Традиционные русские народные приметы. Русские народные приметы на каждый день

В древней рукописной книге «Иконопись», может быть частию переведенной с греческого, или позаимствованной у греков, вставлены тут и там, между описаниями постановки, положения и одежды, любопытные заметки о тайнах живописи, вроде следующих: «Подзолотой пробел краски творить на яйцо, а яйцо бы свежее было, желток с белком вместе сбить гораздо, да тут закинуть соли, ино краска некорчитца, на зубу крепка. И первое разбить, процедить сквозь плат.»

«Вначале тереть мягко со олифою вохры, в которой примешать шестую часть сурику. И истерши вложить в сосуд медной и варить на огне и прибавить малу часть скипидару, чтоб раза 3 или 4 вскипало кверху, потом пропусти сквозь трепицы, чтобы не было copy, а как будет варитца, то хотя прибавить смолы еловой чистой пропускной.»

«Трава на реке на берегу растет прямо в воду. Цвет у нее желт, и цвет от нее отщипать да ссушить. Да камеди положить и ентарю прибавить да стереть все вместе и месить на пресном молоке. Пиши, что хошь, будет золото.»

«Взять яйцо свежее от курицы молодушки и выпусти из него белок чистой и положи в желток ртути и запечатать серою еловою и положить под курицу, которая б по три цыпленка высиживала, и выпарая взять яйцо из-под курицы и смешать спичкою чистою и будет яко золото и пиши на чем хочешь, пером или кистью.»

Обратимся теперь ко второму разряду поверий, изобретенных первоначально для того, чтобы застращать человека, заставить, малого и глупого, окольным путем, делать то, чего напрямик добиться от него было бы несравненно труднее. Эти поверья каждый мальчишка затверживает с тятей и мамой, повинуется им безответно и следует им безотчетно. Например: не сорить, не ронять ни одной крошки хлеба, иначе будет голод и неурожай; другими словами: хлеб дорог, береги его и уважай его, как нужнейший нам Божий дар. Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой, или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это, как поверье, глупо; но как правило житейское, хорошо и полезно. Не макать хлеба в сольницу, потому что крошки туда падают и соль, вещь покупная у мужика, засорится, не класть испеченый, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть. Скорлупу от выеденных яиц должно давить на мелкие части, иначе, если она попадет на воду, то русалки построят себе из нее кораблик и будут плавать, на зло и смех крещеным людям; а если скорлупа останется на дворе и в ней накопится дождевая вода, да сорока напьется, то у того, кто выкинул скорлупу, будет лихорадка. Сущность дела, вероятно, та, что скорлупа, выкинутая целиком, поваживает собак таскать яйца и даже учит кур и уток наклевывать и выпивать их. Кто, не разбирая постов, есть скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку эту для легкомысленных ребят. Маленьким ребятишкам говорят также в пост, что молочко улетело на березку, и указывают на первого веселенького воробья. Муха во щи залетела – счастье, придумано, конечно, для успокоения брюзгливых и прихотливых. Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают то же наставление, подкрепляя его только более дельными доводами. Свистать в комнатах почитается или грехом, или дурным предзнаменованием; вероятно потому, что в жилом покое, где люди есть, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет. Поверье моряков, что в тихую погоду можно насвистывать ветер, который от свиста мало-помалу свежеет, должно отнести к тому, что в безветрие от скуки и нетерпения морякам нечего делать, и надо чем-нибудь позабавиться. Порожней колыбели не качать, а то дитя жить не будет; этим унимают старших баловней, от которых и без того в тесной избе некуда деваться. Новорожденную должно купать в белом белье, чтобы бела была и нежна. Это недурно придумано, для того, чтобы заставить неопрятную мать или мамку не мыть ребенка в грязном белье, от которого и вода вся делается грязною; хотя многие этого не понимают. Через порог не здороваться; поссоришься, либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку. Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушел, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться. Не заставляй пришивать пуговицы на себе, или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка хозяек наших, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и еще торопит. Кто свищет в ключ, занятие не для всех слушателей приятное, тот просвищет память, позабудет, где что положил. Кто сидя от безделья ногами болтает, тот черта качает; этим просто отучают от дурной привычки. Ребенка до шести недель никому не показывать, т. е., не раскрывать и не выносить; ребенка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! и многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребенка должно только на весну, а не когда попало. Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет [общее и повсеместное поверье, что встречный предмет, особенно неприятный, имеет влияние на роды беременной женщины и даже на наружность ребенка, существует также в России и притом во всех сословиях]. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет – и это придумано с добрым расчетом. Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос. Впрочем, о поверьях, касательно соотношений разных частиц, взятых от плоти нашей, к живому телу и об основанных на этом чарах, – было говорено выше. Коли домовой завьет у лошади по-своему гриву, то не трогать ее, а то он рассердится и испортит лошадь: правда, космы в гриве – это болезнь, род колтуна, и если их остричь, то лошадь всегда почти захворает. Порядочным людям грешно купаться после Ильина дня (20-го июля); а после Ивана постного (29-го августа) грешно уже всякому, даже и сорванцу; потому что в конце июля вода дрогнет, как говорится, и зацветает; а в конце августа она холодна и ребятишки, набегавшись наперед, легко простужаются. Яблоки грешно есть до Спаса, а орехи прежде Воздвиженья; это основано на том, что до сих сроков яблоки и орехи редко вызревают и что ребятишек трудно удержать от незрелого, нездорового лакомства, если не настращать их и не уверить, что это грешно. Слово грешно, в народном предании, отвечает известному табу островитян Южного океана и заключает в себе понятие о строгом запрещении, не входя в смысл, значение и причины его. Если кто бьет домашних своих лучиной, как иногда привыкли делать злые старухи, тот сам иссохнет как лучина; недурно, если бы все этому свято верили. Кто в большой праздник проспит заутреню, того купают, бросают с размаху в воду, или обливают – обычай старинный, запрещенный даже особым указом 1721 года апреля 17-го. Вдова не должна быть в церкви, когда венчают; потому что в такое время вдова напоминает молодым неприятное и тем нарушает общее веселье. Ключей не класть куда попало на стол, иначе выйдет ссора в доме, а класть их всегда на определенное место, в стороне. Это поверье удивительно полезно и справедливо: как только хозяйка станет раскидывать ключи по столам, куда попало, то непременно вслед за тем станет искать их, обвинять и подозревать других, и выйдет брань и ссора. Перебираясь на новое жилье, в старом не покидать copy, тряпья, черепков и проч. Во-первых, это-де подаст повод обвинять вас в колдовстве, а во-вторых, и вас можно над этим изурочить. В сущности же, полезное поверье это велит всякому, выбираясь из дому, выметать хоть сколько-нибудь жилье, где доведется вслед за тем жить другому. Корова с подойником продается, а лошадь с недоуздком: это должна быть выдумка дешевых покупателей и хозяйственных скопидомок, и дело вошло в обычай; продавцу, взяв деньги, можно придать к скотине такую безделку, притом и необходимую при самой покупке, а покупателю все годится, как Осипу Хлестакова. Не должно спрашивать хозяйку, сколько у нее дойных коров, сколько кур несется, сколько наседок; это значит, кажется: не заботься о чужом хозяйстве. С кладбища, с похорон, ни к кому не заезжать; привезешь смерть в дом; или же, возвратившись, приложить ладони трижды к печи: это не есть поверье простолюдина, а изобретение наших старушек, которые боятся смерти и не любят об ней вспоминать. Покойника должно как можно скорее снять с постели и положить на стол; душа его мучится за каждое перышко в перине и подушке; это крайне дурное, бесчеловечное поверье, которое причиною тому, что у нас весьма нередко человека еще заживо стаскивают с постели и тормошат на все лады, также придумано досужливыми вещуньями, коим везде и до всего дело и которые не могут дождаться часу, где до них дойдет очередь распоряжаться. В некоторых местах бессмысленная и наглая услужливость их доходит до того, что они стаскивают умирающего с одра смерти и торопятся обмыть и одеть его, покуда он еще не остыл, может быть, покуда он еще дышит. Первоначально все обычаи, относящиеся к этой торопливости, возникли, вероятно, от желания кончить, как можно скорее, печальные обряды и дать осиротевшим покой; но это употребили во зло, самым непростительным, бесчеловечным образом. Поверье, что у грешника ангелы душу сквозь ребра вынимают, чтобы она только и досталась сатане, принадлежит к числу вымыслов поэтических и также к числу суеверных острасток; подробный рассказ о том, как это делается, может быть удержит многих от дурного поступка.

Если гости уйдут домой, после обеда или ужина, прежде, чем скатерть снята со стола, то женихи откажутся от хозяйских невест; у нас говорят, вместо этого, просто: невежливо бежать от стола, как от корыта, и это выходит на то же. Какое-то естественное приличие требует посидеть, поблагодарить хозяйку, дать ей время управиться немного с хозяйством и не принимать такого вида, будто пришел с тем только, чтоб накушаться и уйти. Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр., хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей веселого расположения. Кто змею убьет, тому прощается 40 грехов. Это поощрение, конечно, изобретено бабами, которые боятся змей. Кто 40 покойников проводит, тому отпускается три тяжкие греха; выдумка охотниц до кутейных пирушек. Не годится прощаться и уходить, если у хозяйки не допита чашка чаю, и точно, не годится, можно обождать, покуда она ее допьет. Бабе грешно резать или колоть птицу, а четвероногое животное и подавно; это должен делать мужчина. В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести. В последнем по мере мы видим отговорку или оправдание женщин, коих чувство противится нанесению смертного удара, или у коих рука не поднимается на утку или курицу.

Обратимся к третьему разряду поверьев, к таким, кои в сущности своей основаны на опыте, на замечаниях, но которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл. Сюда относятся замечания о Погоде, об урожае, или так называемый календарь земледельца. Зима без трех подзимков не живет. Через 6 недель после первого снега с морозом, становится зима; в день Благовещения и Светлого Христова Воскресения бывает одинаковая погода; в день Алексея Божьего человека, 17-го марта, разверзаются все подземные источники; в день Преполовения, и в день Казанския Богоматери, 22 октября, всегда идет дождь: в день Илии Пророка всегда бывает гром – а к этому уже досужие толкователи прибавляют: а если не будет грома, то в этот год кого-нибудь убьет грозою или зажжет дом. Реки вскрываются, когда дня бывает 14 часов, это поверье со средней Волги, и там оно подходит довольно близко к истине. Если беляк-заяц рано белеет, и когда зайцы с осени жирны, когда хомяк таскает рано большие запасы, – то будет внезапная и холодная зима. Если пчелы рано закупориваются, то будет ранняя и строгая зима, и наоборот: когда они заводят в другой раз детку, то будет продолжительная и теплая осень. Не знаю, до какой степени все эти приметы верны, но нельзя утверждать, чтобы у животных не было какого-то, для нас вовсе непонятного, предчувствия относительно погоды. Известно, например, всякому, что скотина глухо мычит перед дождем и бурей, дышит и роет землю; собака скучает и ест траву; петухи кричат взапуски с лягушками; воробьи и утки купаются в пыли, на сухой земле; галки с криком вздымаются высоко, роями; ласточка ширяет низко; на море морская свинка играет, бурная птица является внезапно и скользит по волнам; на этом и основаны живые барометры; зеленая лягушка, пиявица, рыба вьюн, предвещают довольно верно погоду, если держать их в склянке с водою. Нередко человек предчувствует ведро и ненастье: мозоли болят, пальцы горят, ломота появляется в раненых или ушибенных членах и проч. Есть люди, кои безотчетно, по какому-то темному, но верному чувству, угадывают близость кошки, как бы она не спряталась. Если солнце красно заходит, то на другой день будет ветрено; если пасолнца является, то это на мороз. Перед ненастьем табак льнет к крыше табакерки, как замечают табачники; перед ведром крышка ослабевает. Горничные наши знают, что после дождя и перед ветром подушки и перины делаются, как они говорят, легче, выше вздуваются. Таким образом, рассматривая собственно поверья, основанные на правильных замечаниях, но не всегда верно применяемые, мы невольно опять возвратились к поверьям сочувственным или симпатическим, как мы и вперед оговорились, сказав, что все принятые нами разряды незаметно друг в друга переходят. Если лучина трещит, когда горит, и мечет искры, то будет ненастье. Это довольно верно; значит, лучина отсырела более обыкновенного и воздух вообще сыр. Если кошка спит, подвернув голову под брюхо, то это зимой на мороз, а летом к ненастью. Сюда же принадлежат поверья и приметы относительно ожидаемого урожая, и между ними есть такие, кои достойны всякого внимания; например: крестьянин замечает, как колос зацветает: снизу, со средины, или сверху; чем ниже, тем дешевле будет хлеб, а чем выше, тем дороже. Другими словами: здоровый и обильный колос всегда должен зацветать снизу; тогда можно надеяться урожая, если град не побьет и червь не поест, и тогда хлеб будет дешев; а чем выше колос зацветает, тем менее он даст, потому что плевелки ниже цвета всегда бывают пусты и не дают зерна, и, стало быть, тем дороже будет хлеб. Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно будет урожай на хлеб. Когда рябина сильно цветет, то будет, говорят, урожай на овес; много ягод на рябине предвещает строгую зиму, может быть, если предположить, что природа заготовляет на этот случай корм для птицы. Посему и заготовляют тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою. Если день Богоявления (января 6) теплый, то хлеб будет темный, т. е. густой; если ночь звездистая, то будет много ягод; а если, во время посева, у жуков под брюхом много яичек (вшей), то будет урожай; если они на передних лапках, то должно сеять ранее, если на средних, то позднее, а если на задних, то еще позже. Последние приметы, вероятно, одна только шутка. На средокрестной неделе великого поста, пост преломляется пополам, пекут кресты, а ребятишек покрывают решетом или кадкой и бьют сверху палкой, чтоб слышали и помнили, как пост переломился пополам. Судя по ценам в день Ксении полузимницы или полухлебницы (янв. 24), заключают об урожае и о ценах на хлеб во весь предстоящий год. С этого дня остается ждать нового хлеба столько же времени, сколько ели старый. Февраль – широкие дороги – 4-го марта Герасима Гречевника. В день 40-ка мучеников, 9-го марта, прилетают сороки и жаворонки, почему и пекут 40 жаворонков. Марта 17-го, Алексия Божьего человека: Алексея с гор потоки, с гор вода, а рыба со стану, т. е., рыба трогается с зимовья и трется под берегами. Марта 19-го Хрисанфа и Дарий; Дарий, желтые проруби, замарай проруби; Марта 25-го, Благовещение, если мороз, то будет много огурцов. Апреля 1-го, Марии Египетской, зажги снега, или заиграй-овражки. Апреля 3-го ап. Иродиона: уставь или заставь соху, пора пахать под овес; когда заквакают лягушки, то пора сеять овес; когда появятся крылатые муравьи, сеют хлеб. Овес сеять хоть в воду, да в пору; а рожь, обожди часок, да посей в песок. В великий четверток мороз, так и под кустом овес; а озимь в засеку не кладут, т. е., не верь всходам с осени. Снегу много, хлеба много, говорит народ. Апреля 16-го, Ирины разрой берега. Апреля 25-го, Великомученика Георгия выгоняют скотину. Если дождь, то в этот год скот хорошо пойдет. Георгий везет корму в тороках, а Никола (9 мая) возом. Мая 5-го, Ирины рассадницы: сеют капусту. Это же время считается ветреным и потому удобным для палов, для выжигания полей, потому что пал, для безопасности, всегда пускается по ветру туда, где не опасно. Мая 13-го, муч. Гликерии, Лукерья-комарница, появляются комары. Мая 14-го Исидора, садят огурцы. Мая 18-го, семи дев: веют первый лен. Мая 21-го Константина и Елены: ранний лен и поздняя пшеница. Мая 29-го, Феодосии волосяницы: рожь колосится. Мая 31-го, Еремия повесь-сетево: т. е., кончай посев. Июня 13-го, Акулины гречушницы: сеют гречиху. 1-го июля, Казанския Богоматери, лучший день для сбора касмахи или червца, который будто собирается изо всей окружности под один куст; кто найдет его, найдет много вдруг. Июня 20, Пророка Илии: если дождь, то будет мало пожаров; всегда бывает гром и где-нибудь убивает человека. В иных местах говорят еще, что в этот день дана воля всем гадам и лютым зверям, а потому и нельзя выгонять скотину в поле. Иные верят также, что в день Рождества Христова скотину не должно выпускать из хлевов. В Стефанов день поят лошадей через серебро. Августа 1-го, происхождение св. Древ: первый Спас; можно есть яблоки. Августа 13-го, Флора и Лавра, кончай посев ржи. Августа 23, св. Луппа, морозом овес лупит; первые утренники. Без воды зима не станет; дожди, потом следуют подзимки, а там морозы, которые разделяются на Никольские, рождественские, крещенские, афанасьевские, стретенские, и наконец мартовские заморозки. Оттепели должны быть: михайловские, 3-го ноября; введенские, 21-го ноября и проч. Августа 29-го, Иоанна Предтечи: не варят щей, потому что кочан капусты напоминает усеченную голову. Сентября 1-го, бабье лето, начало женским сельским работам; сентября 14-го Воздвижение, кафтан с шубой сдвинулся. Октября 22-го, Параскевии-льняницы; пора мять лен. Ноября 26-го, Егорий с мостом, а Никола с гвоздем, декабря 6-го. О зимнем пути говорят: либо недели не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь. Первый прочный, постоянный снег выпадает ночью, а денной сходит; это довольно верно. 12-го декабря, солнце поворотилось на лето, а зима на мороз. Если в день Рождества Христова много инею, опоки на деревьях, то будет урожай на хлеб. В день Наума, 1-го декабря, в Малороссии отдают детей в школу, полагая, что они тогда более ума наберутся.

В южной Руси частью те же, частью и другие поверья, о погоде, урожае и проч., и в особенности замечается игра слов или созвучий подающих повод к поверью; наприм., 23-го июня, Иоанна Предтечи, смешивают с Крестителем и с Купалою языческим и называют день Ивана-Купалы; Пантелеймона (27-го июня) называют Палий и боятся в этот день грозы; празднуют, мая 11, обновление Царяграда, иначе хлеб выбьет градом; июня 24, Бориса и Глеба, называют барыш день, и празднуют его для получения во весь год барышей; если июля 19, в день Макрины, ясно, то осень будет сухая, а если мокро, так ненастная. 26- го января, Ксении полухлебницы или полузимницы, замечают цены на хлеб: если поднялись, будет дорог, если нет, то наоборот. Февраля 9-го, в день Сретения Господня, лето встречается с зимою; коли снег метет через дорогу, то будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя, и проч.

К сему же и частью к предыдущему разряду принадлежат и следующие поверья, не относящиеся до календаря земледельца: если выкинет из трубы, то должно опустить в нее живого гуся: распустив в испуге крылья, гусь, при этом падении, может иногда погасить пламя. Известные пятнышки на лице, вроде веснушек, появляющиеся временно у женщин, называют метежами, и говорят, что внезапное появление их есть верный признак беременности. В этом поверье есть истина; но она отнюдь не безусловна. Телятину есть считают грехом; вероятно,– это произошло от хозяйских рассчетов: во-первых, деревенские коровы перестают доиться без телят; во-вторых же, не расчет съесть теленка, из которого через 2-3 года выйдет полнорослая скотина. Кроме того, почитают грехом есть голубей, как священную птицу; не едят зайцев и всех вообще слепорожденных животных и однокопытчатых, т. е., с нераздвоенными копытами, вероятно, на основании Ветхого Завета. Угря не едят, не признавая его рыбой; а как, по пословице, в поле и жук мясо, то разрешают есть угря, когда в семи городах нельзя будет найти рыбы. Сома не едят, потому что сом чертов конь; рыба эта жирна, не вкусна и не здорова, кроме плеса, который идет в пирог. Раков не везде едят; уральские казаки называют их водяными сверчками и выкидывают из сетей. Зато во многих местах простолюдины не брезгуют грачами, галками и воронами; но сорок нигде не едят; а по уверению бывалых людей, в некоторых местах России запекают в пироги полевых мышей, под названием житничков. Очень умно, если это делается; но я нигде толком не мог о том доспроситься.

Ямщик, если вы нанимаете его на протяжных, ни за что не повезет барыню с кошкой, уверял, что от кошки лошади худеют; от табаку, напротив, по уверению извозчиков, лошади добреют, и потому табак для них кладь желанная. Извозчики, с коими рядились для отвоза из Ромна шерсти и табаку, за провоз последнего делали маленькую уступку. Если верить другому поверью, что чепрак из барсовой кожи вреден для лошади, то можно допустить также однородное влияние кошки; я говорю только, что подобное дело сбыточно, хотя и совсем вероятно. Так например, известное влияние кошки же на змею весьма замечательно: змея не боится самой злой собаки, напротив, самая злая и смелая собака сильно пугается змей; но лишь только подойдет к ней кошка, как змея мгновенно свертывается в клубок и, схоронив голову, лежит не смея дохнуть, не бежит, не защищается, и кошка смело ее грызет. Индюшки также заклевывают змей, преследуя их с остервенением; овцы пожирают ядовитых тарантулов, от укушения коих другие животные умирают, по крайней мере, долго хворают.

Суеверие, будто у скопы ядовитые когти, вероятно, вышло просто из того, что скопа довольно странная птица, соединяющая в себе свойства хищных и водяных птиц; она питается рыбой, хватая ее не клювом, а когтями.

Выше говорили мы об остатках язычества; христианство вытеснило их из области веры, и они нашли приют в поверьях или суевериях.

Нельзя не отнести сюда всех суеверных обрядов, соединенных у простолюдинов с обрядами веры; их много; все пересчитать трудно. Обращаются, например, в известных случаях, с молитвою исключительно к тому или другому св. угоднику, полагая, что тогда молитва будет лучше услышана; молятся от слепоты – Казанской Богоматери; от глазных болей – Мине Египтянину, Лаврентию Архидиакону, Логину сотнику; от болезней вообще, Богородице Всех Скорбящих; от головной боли – Иоанну Предтече; от зубной боли св. Антипию; от лихорадки – св. Марою, также Фотинии или Василию Новому; от грыжи, – Артемию; от бесчадия, – Роману чудотворцу, также св. Ипатию; от трудных родов: – Богородице Феодоровской или св. Екатерине, если муж возненавидит жену – св. Гурию, Самону и Авиве; о согласии супругов – св. Евангелистам; о здравии младенцев – Богородице Тихвинской, Симеону Богоприимцу; от родимца – св. Никите; от оспы, Конону Саврийскому; о просвящении разума на грамоту – Козме и Демиану; на иконное писание: Иоанну Богослову; о сохранении от смерти без покаяния, – св. Палсию; об изгнании лукавых духов – св. Нифонту, или Марофу; о сохранении целомудрия – Мартимиану, Иоанну многострад., Моисею Угрину, Финаиде; от запоя – Вонифатию, также Моисею Мурину; от грозы – Богородице Неопалимой Купины, также Никите Новгородскому; о ведренной погоде – св. Илии; от потопа и беды на войне и на море – св. Николаю Чудотворцу; от скотского падежа – св. Медосту, также Власию; от конского падежа – св. Флору и Лавру; о сохранении скота от зверя – св. Георгию; он же защитник девиц и покровитель сельских работ; об овцах, св. Мамонту, или св. Анастасии; о свиньях, – св. Василию Великому; о пчелах – св. Зосиме и Савватию; о курах – св. Козме и Демиану, или св. Сергию; о гусях – св. муч. Никите; о рыболовстве – св. Ап. Петру; о добром сне и грезах – девяти мученикам; от вора и обидчика, Иоанну Воину; о обретении покражи и бежавших рабах – Феодору Тирону; о укрощении гнева человека – Прор. Давиду; от очарования – св. Киприану и Устинии, – и проч.

Многие из принадлежащих сюда поверьев до того тесно связаны с народною поэзиею, что настоящий их источник не всегда может быть указан, особенно при малых сведениях наших о дохристианском русском мире, в существе своем также поэтическом. Сюда принадлежат обычаи, поверья и обряды в различные праздники, столь подробно описанные г. Снегиревым. Наприм., игры и обряд на Ивана Купала, колядованье на Рождество, щедрованье на Новый год, семик и проч. Сюда же принадлежит поверье, что в пятницу грешно работать, а наши субботники, или русские жиды, шабашат в субботу; также обычай опахивать в полночь деревню, впрягая девок в соху, чтобы избавиться от мора, от скотского падежа, бабы и девки едут, верхом на помелах и лопатах, и убивают до смерти первую попавшуюся навстречу живую тварь; это неистовые вакханалии, шабаш ведьм, где в прежние времена нередко случались убийства, для избавления околотка от чумы. Вместо того заливают также в одну ночь во всей деревне огонь, а там разносят по всем дворам древесный или живой огонь, добытый трением; для него устраивают род деревянного точила, которое после хранят в тайном месте. Этим же огнем поджигают разложенное в разных местах курево. Это средство известно по всей южной и восточной границе России, начиная с Черного моря до Китая. Есть еще иное средство от падежа на скот: должно согнать с вечера внезапно весь скот на один двор и обставить его строго караулом; с рассветом хозяева должны сами разбирать скотину, каждый свой, выпуская ее осторожно по одной из ограды; останется одна корова лишняя, ничья: это-то и есть самая моровая, или коровья смерть, и ее должно взвалить на поленницу и сжечь живьем. Эти поверья постепенно переходят к поэтическим вымыслам, в коих видна игра воображения, или дух времени, или просто иносказание и народная поэзия, принимаемая ныне нередко в прямом, насущном смысле за наличную монету. Например: в благовещенье птица гнезда не вьет; если же она завьет гнездо или проспит заутреню, то у нее на время отымаются крылья и она делается пешею. К последнему поверью, вероятно, подали повод подлини, птица, у коей правильные перья вылиняли и которую тогда можно ловить руками. В день 40-ка мучеников, 9-го марта, когда пекут жаворонков, уверяя, что они непременно в этот день прилетают, говорят также, что сорока положила уже 40 палочек в гнездо свое. В южной России, ласточка есть представительница чистоты христианской; воробей же, напротив, представитель жидовства. К поверью, что птица в благовещенье не вьет гнезда, присовокупляют: кроме окаянного воробья, который не знает праздника. В день Благовещенья и в Светлое Воскресенье, между заутреней и ранней обедней, солнышко от радости играет, в чем нетрудно убедить кого угодно, заставив его смотреть прямо на солнце, оно заиграет в глазах. В Петров день, 29-го июня, солнце играет радугой на восходе, то выказывается, то опять прячется; в ночь Иоанна Крестителя, на 6-е января, вода в проруби играет и плещет. Если курица снесет яйцо в Благовещенье и его подсунуть наседке, то непременно выйдет урод. Во все время между рождеством и масленой, где целый ряд праздников, грешно прясть. Если девка или баба шьет, работает в заговенье, или по праздникам, то у нее будут заусеницы и ногтоед. Кто в ночь родительской субботы, после трехдневного поста, придет с молитвой на погост, тот увидит там тени тех, кому суждено умереть в течение года. Поверье это принадлежит южной России и Украине. Есть много преданий о том, что испытали и видели на том свете обмиравшие и очнувшиеся впоследствии люди: страшные для суеверов рассказы эти обыкновенно оканчиваются тем, что трех слов нельзя сказать, нельзя выговорить; это было им запрещено и язык отымается при всякой к тому попытке; а этих-де трех словах и заключается все главное и существенное. На Украине каждый человек, отговев, покупает вязанку бубликов (баранков) и делит ее со всеми приятелями, чтобы увидеться с ними на том свете. При первом ударе колокола, во время благовеста, мужик не перекреститися; за вторым перекрестится, за третьим поклонится. Коли звезда падает, то это ангел за душой усопшего полетел; а если успеешь, не дав угаснуть этой искорке, пожелать чего-нибудь, то оно исполнится; ангелы на этом перелете никому ни в чем не отказывают. Остригши ногти, собирать обрезки в одно место; на том свете придется по крутой горе лезть и ногти пригодятся. Это поверье принадлежит раскольникам. Для той же причины не велят бить кошек; они тогда снабдят из дружбы своими когтями. Когда убирают под венец невесту, то почетная, счастливая супруга должна ей вдеть серьги; тогда молодая будет счастлива. Исстари водилось, что брат невестин или другой мальчик должен в продолжение девишника укладывать жениховы подарки, на дому у жениха, который привозит их невесте; мальчик же должен обуть невесту под венец, подвязать ей подвязку и продать жениху косу ее; молодая, в знак покорности, разувает молодого, у которого в сапогах плеть и деньги; ударив жену слегка, он ее награждает. У крестьян, новобрачных укладывают не в жилой избе, а пустой клети или другом месте; стелют постель из снопов, и кладут именно 21 сноп; дарят младенца на зубок, дарят и родильницу, подкладывая тайком деньги под подушку. Во время венца кто первый из новобрачных ступит на подножие, тот будет властвовать; у кого свеча длиннее остается, или у чьих дружек, тот долее проживет; если венец, для облегчения не надевают на голову невесты, то народ считает такой брак недействительным, незаконным, и предсказывает беду; если же над головою уронят венец, то и подавно. Молодых иногда осыпают деньгами, хмелем и хлебом; впрочем, большая часть сих и множество других, сюда относящихся, обычаев, не принадлежат собственно к поверьям, а именно к обычаям и к числу празднеств. В иных местах кладут под порог замок, в то время, когда молодые идут к венцу, и лишь только они перешагнут порог, как вещие старухи берут замок, запирают его и хранят, а ключ закидывают в реку; от этого молодые будут жить хорошо. Если баба заспит младенца, то он, по народному поверью, делается оборотнем, или по крайней мере не будет принят в число праведников. Кроме того, мать должна идти на покаяние и стоять 3 ночи в церкви, очертившись кругом; в первую ночь бесы будут только дразнить и казать ей младенца; во вторую будут его мучить и приглашать ее, чтобы она вышла из круга и взяла его; в третью замучат его в глазах матери до смерти, а сами исчезают с первыми петухами, покинув труп. Мать должна вынести все это; если же она перешагнет заветный круг, то сама сгинет. В старину родители иногда скрывали крестное имя дитяти, его называя вовсе иным, в уверенности, что человека нельзя испортить, изурочить, не зная имени его. Есть изредка также обычай, особенно когда дети не долговечны, чтобы вслед за народившимся младенцем выйти на улицу, дать ребенку имя первого встречного человека и даже звать этого человека в кумовья. В прощеный день (воскресенье, перед чистым понедельником) дарят друг друга куличом, или огромным пряником (фигура), с солдатиками или надолбами по краям и с чашкой посредине; такой же пряник везут молодые, на другой день брака, к родителям, которые им кладут деньги или подарки на пряник. Если смочит поезд свадебный, то это счастье, как и вообще дождь означает благодать, обилие. Усопших младенцев непременно подпоясывать: во-первых, для того, чтобы их на том свете по первому взгляду можно было распознать от татарчат и жиденят; во-вторых, чтобы малюткам, гуляя по вертоградам небесным, можно было собирать за пазуху виноград. Если ребенок умирает, то подать его нищенке Христа ради в окно; коли та, ничего не зная, примет его, помолится и посадит под избой, то будет жив. Затмения, как известно, предзнаменуют, в глазах народа, бедствия, чему верили невежды почти во все времена и во всех землях. Явления эти весьма приноравливались к событиям настоящим, будущим или прошедшим и по необычайности своей всегда поражали умы народа и настраивали их на ожидание чудес или бедствий.

У раскольников есть много странных поверьев, нередко порождения довольно дикого, необузданного воображения, кои иногда основаны на безграмотной игре слов: кто пьет чай, отчаивается от Бога; кто пьет кофе, налагает ков на Христа; хмель и табак произросли на могиле знаменитой блудницы, – хмель из головы, а табак из чрева. На этом основании вероятно хмель считается у них благороднее табака, многие раскольники не чуждаются его, тогда как табаку все они не терпят, называя его смертельным грехом. Раскольники в особенности настоятельно требуют, чтобы остриженные ногти класть с ними вместе в гроб, и даже носят обрезки эти в перстнях. Земля, по народному поверью, лежит на трех рыбах, китах или даже на четырех; но один из них умер, отчего и последовали потоп и другие перевороты; когда же перемрут они все, то последует преставление света. Между тем, когда киты эти, отлежав бока, начинают оправляться да повертываться, то бывает трус, землетрясение. Иные, напротив того, утверждают, что свет стоит на трех слонах. Прежде нас жили на свете волоты, великаны, после нас будут пыжики, т. е. карлы. Народное поверье волотам назначает место жительства в вологодской стороне; вероятно этому подало повод одно только сходство звуков. Народ ожидает преставления света непременно в одну из великих суббот, перед Троицей. Если по торной дороге подымается столбовой вихрь, то это чертова свадьба, ведьма с сатаной венчается, или, по крайней мере, возится; а потому, если кинуть в вихорь этот нож, то он будет в крови. Чума летает уткой, а голова и хвост у нее змеиные. Не садиться по 13-ти человек за стол и не подавать другому соли; эти два поверья, как всякому известно, напоминают измену Иуды. Не дарить ни ножа, ни ножниц, не принимать булавки, разве уколоть слегка передателя, или отдать грош, т. е. купить вещи эти. Взяв от соседа прививку плодовую, или отводок, также должно положить около дерева копеечку, чтобы ветка хорошо принялась. Молодых супругов сажают на мохнатую шубу, в ознаменование привольной жизни; велят также стричь ребенка на шубе: богат будет; когда ребенок впервые пойдет, то черкнут ножом по земле между ног, что и называется перерезать путы. Если у ребенка долго зубы не режутся, то проколоть черному петуху гребешок, костяным или деревянным гребнем, и кровью помазать десны. Это поверье, принадлежа отчасти к разряду симпатических средств, конечно, придумано для того, чтобы успокоить встревоженную мать, при таких обстоятельствах, где человеческая помощь невозможна. Советуют также надевать ребенку ожерелье из рачьих жерновинок, носить фиалковый корень и проч. Пожар от грозы заливать парным молоком от черной коровы. Коли черная корова свечера впереди стада идет на село, то день будет ненастный, коли белая, ясный. Коли корова перестанет доиться, то кто-нибудь из счастливых в семье, обыкновенно девушка или ребенок, должны выкупить ее у хозяйки или у коровницы, за грош; корова называется с того времени собственностью покупателя и будет опять доиться. Коли корова доится с кровью, что между прочим случается-де оттого, когда под брюхом у нее пролетит невзначай ласточка, то подоить ее сквозь обручальное колечко хозяйки; ласточка же пролетает под коровой в наказание за то, когда кто разорит у нее гнездо. Чтобы предупредить порчу свадьбы от недоброго кудесника, который-де не только сделает, что кони не пойдут со двора, но, пожалуй, оборотит и гостей и молодых в волков, все гости и поезжане опоясываются, сверх рубахи, вязаным, а не плетеным, пояском, в котором тьма узелков. Колдун ничего не может сделать, не развязав сперва всех узелков, или не сняв с человека такой поясок. Крестьяне рассказывают, что такие оборотни, т. е., волки, бывшие когда-то свадебными гостями, попадаются; если подобного зверя убьешь, то на нем, к крайнему удивлению всех крещеных людей, найдешь под шкурой красную рубаху, – но только без опояски! Так дорого можно поплатиться иногда за небольшую оплошность! Есть поверье, что ворон купает детенышей своих в великий четверток, и приносит для этого воду в гнездо свое в выеденном яйце. Ворон, ворона, грач, сыч, сова, филин, пугач, иногда также сорока и кукушка, – почитаются зловещими птицами, и притом не только у нас, но почти повсюду. Если ворон и филин кричат, сидя на кровле, то в доме быть покойнику. Ночные птицы получили прозвание зловещих, конечно, за дикий, неприятный крик, который, среди глухой ночи, иногда чрезвычайно неприятен; так наприм., пугач, большой лесной филин, завывает точно как человек, зовущий отчаянно на помощь; а иногда, как ребенок; иногда хохочет, стонет или ржет. Нет сомнения, что пугачу надобно принять на свой счет большую часть того, что рассказывают о лешем. Суеверы носят при себе когти филина, чтобы отвратить от себя зло. Ворон, ворона, сорока, грач, вероятно, попали в этот разряд, как полухищные, жадные к падали и до нестерпимости крикливые, вещуньи. Иногда загадывают, сколько лет кому жить, и считают, сколько раз кукушка кукукнет. Отчего вообще птица, залетевшая нечаянно в покои, особенно воробей, предзнаменует бедствие, смерть в доме и проч., этого объяснить не умеем; но птичка, залетевшая в чистом поле прямо в руки, а равно и гнездо, свитое где-нибудь в доме, бывает, как думают, к добру. Не велят бранить пойманного сома, хотя это для рыбаков не находка, стращая тем, что водяной черт за такую брань отомстит. Ласточку, голубя, пигалицу и синичку, по мнению народа, бить грешно, за это бывает падеж на скот. Есть еще поверье, что если собаки ночью воют или когда они роют норы, то будет в доме покойник. Много раз уверяли тут и там люди, что собаки, лошади или другая домашняя скотина предчувствовали, предугадывали смерть хозяина, и что животные показывали это воем, мычаньем, ржаньем, ночным топотом, необычайною пугливостью, страхом и проч. Там, где подобное предчувствие относится до внезапной, насильственной, смерти, оно во всяком случае необъяснимо, а потому уже слишком невероятно; но нельзя оспаривать возможности того, чтобы какое-либо животное не могло чувствовать, не знаю каким чутьем или чувством, невидимой для нас перемены, происшедшей с таким человеком, который по состоянию своего здоровья не может прожить более известного и весьма короткого срока, который обречен уже тленью, носит в себе ничем не утолимый зародыш смерти, и поэтому самому, может быть, в испарине своей, или Бог весть как и где, представляет для некоторого рода животных нечто особенное и неприятное. Я не утверждаю всего этого; я только не отвергаю такую возможность. Опытные врачи, фельдшера, сиделки и хожалки видят иногда по первому взгляду на больного, что его спасти нельзя. Иные утверждают даже, что слышут это чутьем, по испарине; почему же другое существо, или животное, не может видеть или слышать то же самое, но только еще горазд ранее, может быть, накануне, или даже несколькими днями прежде нас? Как объяснить себе чутье, которое безошибочно указывает собаке, что на таком-то месте пробежал заяц, причем собака еще знает, до какой степени след этот свеж, и что всего мудренее, в какую сторону заяц пробежал, взад или вперед?

Есть чисто шуточные поверья, или лучше сказать, просто, шутки, в кои однако же иные свято верят; наприм., когда стоят жестокие морозы, то должно с вечера насчитать 12 лысых, поименно, назвав последним самого лысого, у которого голова как ладонь, от бровей до затылка: на нем мороз лопнет. Когда в бане моют барчонка, то приговаривают: Шла баба из-за морья, несла кузов здоровья; тому, сему кусочек, тебе весь кузовочек; а когда окачивают водой: С гоголя (гуся) вода, с тебя худоба; вода б книзу, а сам бы ты кверху; сороке б тонеть, а тебе бы толстеть, и проч. Девиц умывают с серебра, чтоб была девушка бела и богата; это называется умыться водой, в которую, при первой весенней грозе, брошена серебряная ложка. Чтоб быть белой и чистой, девушки моются также первым снегом, с кровли бани. Если все девочки родятся, то в этот год войны не будет; если ребенок наперед станет говорить папа, а также если младенец родился с косичкой, то вслед за ним родится сын; а если заговорит мама, то дочь. Сидеть между двух сестер или братьев, значит вскоре жениться, или замуж выйти. Правая ладонь чешется – отдавать деньги, левая – получать; локоть чешется – на новом месте спать; переносье чешется – о мертвом слышать; кто щекотлив, тот и ревнив; за первым вешним громом выбежать умыться дождевой водой, с золотым кольцом на пальце, или ухватиться за карман, в котором деньги, что делают также, увидав молодой месяц, и сказать, при деньгах! – богат будешь. Если зеркало поднять над головой, так, чтоб в нем отразился молодой месяц, то увидишь столько лун, сколько луне дней. Эта шутка основана на том, что при таком косвенном отражении месяц в зеркале точно двоит и, пожалуй, иногда семерит. Если волосок из ресниц вывалится, положить его за пазуху, будет подарок. У кого редкие зубы, не будет долго жить. Если забывшись ляжешь спать в одном чулке, то приедет тот, кого ждешь. Если булавку на полу увидишь к себе головкой, то это хорошо, а к себе острием, худо. Если брови свербят, будешь глядеть на потных лошадей, т. е., принимать гостя; выщербленные деньги обещают прибыль, и поэтому их должно хранить в кошельке. Когда у детей падают зубы, то велят стать тылом к печи, закинуть зуб через себя и сказать: мышка, мышка! на тебе костяной зуб, а мне дай железный; или: на тебе репяной зуб, а мне костяной. Смешное и глупое поверье, что икота есть беседа души с небом вероятно также было сначала неуместной шуткой; кому икается легко, того добром поминают, а при тяжелой икоте, за глаза бранят. Когда лошадь дорогой распряжется, то что-нибудь дома нездорово, либо жена изменила, если сам хозяин в дороге. Если мышь попортит часть свежего товара, то купцы утешаются тем, что товар от этого скоро и хорошо с рук пойдет. Если кто в беседе скрестит незаметно ноги, нога на ногу, то от этого последует всеобщее молчание. Если кто плюнет себе на платье, то это означает, что скоро будет обнова. В новый год должно надеть обновку; тогда их много будет в течение года. Другие толкуют, что плюнуть на себя, значит терпеть напраслину. Кто ущемит платье в дверях, выходя из дому, тому скоро в этот же дом возвратиться. Если из вязанки дров вывалится полено, то будут гости. Кто поперхнется в разговоре, тот хотел соврать; кто поперхнется первым глотком, к тому спешит обеденный гость. Обнову предвещает и то, когда собака, став перед кем, потянется. Если уши горят, то заглазно над тобой издеваются; если в ушах звенит, то загадывают что-нибудь и спрашивают: в котором ухе? когда отгадают, то загаданное сбудется. Если в беседе чихнешь, то это подкрепляет истину того, что говорится. Кроме того, иные говорят, что чихнуть в воскресенье, значит в гостях будешь; в понедельник, прибыль будет; во вторник – должники надоедят; в среду, станут хвалить; в четверг, будешь сердиться; в пяток, письма или нечаянная встреча; в субботу, о покойнике слышать. Если у женщины, при одевании юбки, подол случайно загнется, то предсказывают ей роды. Если каша или пирог-баба подымется из горшка и наклонится в печь, то к добру; если же из печи, то к худу. Если кузнечик кует в доме, то иные уверяют, что он выживает из дому. Счастливый сын походит на мать, а счастливая дочь на отца. Самовар играет, гостей зазывает, кто мимо пойдет, зайдет. Невзначай свечу погасить – нежданный гость. Булавочка из наряда молодой хранится подругами и обещает счастье, а девушке скорое замужество. Свеча грибком нагорела – будет письмо, и с той стороны, куда нависла. Если шутка эта не в связи с поверьями о ведьме, то она просто придумана для потехи; но я знал помещиц, кои читали Сю и Занда, а строго придерживались помела и кочерги. Кто невесел, с утра брюзжит, встал левой ногой с постели. Кто утрет лицо первым яичком рябенькой курицы, у того не будет веснушек. Руки горят – бить будешь; руки стынут – кто-нибудь тебя злословит; если мужчина белоручка, то невесте его не быть красавицей; нагорела свеча – долгоносая невеста; кошка умывается, сорока у порога скачет, самовар поет, полено дров из беремени повалится, нечаянно свечу погасить, все это значит: будут нежданные гости. Теплая или холодная лапа у кошки означает добрых или недобрых гостей. Чулок или рубашку наизнанку надеть, потерять подвязку, остегнуться пуговкой – пьян или бит будешь. Не строить нового дома под старость, не шить обновы, в особенности белья, иначе скоро умрешь; эти поверья, может быть, частью придуманы наследниками, чтобы удержать стариков от безрассудного мотовства, а может быть, возникли и оттого, что, затевая житейское, старику и старушке поневоле приходит в голову близкий конец их, а это, для многих, воспоминание неприятное. Кроме того, весьма нередко случается, что, затеяв под старость обшиваться и строиться, человек умирает, не покончив дела, и это в таких случаях служит подтверждением суеверью. Я знал в Москве старушку, богатую вельможу прошлого века; она уже лет 20 не шила на себя белья, ни за что не соглашалась к этому, считала всякого, кто ей о том говорит, смертным врагом своим, и ходила в таком белье, на котором, кроме подновляемых по временам заплаток, не оставалось ровно ничего.

Народные приметы – взяли свое похождение от наших предков. По них предсказывали как ближайшие, так и отдаленные события, которые чаще всего сбывались. Эти приметы сбереглись до современного времени.



Многие люди до сих пор верят в эти приметы, которые остались популярные в наш развитый век. С давних времен люди постоянно следили за тем, что происходило вокруг с природными явлениями, они старались предугадать изменение в среде. В основном народные предметы касались сохранения урожая, женитьбы и домашнего быта.


Распространенные приметы


Среди самых распространенных народных примет можно отметить следующее:


1. Если осенью поспела рябина – зима будет морозная и долгая.


2. Большие сильные снегопады зимой – значат весной быть потопам и разливу рек.


3. Комары, которые появились поздней осенью, это свидетельствует, не холодной зиме и без сильных морозов.


4. Если весной нет паводка – будет летом засуха.

5. В последние дни лета зацвели анютины глазки, или клевер, можно ждать теплую осень.




С давних времен главными были свадебные приметы. Ведь они предсказывали дальнейшую судьбу мужа и жены.


1. Вовремя, когда будущая семейная пара идет в загс или церковь, им запрещено оборачиваться позади себя, потому что в этот момент подсознательно они возвращаются домой. Мира и согласия в такой семье не предвидеться.


2. Во время росписи когда молодая держит суженого под руку, она создает энергетический круг. Никого между собой пропускать не желательно, а даже запрещается, это делается для того что бы нечистая сила не проникла в их союз, никто не сглазил и не было разрушенным счастье.


3. Всегда считалось, что обручальные кольца хранят супругов от стрессов, завести. Постоянно кольца носили на безымянном пальце, люди считали, что палец управляет солнцем, знак чистой любви. Нельзя обручальное кольцо давать никому мерить, через риск отдать благополучие и счастье.


4. Венчаться нужно с хлебом и солью. Хлеб и соль – это оберег от сглаза и болезней. Это атрибуты, успеха, уюта, внутреннего покоя, богатой и беззаботной жизни. На хлебе должна быть солонка, так как солонка символ женщины, а так же оберег от сглаза и порчи. Солонку нужно подбирать овальной формы. Супругам нужно откусить по кусочку хлеба.


5. Домой свою жену муж должен занести на руках в знак легкой жизни. Он должен наступить на полотенце и расколоть на нем несколько тарелок. После, тарелки выбрасываются, а полотенце хранят всю жизнь – оно является оберегом от несчастья и болезней. Бокалы мужа и жены хранят всю жизнь, так как они несут счастье.


6. На венчание молодые идут одной дорогой, а возвращаются другой.


7. Женщине нельзя давать примерять друзьям фату или платье, что бы уберечь семью от ссор.




Домашние приметы


Для постройки домов было множество обрядов, которые притягивали в жилище мир и покой. В каждый угол будущего дома бросали пшеницу, шерсть, монеты.

Сверхъестественное и нечто таинственное всегда привлекало человечество.Верить приметам или нет - личное дело. Но даже те люди, которые не считают себя суеверными, инстинктивно не любят просыпать соль и встречать на дороге черных кошек.

А ещё есть примета, что примета не работает, пока о ней не знаешь. Поэтому бывает полезно знать некоторые приметы, которые помогают наладить отношения с деньгами.

Желание человека защитить себя и создать вокруг положительную среду для благополучной жизни со временем привело к такому понятию, как суеверие.

Причём в разных странах вера в подобные магические силы отличается. Ни для кого уже не считается секретом, что русский народ является весьма суеверным.

1. Нельзя ничего делать в пятницу, 13-е.

Вера в ужасный день, пятницу 13-е предположительно появилась из вольной трактовки Ветхого завета. Якобы именно в этот день Каин убил своего брата Авеля. Со временем эта легенда обросла огромным количеством домыслов, превратив цифру 13 в ужасный знак бед и несчастий. Например, в тайной вечере насчитали 13 участников, а предательство Иуды впервые упоминается в 13-ой главе Евангелия.

Со временем боязнь 13 только усугубилась. Так, например, Франклин Рузвельт никогда не путешествовал 13-го числа, в некоторых больницах нет 13-ой палаты, а в некоторых отелях 13-го этажа. А в семье, где есть тринадцать детей, один из них обязательно вырастет преступником.

2. Нельзя передавать что-либо через порог.

Скажите, ну разве вам не знакомы люди, которые никогда не здороваются, и тем более не передают ничего через порог? Как думаете, откуда это странное суеверие взялось?

Всё дело в том, что в древние времена прах предков хранился под порогом дома, и тревожить их, передавая что-либо через порог, считалось крайне опасным.

Именно поэтому нельзя и сидеть на пороге, который до сих пор считается границей между двумя мирами – безопасным домом и враждебным миром, или и того страшнее – миром живых и миром мёртвых.

3. Нельзя возвращаться с полдороги.

Это суеверие так же связано с порогом и именно с его функцией границы между мирами. Не достигнув цели, человек возвращается домой ослабленный, и именно на пороге-границе его может ждать что угодно - от оскорблённых излишним беспокойством духов предков, до сущностей, мечтающих просочиться в наш мир. Чтобы нейтрализовать неудачи, притянутые возвращением, снова уходя, стоит посмотреть в зеркало, способное удваивать силы и энергию человека.

4. Нельзя дарить часы.

Даже сейчас, в наш просвещённый век, такой подарок как часы считается нежелательным. Почему же?

Поверье это пришло к нам из Китая, где считается, будто получить в подарок часы считается приглашением на похороны. У нас же считается, что подаренные часы будут отсчитывать срок дружбы с человеком, а то и считать время оставшейся ему жизни. Кроме того, стрелки часов относятся к острым предметам, которые, вместе с колющими, дарить крайне не рекомендуется, дабы избежать ссор и взаимных обид.

Чтобы нейтрализовать разрушительное действие часов, нужно попросить за них монетку - тогда будет считаться, что часы вы не подарили, а продали.

5. Нельзя отмечать сорок лет.

Сорок лет – единственный юбилей, который не принято отмечать, тем более для мужчин.

В основе этой традиции лежит представление о связи числительного «сорок» со смертью.

Предположительно, это связано с тем, что ещё в Киевской Руси было принято «проверять умерших» на нетленность, и в XVII веке срок, по которому определялась нетленность мощей, был установлен в 40 дней. Поэтому число «сорок» прямо связывалось с похоронами. Тем более оно так «созвучно» с поминальным, сороковым днём по смерти, да и вообще, во всех религиях считается фатальным.

Соответственно, тот, кто празднует сорокалетие – не проявляет должного уважения ни к умершим, ни к самой смерти, а значит, навлекает на себя болезни, неудачи, а то и гибель.

6. Нельзя сразу выходить из дома, а нужно «присесть на дорожку».

Эта примета основана на предавней вере людей в добрых и злых духов, управляющих миром. Считалось, что домашние духи цепляются к человеку, мешая ему в дороге и пытаясь вернуть обратно, а значит хорошей дороги не будет. Присев перед долгой дорогой, духов можно обмануть - они подумают, будто никто никуда уже не едет, и потеряют бдительность. А это значит, что отправиться в путь можно будет без лишнего «багажа». Кстати, эта примета перекликается с запретом на возвращение с пол дороги. Духи могут разозлиться на то, что их обманули, и причинить ещё больше пакостей в дороге.
Тем более, у этой приметы есть и практическое объяснение - перед дальней дорогой всегда полезно присесть, привести в порядок мысли и ещё раз всё обдумать.

7. Нельзя есть с ножа.

Говорят, если есть с ножа, станешь злым. Почему так? Всё дело в том, что такой привычный нам нож имеет древнюю и богатую историю.

Нож – одно из первых и главных орудий защиты и добычи пищи человека, а значит с самого начала времён, он был не просто куском металла, а предметом, имеющим сакральное значение.

Нож считался не только орудием труда, но и орудием защиты - как от реальных опасностей, так и от всяческой нечисти. Такой важный магический предмет требовал к себе особого отношения, и использовался только после проведения особых ритуалов. Есть с него - означало гневить духов, которые и делают человека злым и агрессивным.
Кроме того, таким образом можно банально порезаться.

8. Нельзя ничего подбирать на перекрёстке.

Перекрёсток всегда считался местом мистическим, где в прямом смысле пересекаются миры - наш и невидимы. На перекрёстках проводится огромное количество ритуалов, которые не всегда направлены на добро и справедливость. Многие люди, проходя через перекрёсток, говорят, будто ощущают там непонятное беспокойство. Вполне вероятно, что в действие вступает сила самовнушения, а может и нет…

Считается, будто если «перевести» болезнь или несчастье на какую-нибудь вещь, и выбросить её на перекрёсток, её заберёт нечисть. Именно для того, чтобы не забрать себе чужие неприятности, и не стоит ничего подбирать на перекрёстках, ведь чем дороже найденная там вещь, тем серьёзней беда или болезнь, сведённая на неё.

9. Нельзя ходить в одном башмаке.

Данную примету соблюдали во все времена. Старые люди говорят, что если человек позволяет себе ходить в одном башмаке или в одном тапке, то он очень рано становится сиротой. Еще в Библии сказано: «Каждой твари по паре». Обувь всегда символизировала единение. Два башмака – это пара. Разъединяя пару обуви, вы разъединяете тех, кто дал вам жизнь. А это ваши родители. Пол беды, если у ваших родителей не сложилась совместная жизнь, и они просто разойдутся. А если в семье настоящая любовь, то кроме смерти ничего не сможет разъединить любящие сердца.

10. Нельзя выносить мусор после заката солнца.

Это, наверное, самая популярная у мужчин примета) В принципе, её знает каждый, но вот не всем известны её корни.
Во-первых считается, что если вынести мусор после захода солнца, о вас будут ходить сплетни, и это неудивительно – с какой бы радости выносить из дома что-то под покровом темноты?

Ведь соседи бдят и не переминут обсудить то, почему же вы так прячете свой мусор. Ещё говорят, будто, вынося мусор ночью, вы выносите из дома деньги, но это логическому объяснению не поддаётся абсолютно. Еще одно объяснение связано с верой в добрых и злых духов.

Для того, чтобы добрые духи вошли на ночь в дом (естественно чтобы защитить домочадцев от духов злых), нужно подготовиться к их визиту и вынести из дома весь сор. Кто не успел, тот опоздал, и смысла в выносе мусора, соответственно и нет.

11. Черная кошка

Как всем известно, русские суеверия или по-другому их ещё называют - приметы, в зависимости от их предназначения, могут приносить удачу или неудачу. Давно знакомо, что, если перебежала дорогу чёрная кошка, то это - не к добру. Оказывается, такое предвзятое отношение именно к чёрным кошкам идёт из древней Руси.

В то время хозяева боялись выгнать это животное из дома, так как очень им дорожили, считая его членом своей семьи. Бегающая по селу, кошка означала несчастье. Но со временем количество этих бродячих животных становилось всё больше и больше, и данный предрассудок стал относиться только к чёрным кошкам. Ведь издревле чёрный цвет у всех ассоциируется с нечистой силой.

12.Сглаз

Русские верят в сглаз, так называемый дурной взгляд. Особенно это относится к детям и новорожденным. Что самое интересное - дабы избежать этого, нам, наивному русскому народу, стоит лишь постучать по дереву, - и беда якобы обойдёт стороной. А вот для иностранцев сравнение русских - «если нет дерева, то можно и по голове постучать», объясняя, что «эффект будет одинаковым», кажется очень даже забавным!

13.Соль

Да, во что только наш русский человек не поверит, лишь бы предостеречь себя, уберечь от несчастий, чтобы самому создать хорошую судьбу, наивно предполагая, что всё предопределено. Взять даже такую примету с солью, будто, если её рассыплешь, то поссоришься с кем-то из своих близких людей, вот такие они, суеверия русские.

Но и здесь есть своё обоснование. Дело в том, что в Древней Руси соль стоила больших денег. Её утрата могла привести к рукоприкладству. Вот отсюда и такое поверье.

14.Зеркало

Но всё же есть и суеверия, которые были научно обоснованы. К примеру - разбитое зеркало - дурное предзнаменование. Считается, что это может привести к смерти в семье, либо к ссоре с близким человеком. Учёные утверждают, что зеркало забирает у человека негативную энергию. Этим можно объяснить плохое самочувствие, вспышки гнева, раздражение человека, находящегося с разбитым зеркалом.

Но, как сказано выше, не все суеверия связаны с ожиданием чего-то страшного, злого, приносящего беды и несчастья. Одно из наиболее распространённых суеверий, приносящих удачу - это лошадиная подкова. Её обычно прибивают к двери концами вверх. Это поверье объясняется защитой от дьявола, который ходит кругами от одного конца подковы к другому. Именно такое положение не даёт ему возможности спуститься вниз, тем самым защищая семейный очаг от злых духов.

15.Ведро

В деревнях, конечно, примет и суеверий намного больше, чем в больших городах. Всё это объясняется большим свободным временем, не ограниченным городской суетой и возможностью обсуждения среди соседей. Русские суеверия, приносящие удачу и неудачу, передаются здесь из поколения в поколение.

К примеру, - нужно уступать человеку дорогу с полным ведром - иначе можно спугнуть свою удачу. Соответственно, увидев несущего пустое ведро, необходимо быстрее его перейти дорогу, дабы предостеречь себя от неудачи.

16.Луна

Настраивайте себя только на самое хорошее, отсекая от себя, как сорняки, негатив и пессимизм. Помните о том, что мы сами, а не какие то потусторонние силы, будь то хорошие или плохие, строим свою жизнь. И от того сценария, что мы задумаем, будет зависеть не только наша жизнь, но и жизнь наших родных и близких нам людей.

Будьте счастливы! И на всякий случай, ни пуха Вам, ни пера!

Суеверия и приметы имеют большое значение: они подсказывают, когда нас ждет удача, и предупреждают о возможных неприятностях. Но большинство примет часто толкуют неверно, не зная об их истинном смысле.

Русский народ испокон веков считался суеверным. Приметы, основанные на наблюдении, скрывают гораздо больше смысла, чем мы привыкли думать. Например, просыпанная соль сулит раздор в семье и слезы. Почему именно соль? Многие подумают, что эта примета связана со вкусовыми качествами продукта, однако это не так. Сейчас соль стала доступной и дешевой, но в старину ее могли себе позволить только богатые люди. Если на столе в бедной семье появлялся столь ценный продукт, его использовали экономно и старались беречь. Рассыпав соль, виновник навлекал на себя гнев домочадцев. Для нейтрализации данного суеверия достаточно бросить щепотку рассыпанной соли через левое плечо и рассмеяться.

Так или иначе, все суеверия проверены временем и зачастую являются знаками Судьбы. Они предостерегают нас от необдуманных действий, предупреждают о трудностях или, напротив, сулят везение и радость. Эти знания будут залогом счастливой и успешной жизни каждого человека, кто верит в их действие.

Многие сталкивались с выражением «не свисти — денег не будет». По поверьям свист привлекал нечисть и отпугивал домового, охраняющего жилище от негативных посягательств. Свист также призывает ветер, который выдувает из дома финансовое благополучие. Моряки остерегаются свистеть на судне, боясь привлечь сильную бурю. Согласно примете, свистом мы отворачиваем от себя Высшие силы и привлекаем в жизнь неудачи.

Одежда наизнанку

В старину люди относились к одежде бережно и старались сохранить ее как можно дольше. Сшитая вручную, она хранила тепло рук и оберегала хозяина от порчи и сглаза. Небрежное отношение к одежде обычно сопровождалось едким комментарием: «одежда наизнанку - бит будешь». Это выражение означало, что человек лишился защиты и подвержен негативному влиянию извне.

Шитье на себе

«На себе шьешь - память зашьешь». Еще одна примета, означающая, что чинить одежду на себе - подвергаться неоправданному риску. Небрежность никогда не поощрялась, а в давние времена грозила серьезными болезнями и даже смертью. Уколом иглы можно было занести заражение, а при отсутствии лекарств предотвратить заболевание было затруднительно.

Стук по дереву

Считается, что дерево - сильный источник земной силы, способный отвернуть невзгоды. В старину, да и сейчас, люди, услышав нелестные слова в свой адрес или сказав лишнее, стараются отменить негативные последствия, постучав три раза по дереву. Тройка - символ Высших сил - также мистическим образом влияет на благополучный исход. Стук о дерево дополняли троекратным плевком через левое плечо: верили, что этот жест отгоняет нечисть, находящуюся по левую сторону.

Пустое ведро

Встретить человека с пустыми ведрами - к убыткам. В прошлом баба с пустыми ведрами не предвещала ничего хорошего: во времена засухи пересыхали колодцы, и людям приходилось искать воду в отдаленных местах. Часто это было рискованное занятие, ведь ненароком поскользнувшись на берегу реки, можно было упустить ценный инвентарь и больно ушибиться. Сейчас, встретив кого-то с пустым ведром или тачкой, люди сплевывают через левое плечо и произносят: «Чур меня, чур».

Передавать вещи через порог

Порог дома наши предки всегда защищали от негативного влияния, поэтому передача чего-либо осуществлялась только в том случае, если нога человека находилась на пороге. Заговоренные вещи — не редкость и в современном мире, поэтому энергетическая защита не помешает. Если вам что-то передают, встаньте одной ногой на порог и скрестите пальцы - это поможет отменить отрицательное влияние вещи, передаваемой вам.

Сидеть на столе

Стол всегда являлся почитаемым местом у русских. Все трапезы и праздники проходили за вместительными столами, располагавшимися в горнице. Каждому домочадцу было отведено определенное место. Также на столе присутствовала пища, собранная и добытая тяжким трудом, поэтому сидение на столе оскверняло и трапезу, и еду. Сидящий на столе навлекает бедность не только на себя, но и на хозяев дома.

Присесть на дорожку

Раньше путешествия были рискованными занятиями, особенно во времена распутицы. Хищные звери, бандиты и плохая погода могли задержать путешественника и навлечь беду на его голову. «Присаживаясь на дорожку», люди привлекали удачу, ведь помощь родных стен давала уверенность в благополучном исходе любого путешествия.

Черная кошка

Все знают, что перебежавшая дорогу черная кошка - к несчастью. Это суеверие также идет из древней Руси. В те времена черными кошками дорожили и старались не выпускать из дома. Они были своеобразными оберегами от пожаров и являлись хранителями очага наравне с домовым. Одиноко бродящая хозяйская кошка была символом несчастья семьи, из которой она убежала.

Разбитое зеркало

Дорогостоящее зеркало в старину было не таким, каким мы видим его сейчас. В те времена зеркала были не просто дорогими, а статусными вещами, которые говорили о достатке. Сложность в изготовлении и транспортировке хрупкого предмета еще больше поднимала его стоимость. Немудрено, что разбитое зеркало навлекало 7 лет несчастья - именно такой период считали наши предки достаточным, чтобы накопить на новый атрибут.

Угол стола

По поверьям, незамужняя девушка не должна была сидеть на углу стола. Считалось, что она не сможет выйти замуж и останется старой девой. Позже придумали отговорку. Если девушке приходилось тесниться и сидеть там, где не положено, она шепотом произносила: «Жених с углом будет». Это означало, что ее суженый увезет невесту в свой дом и обеспечит крышей над головой.

Плохо метешь - жених кривой будет

Молодым девушкам при уборке часто говорят эту фразу. Она означает, что плохая хозяйка не приглянется порядочному жениху и сосватать ее удастся только неудачнику. Раньше сваты приходили в дом невесты и договаривались о замужестве. Какой хозяйкой покажет себя будущая невеста, такой и будет ее дальнейшая судьба и замужество.

Приметы и поверья также способны привлечь в нашу жизнь удачу и благополучие. Внимательное отношение к ним поможет избежать неприятностей. Помните о том, что чем больше в вашей жизни позитивных мыслей, тем более вы защищены от негативных воздействий. Настраивайте себя на положительные эмоции, смело стремитесь к своей цели.

Поверья и суеверия способны предсказать погоду, хорошие и дурные события, урожай или свадьбу. Русские народные приметы формировались в течение многих веков, они хранят в себе мудрость наших предков. Черная кошка, тринадцать человек за одним столом, сверчок, летающий по избе… Славянам поверье заменяло и прогноз погоды, и биржевую аналитику, и сводку новостей.

Хотите научиться понимать русские народные приметы и применять их на практике? В этой статье вы найдете старинные поверья, существовавшие на Руси в течение многих столетий и бережно сохраненные до наших времен.

Бытовые поверья

Дом и быт - вот что составляло основу жизни простого человека (если честно, то составляет и до сих пор). Конечно, цари, князья да бояре могли позволить себе насладиться заморскими поездками и прочими мыслимыми и немыслимыми развлечениями. Большая же часть населения Руси редко покидала пределы родного уезда. Поэтому многие русские народные приметы связаны с домом и бытом. Судите сами:

  • После обеда забыли на столе ложку - ожидайте гостей
  • Чтобы квашеная капуста не пропала - положи в нее осиновую веточку
  • В доме не ругайся и не сплетничай - цветы завянут
  • После заката деньги не занимают, чтобы в бедность не впасть
  • Локоть чесать - на новом месте спать
  • В одной избе разными вениками не метут (богатство «разойдется»)
  • Чешется правая ладонь - к прибыли, левая - к убытку
  • Надел одежку наизнанку - либо к пьянке, либо битым быть

Как видите, наши предки подмечали знаки судьбы даже в самых тривиальных, на первый взгляд, вещах. Прошли века, но многие народные поверья остаются актуальными и по сей день.

«Худые» (плохие) приметы

Наверное, самой многочисленной группой можно считать «худые» русские приметы, предупреждающие о возможном несчастье. Как тут не вспомнить знаменитую , просыпавшуюся к ссоре соль или разбившееся в доме зеркало! По всей видимости, славяне придерживались принципа «предупрежден - значит, вооружен». Предлагаем и вам ознакомиться с русскими народными приметами, оповещающими о беде:

  • Будешь есть из треснувшей посуды - накличешь на себя беду
  • Если в доме завелась моль, то нужно готовиться к убыткам
  • Стол бумагой не вытирают - это к ссоре
  • Нельзя дарить нож, чтобы не поссориться (нож «продают» за копеечку)
  • Найти пуговицу на улице - к скорой беде
  • На пороге не здороваются и не прощаются, чтобы не поругаться
  • Кирпич выпал из печи - жди большой беды
  • Перед зеркалом не едят, чтобы здоровье и удачу «не проесть»

Действие многих негативных суеверий можно «обратить», то есть, отменить. К примеру, случайно просыпавшуюся соль следует засыпать сахаром, осколки разбитого зеркала - закопать в землю. А если вас страшит черная кошка, резко перебежавшая вам дорогу, то достаточно трижды сплюнуть через левое плечо.

«Добрые» (хорошие) приметы

Далеко не все поверья и суеверия предвещают наступление дурных событий, и это легко доказать. Предлагаем вам ознакомиться с перечнем хороших примет, составленным многими поколениями русских людей:

  • Булавка на одежде от сглаза убережет
  • Незамужняя девушка перед Новым годом порежет палец - скоро замуж выйдет
  • Нашел подкову - повесь над дверью (счастье будет)
  • Случайно разбили посуду - к добру
  • Шея зачесалась - жди веселой встречи с друзьями
  • - значит, в вас кто-то влюбился

Народные поверья предрекают вам удачу - богатство или, быть может, ? В этом случае вас можно назвать настоящим счастливчиком! Ведь вам не только выпал шанс оценить правдивость старинных примет, вы к тому же сможете сделать это совершенно без риска для себя.

Русские суеверия про погоду

Погода имела большое значение для жителей Руси, многие из которых занимались земледелием. Крестьянские семьи зависели от урожая не меньше, чем от барина. Поэтому было очень важно правильно рассчитать подходящее время для посева, чтобы потом не жить впроголодь. А помогали им в этом русские народные приметы:

  • Выдался большой урожай рябины - погода будет морозной
  • Собака всю ночь лает - утро будет туманным
  • Ворона кругами летает над домом - скоро пойдет дождь
  • Корова беспокойно себя ведет - скоро заморозки наступят
  • Воробьи в пыли купаются (к дождю)
  • Птицы низко пролетают над землей - пойдет дождь
  • На окнах выступили морозные узоры - зима будет долгой

Солнышко ли взойдет или будет дождь. Поднимется туман, или град побьет молодые посевы… Если вы хотите побольше узнать о приметах про погоду, то советуем ознакомиться с .

Поверья о животных и птицах

Во времена язычества люди обожествляли многих животных и птиц. В качестве примера можно вспомнить - покровителя путников, торговцев и тех, кто интересуется магическими науками. Славяне не расценивали животных, как «братьев наших меньших». Скорее, они относились к представителям фауны, как к равным. Животные и птицы часто встречаются в народных сказках, былинах, легендах и приметах:

  • Сорока скачет по крыше дома больного - к скорому выздоровлению
  • Кошку нельзя пинать - иначе дети капризными будут
  • Громко «разговаривает» сорока - жди гостей или вестей
  • Если кошка к человеку тянется, то это к обнове
  • На пороге не плюют, чтобы с диким животным (волк, медведь, бешеная собака) не встретиться
  • Если человек поет в лесу и увидит ворону, то он наткнется на стаю волков
  • Слышать крик совы близко от избы - к новорожденному
  • Кукушка летает по деревне - пожару быть

Среди птиц особого внимания заслуживает ворон. Эта мистическая птица в представлениях славян стала проводником между Явью (или миром живых) и Навью - царством мертвых. Существуют многочисленные , как хорошие, так и дурные поверья.

Приметы про нечистую силу

Нашим предкам приходилось «уживаться» с целым сонмом нечистой силы. В лесной чаще человека поджидал леший, который мог запутать все пути и дороги. Русалки заманивали неосторожных юношей на глубину, щекотали их и топили. Банник мог ошпарить кипятком (конечно, если проявить непочтительное поведение и разгневать его). Некоторые русские народные приметы посвящены представителям нечистой силы:

  • До утренней зари в окно не выглядывают - можно черта увидеть
  • Кто, сидя на стуле, ногами болтает, тот черта качает
  • В лесу громко не шуми - иначе леший в чащу заведет
  • На Ивана Купалу в лес пойти - можно клад отыскать
  • На русальную неделю не купаются - сгинуть недолго
  • После заката солнца обходи водоемы стороной (иначе нечисть утащит)

Конечно, далеко не вся «нечисть» стремилась делать пакости человеку. Ведь был еще , в обязанности которого входило поддержание мира и порядка в жилище. Домовой заботился о членах семьи и о хозяйстве. За это ему полагалось подносить угощение.