «хромать», а затем получившего смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым».
Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13).

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

(Исх.12:13)

Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.

II. ПАСХА ИСХОДА

Фараон не пожелал отпустить

1) фараон не пожелал отпустить порабощенных израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней.
И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6).

4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

(Исх.11:4-6)

Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст. 8);

Евреи должны были тщательно подготовиться

2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евр 11:28).

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

(Евр.11:28)

Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (ст. 3,5).

2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

(Исх.12:2)

Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4).
Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; ср. Втор 16:6).
Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх 12:7,22).
Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2 Пар 35:13).

Готовить пасхального агнца следовало в доме.

В состав пасхальной трапезы входили, кроме того, пресный хлеб и горькие травы (Исх 12:8).
Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь (ст. 11);

Запеченный целиком ягненок был символом

3) этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности.
Пасху следовало есть в одном доме (ст. 46) перед Господом, Который «Един есть» (Втор 6:4).
В один день Он осуществил освобождение Израиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5).
Опресноки (пресные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); горькие же травы символизировали горечь жизни в египетском рабстве;

Поразил всех первенцев в земле Египетской

4) когда израильтяне совершали пасхальную трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех первенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30).
Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев.
Тем самым путь для исхода был открыт;

Древняя форма праздника

5) часто высказывается мнение, что еще до израильской Пасхи существовала древняя форма этого праздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-исторических данных.
Однако источников более ранних, чем Библия (или даже современней ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ

Напоминания об основополагающем спасительном деянии

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном деянии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать Пасху, связывая ее с праздником Опресноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втор 16:1-8; ср. также Иез 45:21-24).

Пасхального агнца разрешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втор 16:5-7), для чего все израильские мужчины должны были являться «пред лицо Бога» (ст. 16).
Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8).
Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей трапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45).

Только совершив обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (ст. 44,48).
Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать Пасху в срок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи.
Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иудейского общества;

Праздник Опресноков

2) непосредственно к Пасхи примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), который, с одной стороны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3; ср. 26:1-11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10-14).

Первый и последний день праздника были днями священных собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25).
Ежедневно приносились праздничные жертвы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к которым добавлялись добровольные жертвы израильтян (Исх 23:15).
В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6).

На следующий день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения.
До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось (Лев 23:9-14).

Вероятно, это первое жертвоприношение одновременно символизировало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9).
Как и на Пасхе, во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью (Исх 12:19);

Некрые отличия от других предписаний

3) описание Пасхи и праздника Опресноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаруживает некрые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников.
Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасхальной жертвы также и крупный рогатый скот (ст. 2; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника (ст. 8; см. также Исх 13:6).
Отправляться в путь разрешалось на следующее утро после пасхальной трапезы (Втор 16:7), как это и происходило во время Пасхи исхода (Исх 12:11,39).

IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О праздниках Пасхи подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования Пасхи на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаренные зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12).

Праздник Опресноков при этом не упомянут.
После строитва храма Соломона Пасху стали отмечать регулярно (2 Пар 8:13).
Важное значение имеют два праздника Пасхи, совершенные при царях Езекии (2 Пар 30) и Иосии (4 Цар 23:21-23; 2 Пар 35:1-19), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен (2 Пар 30:1,11 и след.; 35:18).

Однако если Пасха Езекии совершалась во втором месяце (2 Пар 30:2 и след.), согласно предписаниям, изложенным в Чис 9:10 и следующие, то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону (2 Пар 35:1).

В обоих случаях за Пасхой следовал праздник Опресноков (2 Пар 30:21; 35:17).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиудейская традиция четко определяет, какие правила празднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь.

Жертвенные ягнята (число которых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, примерно с 15 час. дня, в Иерусалимском храме.
Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, который выливал содержимое у подножия жертвенного алтаря.

Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (так называемые халлель ).
Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима.
При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Иисус умер 14 нисана

1) согласно Евангелию от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун Пасхи (Ин 19:14), как истинный жертв.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!

(Иоан.19:14)

Агнец, у которого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1).

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

(Иоан.13:1)

Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, которая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой.

31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

(Иоан.19:31)

В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III, 2).

1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

(Иоан.20:1)

Апостол Павел свидетвует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Кор 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1 Кор 15:20,23).

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

(1Кор.5:7)

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

(1Кор.15:20-23)

Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, который также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса;

Синоптические Евангелия

2) синоптические Евангелия называют день воскресения первым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти — кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне Пасхи.

В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасхального агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана.

Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, которая тем самым одновременно оказывается кануном следующей за ним календарной субботы.

При этом остается непонятным то обстоятво, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), которые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кроме того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;

Противоречие между свидетельствами

3) это противоречие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом:

День, когда происходила Вечеря Господня

а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана.
В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на следующие день;

Между фарисеями и саддукеями происходили споры

б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник — Пятидесятницы.
Особое значение здесь имело то обстоятельство приходилась ли Пасха на день, непосредственно предшествующий субботе, или на саму субботу.

В год смерти Иисуса Пасха праздновалась в субботу.

Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою Пасху на день позже, чем фарисеи.
Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал Пасху в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать Пасху по Закону; а саддукейские священники считали Пасхой следующий день (Ин 18:28).

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Матф.26:28)

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.

(Иоан.18:28)

Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. около 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и параллельные места), совпадает с официальным часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одновременно днем приготовления к календарной субботе текущей недели.

Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

Жертва, принесенная сыном Божьим во искупление и спасение рода человеческого, - так трактуется Пасха в Библии. Распятие и Воскресение Спасителя наполнило ветхозаветный иудейский праздник новым смыслом, сделав его прообразом Пасхи христианской. Из всех праздников, установленных Церковью, только Воскресение Спасителя и Пятидесятница имеют ветхозаветные корни. упоминается и во всех четырёх Евангелиях: установленная апостолами вскоре после воскресения Иисуса, она с течением времени преобразовалась в ту, которую мы знаем и отмечаем сегодня. Хотя между библейскими Пасхами Ветхого и Нового Заветов есть общие черты, нужно помнить, что это различные по своей сути события.

Первое библейское упоминание о Пасхе можно найти в 12-й главе книги «Исход». Самый важный у евреев праздник установлен самим Господом. Чтобы освободить сыновей Израилевых от непосильного египетского рабства, Он ниспослал казни на народ египетский. Однако фараон, невзирая на обрушенные Богом казни, не отпускал израильтян в пустыню. И тогда Господь объявил последнюю, десятую, казнь: умерщвление первенцев в каждой семье. Чтобы спастись от этой кары, люди Израиля должны были сделать следующее:

Поступив так, евреи принесли жертву Господу, который избавил их от казни, поразив дома египтян. Фараон отпустил рабов-евреев. Так состоялся исход народа Израиля из плена египетского. День выхода Господь назвал Пасхой Иеговы (что означает «исход», «избавление») и завещал народу своему помнить и отмечать этот праздник как один из самых главных.

Пасха Ветхого Завета ознаменовала избавление избранного народа от рабства. Ветхий Завет (договор, которым определялась вся дальнейшая судьба потомства Авраамова), заключённый Господом с евреями у подножия Синая на пятидесятый день после исхода, стал предтечей Нового Завета, когда на вершине горы Сион сошёл на апостолов Святой Дух.

Символ искупления в Новом Завете

Символом искупления, освобождения и спасения всего рода человеческого стала новозаветная Пасха: Библия неоднократно упоминает об этом. Все четыре Евангелия говорят о Страстной Седмице, подробно описывая события, происходящие в пасхальные дни. Особое место в них отводится повествованию об эпизодах Тайной Вечери, которую апостолы Марк, Матфей, Лука описывают как пасхальную трапезу.

Во время вечери Христос встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, омыл и отёр ноги всем ученикам Своим, хотя знал, что один из них предаст его. Этим он показал пример глубочайшего смирения и самоотречения. Именно тогда Иисус совершил действия и произнёс слова, поменявшие ветхозаветные на новозаветные: в праздник он предлагает вместо ягнёнка вкушать хлеб, как символ Тела Его, и вино, как символ Крови Его. Затем Христос сделал следующее:

  • поведал апостолам, что Ему уже недолго быть с ними;
  • открыл им новую заповедь: любить друг друга, как Сам Он возлюбил учеников;
  • дал им наставления о смирении;
  • укреплял в вере и успокаивал в разлуке с Собою высшими надеждами.

Особо истолковывается в Библии сам . Когда Священное Писание называет Иисуса «Агнец пасхальный», то подчёркивает, что как агнец Ветхого Завета «без порока», так и Христос безгрешен, но умирает не за праведников, а за грехи всего мира. Ветхая Пасха стала самопожертвованием нового Агнца, когда Христос жертву ради спасения рода человеческого заменил Собой, и новой пасхальной трапезой становится Евхаристия, таинство Причастия. Христос, говоря о себе как о жертве, хочет, чтобы апостолы понимали: отныне Он и есть истинная Пасха для человечества, а кровь Его омывает и спасает от геенны огненной. В Апокалипсисе хотя и нет прямого упоминания о Пасхе, эта последняя книга Нового Завета чаще всего представляет образ Христа в качестве Агнца, пролившего Свою кровь во имя искупления и спасения.

Говоря о Пасхе и последовавших за ней событиями Распятия и Воскресения, Библия Нового Завета основывает и соединяет высочайшие догматы христианской веры. Библия показывает, как через покаяние, крещение и добровольное несение креста праведник становится частью таинства Пасхи Божией. Также Священное Писание говорит и о рабстве греха для каждого, кто грешит. Поэтому Христос, проливший Свою кровь подобно агнцу, избавил верующих от плена прегрешений.

Пасха Нового завета - это жертва и Воскресение Христово, которые неразрывно почитаемы и прославляемы как надежда на Спасение. Это праздник для тех, кто, поверив в искупительную жертву Иисуса, верит в вечную жизнь.