Беседа основные правила дорожного движения для детей. Беседа "правила дорожного движения". Правила дорожного движения

Беседа по правилам дорожного движения для детей 3-4 лет
«Мы за безопасность на дороге»

Цель : формировать знания о правилах дорожного движения, закреплять представления о видах транспорта, уточнить представления о понятиях «пешеход».

Задачи:

Закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

Уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части.

Закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.

- Уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации.

- Закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

Беседа.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вам поговорим о правилах дорожного движения, вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

На улицах нашего города вы каждый день видите много транспорта: машины, автобусы, троллейбусы, машины скорой помощи, пожарные машины и т.д. И так, транспорт бывает:

    городской – это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси;

    специальный – машины скорой помощи, пожарные машины, снегоуборочные машины, поливные машины;

    водный транспорт – пароходы, корабли, катера, лодки, водные мотоциклы;

    воздушный транспорт – самолеты, вертолеты.

Но сегодня мы будем говорить о городе, городском транспорте и правилах дорожного движения. Вы знаете, чтобы люди и машины жили в дружбе, чтобы машины не сталкивались друг с другом и не сбивали детей существуют специальные правила, которые называются правила дорожного движения. Существует множество дорожных знаков (демонстрация знаков с пояснениями). Одним из главных регулировщиков на дороге является светофор, у которого существует три цвета. Вы знаете, что это за цвета?

Ответы детей

Правильно, зеленый, желтый и красный.

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит он на нас в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот – разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, Алена,

Мама с папой говорят.

Вы знаете, как они расшифровываются?

Ответы детей.

Правильно, зеленый – стой, желтый – готовься, красный – иди.

«Три сигнала светофора».

Детям раздаются карточки с сигналами светофора: первый ряд – красные карточки, второй ряд – желтые карточки, третий ряд – зеленые карточки. Воспитатель показывает карточки по выбору (зеленый, желтый, красный), дети у кого данные цвета встают и говорят, что значит этот цвет (стой, иди, приготовься).

Вы знаете, кто такие пешеходы?

Ответы детей.

Правильно, пешеходы, это люди которые ходят пешком по дорогам города. Существуют такие понятия, как пешеходный переход, проезжая часть, тротуар, подземный переход. По проезжей части можно ходить? Конечно нет, там проезжают автомобили, а где можно ходить? Правильно, по пешеходному и подземному переходу, по тротуару.

Загадки

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Автомобиль

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

Крутят ноги вдоль дороги

Два весёлых колеса,

У загадки есть ответ:

Это мой… Велосипед

Переходим с детьми в уголок посвященный правилам дорожного движения, где сделан макет улицы. Дети описывают, что они видят, перечисляют знаки и транспорт, которые запомнили.

Подвижные игры на прогулке.

Прогулка в первой половине дня: «Воробушки и автомобиль».

Описание игры

Во время прогулки воспитательница обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Напомнив детям их наблюдения, воспитатель предлагает поиграть в воробушков и автомобили и очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки рисуются кружочки, треугольники – это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль; в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят; они сидят и смотрят. Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Тут же воспитатель говорит, что он будет автомобилем, и показывает, как загудит и поедет автомобиль.

Затем воспитатель говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машины. Чтобы дать детям передышку, воспитатель раза два проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и говорит: «Летите, воробушки!»

Так повторяется несколько раз, после чего выбираются несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитатель подает только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда - воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, а чириканье или слова («Летите, воробушки!») являются сигналом для воробьев.

При повторении игры роли могут меняться.

Правила игры

1. Действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.

2. Воробушкам запрещается попадать под машины, а машинам – появляться не вовремя на дороге.

Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок. Для того чтобы дети лучше приняли роли, воспитателю важно создать воображаемую ситуацию (т.е. хорошо выполнить роль машины) и объяснить, почему воробушки должны улетать в свои домики.

Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему «отдавили лапку»).

«Цветные автомобили»

По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

Подвижные игры во второй половине дня:

«Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

«Трамвай»

Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Беседа «Знакомство с улицей»

Цель: Познакомить детей с улицей её особенностями, закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я тут недавно был в школе пешеходных наук и мне много рассказывали про улицы и дороги, но я не всё понял. Помогите мне разобраться!

Ребята, что такое улица? Понятно, это дорога, вдоль которой стоят дома.

Кого называют пешеходом? Значит, это люди, которые ходят пешком.

А кто такие пассажиры? Это люди, которые едут в транспорте.

А где по улице движется транспорт? Это значит по дороге, которая называется проезжая часть?

А по какой части улицы должен ходить пешеход? Надо запомнить, что пешеходы должны ходить по тротуару.

А по какой стороне они должны идти? Значит по правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Где пешеход должен переходить улицу? По подземным и пешеходным переходам. Значит, полосатая дорога и есть пешеходный переход. Её ещё называют «зеброй».

Ребята, мне загадали загадку, только я не знаю что это.

Днём и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня.

Как зовут меня друзья?

А что обозначают сигналы светофора?

Ой как много мне надо запомнить!

Красный свет – стоять приказ.

Жёлтый свет мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен.

Светофор обращается ко мне и к машине одновременно, но совсем разными словами. В тот момент, когда он говорит тебе: «Иди!», машинам он приказывает: «Стойте!» А когда он машинам разрешает ехать, в ту же секунду он предупреждает тебя: «Стой!»

Вот теперь я всё понял! Спасибо вам ребята! Я постараюсь быть примерным пешеходом. Ну, мне пора. До скорой встречи!

Беседа «Пора не пора – не ходи со двора»

Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! А вы любите играть в прятки? А кто не любит? А водить нравится?

Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что вы говорите, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?

Наверное, вы говорите так: пора не пора – иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам и пошёл искать.

А вот я недавно был в школе пешеходов там, у ребят присказка другая: пора не пора – не ходи со двора! Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе!

Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу!

Если сел на велосипед.… Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.

Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин, и все они ездят быстро.

А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины нужно медленно и очень аккуратно.

Вы запомнили присказку?

Правильно: пора не пора – не ходи со двора! А почему?

Ну, молодцы, всё запомнили! Значит, мне пора. До скорой встречи!

Беседа «Посмотри налево, посмотри направо»

Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.

Приходит в гости Буратино.

Кто знает, где надо переходить дорогу?

Правильно, по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски «зебра», или по подземному переходу. Но есть и тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц.… Если вы думаете, что здесь можно разгуливать, где попало, то ошибаешься. Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровен час, выскочит из-за поворота автомобиль!

Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут.

Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.

Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы – остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин. Вначале – посмотри налево. Посреди дороги – посмотри направо.

Вы запомнили, как надо переходить? В какую сторону сначала надо посмотреть? А потом в какую?

Молодцы, хорошо запоминаете!

А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу – не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.

Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности. Посмотрите. (Показать картинку)

Вы запомнили, как называется место, где можно переждать пока проедут машины?

Молодцы, ребята! Хорошо запоминаете! Но мне уже пора. Пойду другим ребятам расскажу. До скорой встречи!

Беседа «Безопасность на дорогах»

Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! А я сегодня успел побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете?

Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.

Правило №1. Где можно переходить дорогу?

Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показывает знак) . Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это - подземный. Он обозначается вот так (показывает знак) .

Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зелёный человечек» означает: «идите!»

Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.

Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно. Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что:

Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились?

Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово! Только вот мне уже пора. Пойду к другим ребятам напомню правила. До скорой встречи!

Беседа «Правила поведения в транспорте»

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Приходит Буратино.

Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?

Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!

Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?

Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.

Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!

А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!

А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?

Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?

Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?

Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.

Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!

Беседа «Регулировщик»

Цель: познакомить детей с профессией милиционера – регулировщика и работой ГАИ.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я вчера был в школе пешеходных наук. Там мне рассказали, что есть люди, которые следят за тем, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Это особые подразделения работников милиции – людей зорких и внимательных. А называется это подразделение государственная автомобильная инспекция – ГАИ. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Вот он, самый главный человек на дороге, - милиционер инспектор – регулировщик. (Показывает картинку) Посмотрите, как он одет. Даже костюм помогает ему регулировать движение. Непромокаемая куртка. Защитный шлем. Полосатый пояс. Полосатые нарукавники. Всё – полосатое. Полоски непростые: в темноте они светятся. Это для того, чтобы водители и ночью видели инспектора. А ещё у него есть радиотелефон, чтобы разговаривать с другими автоинспекторами, машинами ГАИ. В руках у регулировщика жезл, короткая в чёрно-белую полоску палочка. Когда инспектор – регулировщик встал в положение «смирно», а потом быстро поднял руку с жезлом вверх, это означает: «Внимание! Входить на перекрёсток запрещено. Надо дождаться моего разрешения». Приказ регулировщика обязателен для всех. А если ты уже вступил на мостовую, возвращайся обратно на тротуар или добирайся до «островка безопасности» - куда ближе. Там и жди разрешения регулировщика. Если же ты уже прошёл середину улицы, тогда скорее добирайся до тротуара. Когда регулировщик поднимает правую руку вверх, надо делать то, что делают все при жёлтом сигнале светофора – приготовиться. Нам идти можно только тогда, когда регулировщик встанет к нам грудью или спиной с вытянутыми вперёд или в стороны руками.

Труд этот тяжёлый. Но он нужен всем. Надо уважать регулировщика – командира перекрёстка, следить за его приказами, аккуратно и точно их выполнять. Тогда на улицах не будет несчастных случаев.

Вот посмотрите, у милиционеров есть специальная машина, которая всё видит и слышит. Для того чтобы всё видеть и слышать у неё есть самые разные приспособления: радиостанция, громкоговоритель, фара – искатель … Команде машины ГАИ должны подчинятся все водители и пешеходы. Запомнили? Молодцы!

Ой, ребята мне уже пора. Я тут задержался. До скорой встречи!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №167»

Методические материалы

по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма

среди детей школьного и дошкольного возраста

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Саратов, 2017

Методическая разработка

цикла бесед

для детей старшего дошкольного возраста

на тему

«ДОРОГА И ПЕШЕХОДЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети, как малоактивные участники дорожного движения, нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении.

Сегодня педагоги в детских садах стремятся дать детям знания и привить им навыки правильного поведения на улице.

БЕСЕДА № 1

«Для чего нужно знать и выполнять Правила Дорожного Движения».

ЦЕЛЬ:

Закреплять с детьми навыки правильного перехода дороги;

Воспитывать интерес к занятиям по ПДД

ЗАДАЧИ:

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;

Пропагандировать правила дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

Знакомство детей с правилами дорожного движения;

Знакомство детей со знаками дорожного движения;

Разгадывание загадок о транспорте, дорожном движении.

Давным-давно было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники на лошадях и колесницах. Их можно считать первым транспортом. Ездили они, не соблюдая правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Улицы городов были очень узкие, дороги извилистые и ухабистые. Чуть позже появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Стало ясно, что нужны правила дорожного движения, которые сделали бы движение безопасным и удобным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад. Некоторые правила дошли до наших дней. Сначала в разных странах были разные правила, но это было очень неудобно. Поэтому в Париже были установлены единые правила для вех стран. Незнание и невыполнение этих правил зачастую приводит к несчастным случаям и авариям. Из-за дорожных происшествий нарушаются расписания движения транспорта, задерживается доставка грузов к важным объектам. Но самое главное и страшное – в результате аварий гибнут и страдают люди.

Улицы наших городов живут в определённом ритме. И для того, чтобы не нарушать этот ритм и режим работы транспорта, все водители и пешеходы должны соблюдать

Правила дорожного движения. Некоторые дети грубо нарушают правила дорожного движения: перебегают дорогу перед близко идущим транспортом, устраивают игры вблизи проезжей части и на проезжей часть, на велосипедах переезжают через тротуар перед автомобилями, цепляются на роликах за автомобили и получают травмы. Чтобы этого не случилось и не оказаться в больнице, нужно знать и выполнять правила дорожного движения, внимательно следить за окружающей обстановкой.

Контрольные вопросы:

1. Почему появились правила дорожного движения?

2. Почему происходят несчастные случаи на дорогах?

3. Что необходимо знать и выполнять для обеспечения безопасности?

4. Какова роль транспорта в жизни человека?

БЕСЕДА № 3 «Правила езды на велосипеде»

ЦЕЛЬ:

Учить детей знать и выполнять ПДД;

Воспитывать интерес к занятиям по ПДД.

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с правилами езды на велосипеде;

Закреплять знания о правилах дорожного движения;

Воспитывать умных и наблюдательных пешеходов.

Как приятно сесть на велосипед и с ветерком покататься по улицам, дворам, аллеям. Как только растает снег, любители покататься на велосипеде достают своего двухколёсного друга.

Велосипед – это удобный и очень распространённый вид транспорта. Многие люди садятся на велосипед и начинают гонять наперегонки, не соблюдая никаких правил. Ведь это так несложно – сел на велосипед, взялся за руль и полетел.

Но не всё так просто. На велосипеде не разрешается ездить по улицам и дорогам детям до 14 лет. Существуют требования ПДД, которые относятся к езде на велосипеде. Их нужно знать и обязательно выполнять:

1. Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров.

3. Запрещается ездить на велосипеде держась за руль одной рукой или совсем без рук.

Когда тебе исполнится 14 лет, выезжая на проезжую часть, ты должен иметь на велосипеде звуковой сигнал. Велосипедист должен иметь документ о том, что знает ПДД, номерной знак на своём транспортном средстве. Движение по проезжей части на велосипеде разрешается в один ряд, на расстоянии не более одного метра от правого края дороги. Велосипедистам разрешается движение по обочине.

Выполняя эти правила, ты никогда не попадёшь в дорожно-транспортное происшествие.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли ездить маленьким детям на велосипеде по дороге?

2. Что запрещено велосипедистам?

3. Как должен быть оборудован велосипед?

БЕСЕДА №2

«Наша улица. Правила перехода улицы»

ЦЕЛЬ: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения.

ЗАДАЧИ:

Пополнить знания детей о переходе улицы, о работе светофора;

Закреплять правила поведения на дороге;

Ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

В течении дня каждому городскому жителю приходится по несколько раз переходить дорогу. Казалось, что в этом сложного. Ты хорошо знаешь дорогу в садик, в магазин, в кинотеатр?

Вопросы к детям:
1. Какие дома на нашей улице?
2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
4. Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить улицу?
5. Как обозначается пешеходный переход?
6. Как регулируется движение на улице?
7. Какие сигналы светофора вы знаете?
8. Какие дорожные знаки есть на улице?
9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
10. Как надо вести себя в автобусе?
11. Можно ли играть на улице?

Улица полна неожиданностей и опасностей. По проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы, трамваи. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы, должен знать их и ты.
В наше время невозможно

Жить без азбуки дорожной.

Чтоб дорогу перейти,

Ты внимательно гляди!
1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями.
3. На регулируемых перекрёстках ожидайте появления зелёного сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика, при этом внимательно наблюдайте за транспортом.
4. Прежде, чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности, сначала посмотрите налево, потом на право - идущий транспорт пропустите, убедитесь, что нет опасности.
5. Ожидайте трамвай, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, а где их нет на тротуаре.
6. Выйдя из трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в безопасности, идите на тротуар.


7. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, самокатах, санках

по дорогам, не цепляйтесь за движущийся транспорт.


Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая дорога нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам, пешеходам, вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по дороге. Даже не сойдёт с тротуара: опасно, да и водителям помеха. А если не в городе? Тогда правило звучит иначе: дорога для машин, обочина – для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу.
Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам.
Транспорт движется по проезжей части улиц.

Контрольные вопросы:

1. В каких местах можно переходить дорогу пешеходам?

2. Что такое тротуар, обочина?

3. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?

ЛИТЕРАТУРА

1. Т. А. Шорыгина. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

2. Г. Н. Элькин. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

3. Т. П. Гарнышева. Как научить детей пдд? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.

4. Л. Б. Поддубная. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.


Беседа с учащимися

по ПДД

«Безопасность

на

дорогах»

– Ребята, тема сегодняшней беседы «Безопасность на дорогах». Первое, что вы должны запомнить:

Одно из самых важных правил гласит:

При переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком «Пешеходный переход».

Еще на пешеходных переходах рисуют на асфальте полосы, их называют «зебрами».

При неправильном переходе улицы погибает много людей.

Самый безопасный переход - подземный. Он обозначается таким знаком:

При отсутствии подземного перехода вы должны пользоваться переходом со светофором. Для пешеходов на светофорах есть свои сигналы: красный человечек - ждите; зеленый человечек - идите. А если идти на зеленый свет для машин, можно запросто попасть под машину, идущую на поворот.

Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Незадолго до окончания действия зеленого сигнала светофора зеленый свет обычно начинает мигать.

Если вы не успели закончить переход на зеленый свет, не пытайтесь проскочить перед тронувшимися машинами. Спокойно подождите на разделительной полосе посередине дороги, пока включится зеленый сигнал.

Переходя улицу на зеленый свет, на всякий случай все же посмотрите сначала налево, потом направо.

Если при зеленом сигнале для пешеходов вы увидите приближающуюся машину со включенной сиреной и мигалкой, подождите, пока она проедет. «Скорая помощь», пожарная, милицейская и некоторые другие машины имеют право ехать даже на красный свет.

В ожидании зеленого сигнала не стойте у края тротуара. Потому что тебя могут нечаянно толкнуть на дорогу.

Когда на дороге нет перехода, вы можете переходить ее при двух условиях:

если дорога хорошо просматривается в обе стороны;

когда расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния между тремя фонарными столбами.

Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Даже если вы очень спешите, перед дорогой надо замедлить шаг, поглядев, не приближается ли машина.

Не торопитесь переходить дорогу перед медленно идущей машиной. Вы можете не увидеть за ней другую машину, идущую с большой скоростью.

Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Нельзя выходить на мостовую из-за препятствия, мешающего вам видеть приближающуюся машину. Этим препятствием может быть стоящая у обочины машина или сугроб.

Каждый должен запомнить:

автобус и троллейбус на остановке надо обходить СЗАДИ.

Если обходить их спереди, из-за них можно не увидеть идущих машин, да и они сами в любой момент могут тронуться.

Трамвай можно обходить только СПЕРЕДИ.

Если обходить его сзади, можно попасть под встречный трамвай или другой транспорт.

Вопросы для закрепления:

  1. Какие бывают переходы?
  2. Почему не стоит перебегать улицу перед быстро идущей машиной?
  3. Какие вы помните правила перехода дороги на светофор?
  4. Как безопаснее перейти улицу?
  5. На какой дороге машина лучше тормозит: на сухой, мокрой или обледенелой? И что надо делать, чтобы машине вообще не пришлось тормозить перед вами?
  6. Если вам понадобится объяснить младшему брату или сестре, с какой стороны следует обходить автобус, троллейбус или трамвай, как вы это сделаете?
  7. Какие вы знаете препятствия, из-за которых нельзя выходить на проезжую часть?
  8. Нужно ли вообще соблюдать правила дорожного движения? Попробуйте представить, что будет, если их не выполнять, и расскажите об этом.
  9. Какие машины имеют право ехать на красный свет?

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги, соблюдайте ПДД,

А иначе быть беде!

Беседа с учащимися

по ПДД

«Правила езды на велосипеде»

кл. руководитель: Ломако Л.А.

– Ребята, сегодня мы поговорим о правилах езды на велосипеде. У кого из вас есть велосипед. Какие правила вы знаете?

Нужно строго следить за исправностью тормозов у велосипеда, перед каждой поездкой не забывайте их проверять.

Обязательно имейте на велосипеде звонок, чтобы оповещать людей о своем приближении.

Будьте особенно внимательны на подъездных дорожках к дому, где в любой момент может появиться машина.

Не переезжайте через дорогу на велосипеде, а пересекайте ее по переходу, ведя велосипед за руль.

Не устраивайте скоростных гонок там, где ходят люди. Будьте внимательны к тем, кого вы объезжаете, особенно к пожилым людям и маленьким детям.

Не катайтесь в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть...

Кстати, к любителям роликовых коньков это тоже относится, причем в большей степени, так как у них отсутствуют тормоза. И к скейтборду тоже…

«Минутка безопасности»

Беседа

«БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОБЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ»

Кл. руководитель: Ломако Л.А.

Тема сегодняшней беседы - безопасность при общении с животными. Все животные делятся на диких и домашних. Сначала мы рассмотрим домашних, потом - диких...

Для начала скажите, каких вы домашних животных знаете?

Сегодняшнюю тему мы начнем с безопасности при общении с собаками.

Для начала надо знать, что не все собаки - домашние. К сожалению, в последнее время появилось много бродячих собак.

Статистика показывает, что укусы домашних собак - более частое явление, нежели укусы бродячих. Но это, конечно, не значит, что можно спокойно играть с бродячими собаками. Лучше старайтесь держаться от них подальше. А как узнаешь, бродячая она или нет - на ней же не написано?

Если собака в ошейнике - значит, она чья-нибудь, если нет - бродячая. Но и к домашней собаке подходить тоже не стоит.

А если вам очень уж хочется погладить домашнюю собаку, обязательно спросите разрешения у ее хозяина. Если он разрешит, гладьте ее осторожно и ласково, не делая резких движений, чтобы собака не подумала, что вы хотите ее ударить.

Запомните все! При встрече с незнакомой собакой:

Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.

Ни в коем случае нельзя показывать свой страх перед собакой. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

И уж тем более нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться...

Не советую дразнить собак. А кроме того, запомните еще несколько простых правил:

не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.

Не подходите к собаке, сидящей на привязи.

Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приблизившихся на определенное расстояние.

Не делайте резких движений, общаясь с собакой или с ее хозяином. Собака может подумать, что вы ему угрожаете.

Не трогайте щенков и не пытайтесь отобрать предмет, с которым собака играет.

Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущих вам навстречу собаку с хозяином. Особенно если это происходит где-нибудь в узком месте.

Если собака собирается напасть, иногда могут помочь твердо сказанные команды: «Фу!», «Стоять!», «Сидеть!».

Особенно следует опасаться приседающей собаки - это значит, что она готовится к прыжку. На всякий случай лучше сразу защитить горло - для этого надо прижать подбородок к груди и выставить вперед руку. Если собака все-таки напала, отбивайтесь от нее при помощи камней, палки или портфеля. Самое чувствительное место у собаки - нос. Иногда достаточно чем-нибудь попасть в него, чтобы собака убежала.

А сейчас мы поговорим о безопасности при общении с кошками...

Не забывайте, что коты - дальние родственники тигров. Поэтому не советую тянуть кота или кошку за хвост, а также гладить незнакомых кошек. Если человек не понравится коту, тот может прокусить ему руку или расцарапать до крови лицо. Известны случаи, когда кошка лишала человека глаза. Я уж не говорю о том, что кошка может занести в рану инфекцию. Наиболее распространенные инфекции, которые передаются людям от кошек и собак, - чесотка и бешенство.

Бешенство - страшная болезнь, от которой умирают и люди, и животные. Из диких животных ею особенно часто болеют лисы, а из домашних - собаки. Инфекция попадает со слюной животного в кровь человека. Если вас укусила собака (или кошка), поступайте следующим образом:

Не пытайтесь сразу же остановить кровь. Кровотечение может помочь удалить слюну животного из раны.

При возможности промойте рану чистой водой и смажьте кожу вокруг укуса йодом или одеколоном.

Расскажите о происшедшем родителям и постарайтесь немедленно обратиться в ближайшую больницу.

Если вам известен хозяин собаки, сообщите его адрес врачу, чтобы собаку проверили на бешенство.

Заболевшие бешенством собаки обычно становятся капризными. Им трудно пить воду - они даже боятся к ней подходить. Походка у них неуверенная, лай - хриплый. Они прячутся в темном месте, сторонятся людей, а иногда наоборот - становятся вдруг агрессивными, нападают на других собак и людей...

Теперь поговорим о диких животных.

Змей в нашей стране, к счастью, немного. В основном можно встретить ядовитую гадюку или безобидного ужа.

Укус ужа не ядовит. Вообще-то ни змеи, ни ужи просто так не кусаются и не нападают на человека, напротив - при его появлении стараются ускользнуть в укрытие. Нападает змея в двух случаях: если ей преградили дорогу и если человек наступил на нее. У змеи плохое зрение и обоняние, поэтому наступить на нее легко.

Гадюка и уж различаются формой головы и рисунком на теле. Но со страха их можно перепутать.

Чтобы обезопасить себя от укуса змеи, запомните три правила:

В незнакомой местности всегда спрашивайте местных жителей о «змеиных местах».

Собираясь в лес за грибами и ягодами, обязательно надевайте сапоги.

Увидев змею, не трогайте ее, а обойдите. Если гадюка свернулась кольцом, значит, она собирается броситься на человека.

Однако, если вас укусила змея, вы можете помочь себе, не дожидаясь врача:

Необходимо сразу попытаться выдавить с кровью хотя бы часть яда, пока он не распространился по организму. Можно отсосать его ртом. Однако делать это стоит только в том случае, если вы уверены, что в нем нет ран или трещин, а в зубах нет ни одного дупла.

Затем следует промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекисью водорода и перевязать.

Необходимо пить много воды или теплого чая.

И, конечно, обязательно вызовите врача.

Значительно чаще людей кусают пчелы, осы и шмели...

Укус пчелы не так опасен, как болезненен. Но укусы нескольких десятков пчел или ос могут угрожать вашей жизни.

Поэтому никогда не лезьте в гнезда диких ос или в улья на пасеке.

Лучше попросите родителей купить вам мед.

А броситься на человека могут по разным причинам. Да и коровы бывают ого-го какие бодливые. Поэтому запомните:

никогда не подходите близко к незнакомым корове или быку.

Встретив на пути стадо, отойдите на безопасное расстояние или обойдите его.

Будьте осторожны с телятами. У них чешутся растущие рога, и они могут нанести вам серьезную травму.

1. Что нужно сделать, если вам хочется погладить чужую собаку?

2. Почему нельзя пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться?

3. Можно ли убегать от собаки? Если можно, то в каких случаях?

4. Какие вы помните правила общения с собаками?

5. Что нужно сделать, если собака напала на вас?

6. Какие болезни передаются людям от собак и кошек?

7. Как вы поступите, если вас укусила собака или кошка?

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

При кровотечении из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена слегка вперед.

Затем положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом и сжать рукой нос чуть пониже переносицы на четыре-пять минут.

Запрокидывать голову при этом нельзя, так как кровь может попасть в дыхательные пути.

После остановки кровотечения пострадавший должен некоторое время посидеть спокойно, чтобы кровотечение не возобновилось.

Боль в боку - очень распространенный случай, вызванный перенапряжением мышц живота в результате бега или быстрой ходьбы...

В таких случаях надо просто сесть и отдохнуть. Через несколько минут боль пройдет сама.

Если содраны верхние слои кожи , поверхностные раны, или, иначе говоря, ссадины. Лечатся они просто. Запоминайте, чтобы потом вы могли все это делать сами:

Сначала надо осторожно промыть рану желательно кипяченой водой, чтобы избежать попадания в нее грязи. Если есть перекись водорода или слабый раствор марганцовки, лучше промыть ими.

По возможности приподнимите раненое место, чтобы кровь отлила от раны, и слегка прижмите ее бинтом.

Подождите, пока рана немного подсохнет, и смажьте место вокруг нее йодом или зеленкой.

Небольшие порезы лучше заклеить бактерицидным пластырем, а если его нет - туго замотать бинтом или чистым носовым платком.

Подорожник - прекрасное лечебное растение, он останавливает кровь и заживляет небольшие раны. Если же рана большая и глубокая, или кровь не останавливается, надо обязательно обратиться к врачу.

Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему тереть глаз.

Усадив его лицом к свету, надо разомкнуть ему веки большим и указательным пальцами и осмотреть глаз.

Увидев соринку, попробуйте промыть глаз водой, желательно - кипяченной.

Если вымыть соринку не удалось, попытайтесь осторожно снять ее влажным концом чистого носового платка.

Если нет воды, попробуйте за ресницы оттянуть верхнее веко так, чтобы оно накрыло нижнее, и поморгайте.

Выступившие при этом обильные слезы могут вымыть соринку из глаза. Если же удалить соринку никак не удается или в глаз попало что-то острое, нужно срочно обратиться к врачу.

Синяк появляется в том месте, где есть внутреннее кровотечение.

Чтобы уменьшить внутреннее кровотечение, надо охладить поврежденное место

Положить на него пузырь со льдом или смоченную холодной водой повязку.

Холод на поврежденное место, тугая повязка и покой. И, конечно, следует обратиться к врачу.

1. Что надо сделать, если поранишься?

2. Как можно остановить небольшое кровотечение?

3. Вам в глаз попала соринка. Что вы будете делать?

4. Во время бега у вас заболел бок: куда вы побежите дальше - к врачу или отдыхать?

5. Что надо делать при кровотечении из носа.

6. При каких ранах и травмах может пригодиться чистый носовой платок? (Насморк не считается.)

7. Сколько надо денег, чтобы синяк был не слишком большой и красивый?

8. Как обычно лечили раны богатыри и витязи в русских сказках?*

9. Какое прекрасное лечебное растение всегда можно найти у дороги?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
141730 г.Лобня, Букинское шоссе, д.19 тел.577-15-21

«Утверждаю» «Согласовано» «Согласовано»
директор зам.директора по УВР на заседании методсовета
___________ Черкасова М.Н. Блажко А.А. протокол №____________

Беседа на тему:

"Правила дорожного движения надо соблюдать"

Подготовила и провела:
Босамыкина Валентина Павловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Кто знает правила движения –
Тому почет и уважение!

Цель: Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Задачи:
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Развивать умение работать в группе, умение выслушивать друг друга. Развивать память, мышление, речь. Обучать методам проектной деятельности.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.
Оборудование: плакаты по правилам дорожного движения; памятки учащимся о правилах дорожного движения; плакаты «Дорожные знаки», рисунок светофора, у каждого ученика по 3 кружка (красный, желтый, зеленый), на каждом столе стихотворение «Если бы» О. Бедарева.

Ход занятия
I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа с учащимися.

Каждый день вы выходите на улицу, где действуют, множество правил, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в неприятную историю. У всех нас по пути встречается автомобильная дорога.
- Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, нужно соблюдать правила дорожного движения. С каждым годом на дорогах становится все больше и больше автомобилей. Остановить железный поток нам не под силу. Чтобы не случилось страшной беды давайте всегда помнить о правилах дорожного движения.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать как таблицу должны умноженья.

Сегодня мы вспомним некоторые правила дорожного движения, уже известные вам, и узнаем новые.
- Для чего мы так часто говорим об этом? (ответы детей).
- Ребята а в чем причины дорожно-транспортных происшествий? (обсуждение ответов учеников).
- Итак, очень часто дети перебегают дорогу перед близ идущим транспортом. Такое поведение заканчивается плачевно. Даже если водитель сумеет быстро нажать на тормоза, это не спасет. Почему? (обсуждение ответов).
- Может ли машина моментально остановиться?
- Почему нельзя остановить машину сразу?
- Машина при резком торможении по инерции продолжает движение. Путь который проходит машина с момента торможения называется тормозной путь. Одна секунда много это или мало?
- Для пешехода это пустяк, это один шаг. А автомобиль мгновенно остановить нельзя.
- Давайте вспомним, как называют людей, которые ходят по улицам и дорогам? (Пешеходы).
- Как называют людей, которые управляют автобусами, автомобилями? (Водители)
- А людей, которые ездят в автобусах, автомобилях, как называют? (Пассажиры).
- Всем: и пешеходам, и водителям, и пассажирам необходимо знать и выполнять правила дорожного движения!
- Вы, наверное, подумаете: Для чего же пассажирам надо знать эти правила, ведь в транспорте их везёт профессиональный водитель, который эти правила знает хорошо? Но ведь когда пассажиры доедут до нужной им остановки и выйдут из транспорта, кем же они сразу становятся? (Пешеходами).
- Как пешеходы должны правильно переходить дорогу? (по пешеходному переходу).

Физминутка.
- У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:
Жёлтый - хлопки в ладоши;
Зелёный - ходьба на месте;
Красный - приседания.

Дорожные знаки.
- Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правил дорожного движения.
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути(Дорожный знак).
- Посмотрите на доску, там находится несколько дорожных знаков. Покажите знак «Пешеходный переход».
- Правильно!
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт –
Пешеходный переход.
- Отгадайте ещё несколько загадок о дорожных знаках.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят (Дети).
- Покажите, пожалуйста, этот знак.
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на (Велосипеде).
- Покажите этот знак.
Что мне делать? Как мне быть?
Нужно срочно позвонить!
Должен знать и ты и он
В этом месте (Телефон).
- Покажите этот знак.
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской (помощи).

Сигналы светофора.
- Молодцы! Вы хорошо знаете дорожные знаки! Но не только дорожные знаки помогают водителям и пешеходам. Если город большой, на улицах много машин, то нужен ещё какой – то помощник. Угадайте, какой?
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор).

На доске рисунок (или макет) светофора.

Что обозначают разные сигналы светофора? (ответы).
- Выучим стихотворение о светофоре:

Если свет зажёгся красный,
Стой! Идти вперёд опасно!
Жёлтый – будь готов к пути!
А зелёный свет – иди!

А теперь расскажем хором выученное стихотворение.

Ребята, на улицах, где очень большое движение транспорта и людей, устанавливают ещё специальные светофоры для пешеходов.
- Эти светофоры бывают 2-х видов:
имеют 2 сигнала: красный и зелёный, внутри которых может быть изображён пешеход,
имеют всего лишь одну секцию, на которой загорается надпись «Стойте» на красном фоне или «Идите» на зелёном фоне.

Показ иллюстраций данных видов светофоров

Ребята, сейчас я буду читать стихотворение о том, как должны себя вести пешеходы, переходя дорогу, а вы должны будете слушать внимательно и показывать кружок нужного цвета.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет?
(Дети показывают кружок красного цвета.)

Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья!
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет?
(Дети показывают кружок жёлтого цвета.)

Иди вперёд, порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь,
Скажите правильный ответ,
Какой горит при этом свет?
(Дети показывают кружок зеленого цвета.)

Викторина «Юный пешеход».
Проезжая часть дороги с твёрдым покрытием. (Шоссе, асфальтовая дорога, трасса).
Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
Человек, совершающий движения пешком. (Пешеход).
Место ожидания автобуса. (Остановка).
Номер телефона скорой помощи. (03).
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
Трёхглазый постовой. (Светофор).
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (тротуар)

Поэт О. Бедарев в стихотворении «Если бы...» предупреждает всех ребят: на дорогах, где есть транспорт, шутки плохи.
Ребята читают стихотворение.
ЕСЛИ БЫ...
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
– На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
– Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
– Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да... там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину...
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик – постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.

Игра «Запрещается – разрешается»
Дети играют стоя.
По проспектам и бульварам
Ходить по правой стороне
Раз-ре-ша-ет-ся,
А играть вам на дорогах
И мешать всем пешеходам
За-пре-ща-ет-ся.
Если ты едешь в автобусе,
То толкаться, ехать зайцем
За-пре-ща-ет-ся,
Уступить старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся.
На опасном перекрёстке
Осторожно оглядеться
Раз-ре-ша-ет-ся,
А на красный свет дорогу переходить
За-пре-ща-ет-ся.

III. Подведение итогов
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Знает кто, что красный свет-
Это значит- хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Знает кто, что свет зелёный
Это значит- путь открыт? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? (Это я, это я, это все мои друзья!).

Большое вам спасибо, ребята! Я надеюсь, что вы будете внимательны и осторожны на дорогах.

Помните, ребята, о правилах общей безопасности на дорогах.
Знайте дорожную разметку.
Уважайте дорожные знаки.
Выполняйте сигналы светофора.
Будьте внимательны и дисциплинированы на дорогах!

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» (Пешеходная ""зебра"", Где кататься, Зебры в городе!, В автобусе, На остановке, Пристегните ремни)

Классный час для 4-5 класса «Правила дорожного движения»


Описание: Данным внеклассным мероприятием могут воспользоваться учителя начальных классов, а так же учителя пятых классов. Беседа о правилах дорожного движения научит детей, как правильно вести себя на дорогах.
Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Образовательные: расширить понятие детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Развивающие: развивать внимание детей, умение переходить дорогу, правильно ходить по тротуарам в разную погоду.
3. Воспитательные: воспитывать желание быть в безопасности на дорогах.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! как вы уже догадались речь сегодня пойдет о правилах дорожного движения.
2. Основная часть Учитель. Поэтому мы будем усердно изучать правила дорожного движения, чтобы уберечь себя от опасности. А правил здесь не так и много, только есть обязательное требование к каждому из вас - все, без исключения, должны четко выполнять их. А почему так категорично? Отвечу вам на это так. Вот в школе вам задали выучить правило. Вы не сразу сели его учить. Прошел день, второй... А про правило вы уже и забыли. В школе вспомнили, но подумали, что «пронесет». А на уроке учитель спросил вас это правило... Вы краснеете, потому что стыдно, что дети знают, а вы - нет. Но такую досадную ошибку вы можете исправить, если завтра выучите и расскажете это злосчастное правило. Ну, поставит вам учитель единицу, вам стыдно и дома может папа или мама приказать и перед друзьями неловко, но все это можно исправить... А вот когда вы не изучили правила дорожного движения и не захотели их выполнять, то делаете вы в данном случае огромную ошибку, потому что вас может постичь страшная беда. Какая именно? Не досадная единица, нет! Беда бывает страшной, когда человека сбивает машина.

Он может потерять руку или ногу, получить страшные разрывы тканей и внутренних органов, сотрясение мозга и еще множество болезненных травм, от которых может остаться калекой на всю жизнь или умереть. Приходилось ли кому-то из вас видеть человека после ДТП? Он страдает от невыносимой боли, от своего уродства и неполноценности, а самое страшное, когда такой человек остается прикованным к кровати. Поэтому надо всегда помнить об этом и делать соответствующие выводы: Правила надо знать и выполнять - это самое главное и самое важное для вашей жизни и здоровья.В нашей стране правостороннее движение. Поэтому автомобили двигаются с правой стороны по проезжей части. А пешеходы тоже придерживаются правой стороны на тротуаре.
На проезжей части людям стоять и разговаривать, ходить и кататься на роликах и других спортивных орудиях запрещено.
Детям до 14 лет на проезжую часть на велосипедах выезжать строго запрещено.
Устраивать игры на дороге категорически запрещается, потому что дети, которые бегут за мячом, ничего другого не замечают и довольно часто попадают под колеса.


Переходить дорогу нужно только в установленном месте - на переходах.


Если таких нет, то надо следить за дорогой и переходить только тогда, когда вблизи нет транспортных средств, а также следить за световыми сигналами поворота, которые подают машины.
На железнодорожных путях нельзя играть и ходить по ним - это опасно.
Надо помнить об обязанности пассажира, когда вы находитесь в общественном транспорте.
Никогда не пробегайте дорогу! Это очень опасно, ведь ты можешь споткнуться или поскользнуться и упасть, а тем временем быстро приближается автомобиль, который не может сразу остановиться.


Даже на отведенных местах для перехода никогда не беги, а сначала хорошо посмотри, все ли транспортные средства остановились, потому что и водители бывают разные: один безопасный, а второй уставший и внимание у него притупилось, другой не разглядел свет светофора и продолжает ехать, а еще другой хочет быстрее проскочить, потому что спешит.
Никогда не переходи дорогу по проезжей части, если есть подземный переход. Он для того и существует, чтобы свободно двигался транспорт, а пешеходы ему не мешали. Подземный переход для людей достаточно удобный и безопасный.


На некоторых дорогах есть сооружение в виде моста для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через дороги и т. др. Это - эстакада.
Никогда не показывай своего «геройства», перебегая дорогу перед транспортом, который движется.


Это может для тебя закончиться трагически.
Самое главное при переходе дороги - это твое сосредоточено внимание!
А вот еще правила для учащихся, которые решили пойти на экскурсию. Здесь все должны двигаться «синхронно». Представьте себе, что целый класс ведет учитель, а дети идут, как им вздумается: один летит вперед, а другие отстают, кто-то кричит, другой задрал голову и налетел на столб. «Один в лес, другой - по дрова» - так говорит о таких детях народная мудрость.


И учителю стыдно, что дети не умеют себя вести. Чтобы этого не произошло, то надо идти парами, на один шаг друг от друга, чтобы на тротуаре вы могли свободно разминуться с людьми, которые идут вам навстречу. Когда дорога мокрая и скользкая, также надо правильно ходить. Никогда нельзя идти по бордюрам, потому что они скользкие, вы можете поскользнуться и ненароком попасть под колеса. И если тротуар скользкий, то нельзя в снежную или морозную пору разгоняться и ехать, потому что вы можете не только упасть, но и сбить прохожих. А когда на тротуарах есть лужи от дождя, то их надо обходить, чтобы не испачкать ни себя, ни других людей. Следовательно, надо учиться жить среди людей, чтобы ни себе, ни другим не доставлять неприятности. Это не только правила поведения на дороге, но и правила культуры.

3. Подведение итогов.

Что же, время для рассказа пришло...
Вопросы для повторения
- Как надо переходить дорогу?
- Для чего нужно изучать Правила дорожного движения?
- Как нужно двигаться вдоль тротуара?
- Как вести себя в салоне общественного транспорта?
- Как правильно садиться в автобус, троллейбус и другой транспорт и выходить из него?
- Как обходить транспорт, из которого ты вышел, чтобы перейти на другую сторону дороги?
- Как двигаться группами вдоль тротуара?
- Как идти, когда тротуар скользкий, мокрый?

Есть один секрет, который ты должен знать! Если ты вышел на дорогу, а там нет тротуаров (в деревне), то двигаться надо по обочине навстречу транспорту, чтобы видеть его и сойти на сторону в случае необходимости.
Загадки
Привязан за усики знакомый жук ползет,
А в брюхе большом тот жук людей везет. (Троллейбус)
По улицам домики маленькие бегут.
Каждый день пассажиры в тех домиках сидят. (Автомобили)