Сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных. Однородное подчинение придаточных - что это такое? Примеры однородного подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении

Раздел науки о нашем языке, посвященный строению предложений, таит в себе много интересного, а синтаксический разбор может стать увлекательным занятием для тех, кто хорошо разбирается в правилах русского языка. Сегодня коснемся синтаксиса и пунктуации сложноподчиненного предложения, в частности того случая, когда имеется не одна придаточная часть, а несколько. Какие бывают виды подчинения и чем интересно предложение с параллельным подчинением придаточных? Обо всем по порядку.

Сложноподчиненное предложение и его части

Сложноподчиненным (С/П) называют такое сложное предложение, в котором можно выделить главную часть (она несет основную смысловую нагрузку) и придаточную (она зависима от главной части, к ней можно задать вопрос). Придаточных частей может быть две и больше двух, и они могут по-разному присоединяться к основной, главной части. Бывает последовательное, однородное, неоднородное, параллельное подчинение придаточных. Чтобы узнать вид подчинения, нужно обратить внимание, отвечают ли зависимые части на один и тот же вопрос или на разные, относятся к одному слову в главной части или к разным. Более подробно рассмотрим материал в следующем разделе.

Виды подчинения придаточных

Итак, выделяют четыре вида подчинения.

  • Последовательное подчинение - придаточные части зависят последовательно друг от друга, а одна из них - от главной. Я знаю (о чем?), что делать (для чего?), чтобы попасть туда (куда?), куда мне нужно .
  • Однородное - придаточные части отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному слову. Я спросил (о чем?), который час, где мы находимся и как добраться до аэропорта . В этом предложении три придаточных (зависимых) части, все они относятся к слову "спросил" и отвечают на вопрос "о чем?".
  • Неоднородное подчинение - придаточные части также относятся к одному слову, но вопросы к ним при этом задаются разные. Я должен поехать в этот город (зачем должен?), чтобы выполнить все задуманное, (почему должен?) потому что дел накопилось очень много.
  • Параллельное подчинение придаточных - зависимые части относятся к разным словам главного предложения и отвечают на совершенно разные вопросы. (Для чего?) Чтобы успеть на поезд, я должен рано выехать из дома к вокзалу (какому?), который находится в другой части города .

Параллельное подчинение придаточных

В чем разница между различными видами подчинения, мы выяснили. Кстати, в некоторых источниках неоднородное параллельное подчинение придаточных выделяют как один вид. Это присходит потому, что в обоих случаях вопросы к зависимым частям ставятся разные.

Если предложение сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных, то чаще всего одна зависимая часть располагается перед главной, а вторая - после.
Нужно выделить главную, основную часть предложения, определить количество придаточных и задать к ним вопросы. Только так мы убедимся, что перед нами действительно параллельное подчинение придаточных. Если вопросы будут разными, и задавать мы их будем от разных слов, значит, подчинение действительно параллельное. Когда я вышел на улицу, я вдруг вспомнил о том, что давным-давно собираюсь проведать своего приятеля. В этом предложении от сказуемого основной части "вспомнил" мы задаем вопрос "когда?" к первой придаточной, а от дополнения "о том" задаем вопрос "о чем? " ко второй. Значит, в данном случае используется параллельный способ подчинения.

Уметь определять границы частей предложения и правильно задавать вопросы от главной части нужно для того, чтобы не ошибиться при расстановке знаков препинания. Помним, что придаточные части отделяются от главной запятыми, которые ставятся перед союзом или союзным словом, связывающим части сложноподчиненного предложения.

Подведем итоги

Параллельное подчинение придаточных - один из четырех видов подчинения в русском языке. Чтобы определить вид подчинения, нужно выделить простые предложения в составе сложноподчиненного, определить главную часть и задать от нее вопросы к зависимым. Если вопрос одинаковый, то это однородное подчинение, если разные от одного и того же слова - неоднородное, если неодинаковые вопросы от различных слов - параллельное, и если вопрос можно задать только к одной придаточной части, а от нее к другой и так далее, то перед нами последовательное подчинение.

Будьте грамотными!

Только в третьей четверти девятиклассники знакомятся с темой «Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении», но готовятся к экзамену с начала учебного года.

Давайте попробуем разобраться с заданием 13 в тестовой части ОГЭ. Для наблюдения обратимся к рассказу А.П. Чехова «Дорогие уроки».

Напомним формулировку этого задания: «Среди предложений___ найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения». Вместо выделенных полужирным стилем слов могут быть и такие слова: «с неоднородным (параллельным) подчинением » или «с последовательным подчинением ».

Определимся с условными обозначениями, которые нам будут помогать в анализе структуры сложноподчинённого предложения (сокращённо СПП). Для выделения главной части используем квадратные скобки , для придаточной ― круглые (). Мы станем составлять и линейные, и вертикальные схемы предложения.

Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Обратите внимание, что положение придаточной части может быть разным: препозиция, интерпозиция и постпозиция. Приставки в слове "позиция" уже содержат указание на место придаточной части в предложении.

Рассмотрим примеры.

1. Препозиция обстоятельственного придаточного цели: (Чтобы легче дышалось) 1 , [он всегда работает в ночной сорочке] 2 .

2. Интерпозиция обстоятельственного придаточного времени: [На другой день вечером, (когда часы показывали без пяти минут семь) 2 , пришла Алиса Осиповна] 1 .

3. Постпозиция обстоятельственного придаточного времени: [Воротов сильно почувствовал это] 1 , (когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой) 2 .

В первом примере мы обнаружили придаточную часть в начале предложения, во втором - в середине, в третьем ― в конце СПП.

Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Так, в третьем предложении придаточная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (сокращённо ДО).

Определите, есть ли в следующих трёх примерах какие-либо типы осложнений. Какую позицию занимает в них придаточная часть?

2)Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах.

3)Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула.

Вы должны были заметить, что в первых двух предложениях придаточная находится в постпозиции, а в последнем примере ― в препозиции.

Итак, проверяем свою наблюдательность.

2. [Выражение лица у неё было холодное, деловое , как у человека ] 1 , (который пришёл говорить о деньгах) 2 .

3. (Если бы это странное предложение было сделано малолетним) 1 , [то, наверное , она рассердилась бы и крикнула ] 2 .

Линейные схемы очень удобны.

Теперь выясним, какие виды осложнений нам здесь встретились. В первом предложении есть обособленное приложение, выраженное именем собственным, и однородные сказуемые. Во втором ― обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, и однородные определения находятся в главной части. И, наконец, в третьем предложении есть вводное слово и однородные сказуемые в главной части.

Не все эти осложнения мы станем вносить в схемы, так как только однородные сказуемые играют основную роль в строении СПП, и всё-таки будем их иметь в виду.

Теперь познакомимся с типами подчинения в СПП, у которых есть несколько придаточных частей.

Сказать точно, какой тип более часто встречается, трудно, скорее всего, возможны различные комбинации и смешанные случаи, когда несколько типов подчинения могут быть в одном СПП. Но такие примеры на экзамене вы не встретите.

Проанализируем предложение:

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода.

В этом предложении от главной части к двум изъяснительным придаточным задаём одинаковый вопрос "о чём?", эти придаточные части легко можно поменять местами друг с другом, они очень похожи на однородные члены предложения и соединяются с главной при помощи союза ЛИ.

[И он ещё спросил у неё] 1 , (не хочет ли она чаю или кофе ) 2 , (хороша ли на дворе погода) 3 .

Для сравнения двух видов схем предлагаем обе: и линейную, и вертикальную.

СХЕМЫ СПП с однородным подчинением:

Такой способ подчинения принято называть однородным. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Но восстановить его очень легко.

Рассмотрим другое предложение:

Теперь находим главную и придаточные части, составляем схемы.

[В один зимний полдень, (когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал ) 2 , лакей доложил] 1 , (что его спрашивает какая-то барышня) 3 .

СХЕМЫ СПП с неоднородным (параллельным) подчинением:

Здесь от главной части задаём два разных вопроса: лакей доложил "когда?" и "о чём?". Придаточные части уже не являются однородными, имеют разное значение: одно из них обстоятельственное времени, другое изъяснительное. Такой способ называют параллельным.

Теперь обратимся к последнему примеру.

Только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Приходим к выводу, что придаточные части тоже отвечают на разные вопросы: мелькнуло недоумение "когда?", она узнала "о чём?". Эти вопросы мы задаём не от главной части, а последовательно: от первой придаточной ко второй придаточной части.

[Только раз на её лице мелькнуло недоумение] 1 , (когда она узнала) 2 , (что её пригласили учить не детей , а взрослого , толстого человека ) 3 .

СХЕМЫ СПП с последовательным подчинением:

Этот способ подчинения называется последовательным.

Для самопроверки предлагаем пять предложений. Учтите, что вам может встретиться смешанный тип подчинения, если придаточных частей более двух.

Самопроверка

1)Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы...

2)Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

3)И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

4)Ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

Подсказка!

Здесь цветом выделены союзы, а курсивом - все осложнения:

1. [Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему] 1 , (что она кончила курс в частном пансионе) 2 и (имеет права домашней учительницы) 3 , (что отец её недавно умер от скарлатины) 4 , (мать жива) 5 и (делает цветы) 6 ...

2. [Она извинилась и сказала ] 1 , (что может заниматься только полчаса) 2 , (так как с урока пойдёт прямо на бал) 3 .

3. [И Воротов, глядя на её смущение , понял] 1 , (как для неё дорог был рубль) 2 и (как ей тяжело было бы лишиться этого заработка) 3 .

4. [Ей, по-видимому , не хотелось] 1 , (чтобы её кавалеры знали) 2 , (что у неё есть ученики) 3 и (что она от нужды даёт уроки) 4 .

А теперь давайте перечитаем весь рассказ полностью.

А.П. Чехов

Дорогие уроки

Для человека образованного незнание языков составляет большое неудобство. Воротов сильно почувствовал это, когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой.

Это ужасно! - говорил он задыхаясь (несмотря на свои двадцать шесть лет, он пухл, тяжёл и страдает одышкой). - Это ужасно! Без языков я, как птица без крыльев. Просто хоть работу бросай.

И он решил во что бы то ни стало побороть свою врождённую лень и изучить французский и немецкий языки и стал искать учителей.

В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.

Проси, - сказал Воротов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня. Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.

Очень приятно! Садитесь! - сказал Воротов, задыхаясь и прикрывая ладонью воротник своей ночной сорочки. (Чтобы легче дышалось, он всегда работает в ночной сорочке.) - Вас прислал ко мне Петр Сергеич? Да, да... я просил его... Очень рад!

Договариваясь с m-lle Анкет, он застенчиво и с любопытством поглядывал на неё. Это была настоящая, очень изящная француженка, ещё очень молодая. По лицу, бледному и томному, по коротким кудрявым волосам и неестественно тонкой талии ей можно было дать не больше 18 лет; взглянув же на её широкие, хорошо развитые плечи, на красивую спину и строгие глаза, Воротов подумал, что ей, наверное, не меньше 23 лет, быть может, даже все 25; но потом опять стало казаться, что ей только 18. Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах. Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Итак, Алиса Осиповна, - говорил ей Воротов, - мы будем заниматься ежедневно от семи до восьми вечера. Что же касается вашего желания - получать по рублю за урок, то я ничего не имею возразить против. По рублю - так по рублю...

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода, и, добродушно улыбаясь, поглаживая ладонью сукно на столе, дружелюбно осведомился, кто она, где кончила курс и чем живёт.

Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и даёт уроки.

Она ушла, оставив после себя лёгкий, очень нежный запах женского платья. Воротов долго потом не работал, а сидя у стола, поглаживал ладонями зелёное сукно и размышлял.

«Очень приятно видеть девушек, зарабатывающих себе кусок хлеба, - думал он. - С другой же стороны, очень неприятно видеть, что нужда не щадит даже таких изящных и хорошеньких девиц, как эта Алиса Осиповна, и ей также приходится вести борьбу за существование. Беда!..»

Он, никогда не видавший добродетельных француженок, подумал также, что эта изящно одетая Алиса Осиповна, с хорошо развитыми плечами и с преувеличенно тонкой талией, по всей вероятности, кроме уроков, занимается ещё чем-нибудь.

На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:

Французская грамматика имеет двадцать шесть букв. Первая буква называется А, вторая В...

Виноват, - перебил её Воротов, улыбаясь. - Я должен предупредить вас, мадемуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки... изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.

И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.

Один мой знакомый, - сказал он, - желая изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмём какого-нибудь автора и будем читать.

Француженка с недоумением посмотрела на него. По-видимому, предложение Воротова показалось ей очень наивным и вздорным. Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула, но так как тут был человек взрослый и очень толстый, на которого нельзя было кричать, то она только пожала плечами едва заметно и сказала:

Как хотите.

Воротов порылся у себя в книжном шкафу и достал оттуда истрёпанную французскую книгу.

Это годится? - спросил он.

Всё равно.

В таком случае давайте начинать. Господи благослови. Начнём с заглавия... Memoires.

Воспоминания, - перевела m-lle Анкет.

Воспоминания... - повторил Воротов. Добродушно улыбаясь и тяжело дыша, он четверть часа провозился со словом memoires и столько же со словом de, и это утомило Алису Осиповну. Она отвечала на вопросы вяло, путалась и, по-видимому, плохо понимала своего ученика и не старалась понять. Воротов предлагал ей вопросы, а сам между тем поглядывал на её белокурую голову и думал: «Её волосы кудрявы не от природы, она завивается. Удивительно! Работает с утра до ночи и успевает еще завиваться».

Ровно в восемь часов она поднялась и, сказав сухое, холодное "au revoir, monsieur" (до свидания, сударь - фр.), пошла из кабинета, и после неё остался всё тот нежный, тонкий, волнующий запах. Ученик опять долго ничего не делал, сидел у стола и думал.

В следующие за тем дни он убедился, что его учительница барышня милая, серьёзная и аккуратная, но что она очень необразованна и учить взрослых не умеет; и он решил не тратить попусту времени, расстаться с ней и пригласить другого учителя. Когда она пришла в седьмой раз, он достал из кармана конверт с семью рублями и, держа его в руках, очень сконфузился и начал так:

Извините, Алиса Осиповна, но я должен вам сказать... поставлен в тяжёлую необходимость...

Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чём дело, и в первый раз за всё время уроков её лицо дрогнуло, и холодное, деловое выражение исчезло. Она слегка зарумянилась и, опустив глаза, стала нервно перебирать пальцами свою тонкую золотую цепочку. И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

Я должен вам сказать... - пробормотал он, смущаясь ещё больше, и в груди у него что-то ёкнуло; он торопливо сунул конверт в карман и продолжал:

Извините, я... я оставлю вас на десять минут...

И делая вид, что он вовсе не хотел отказывать ей, а только просил позволения оставить её ненадолго, он вышел в другую комнату и высидел там десять минут. И потом вернулся ещё более смущённый; он сообразил, что этот его уход на короткое время она может объяснить как-нибудь по-своему, и ему было неловко.

Уроки начались опять.

Воротов занимался уж без всякой охоты. Зная, что из занятий не выйдет никакого толку, он дал француженке полную волю, уж ни о чём не спрашивал её и не перебивал. Она переводила, как хотела, по десяти страниц в один урок, а он не слушал, тяжело дышал, и от нечего делать рассматривал то кудрявую головку, то шею, то нежные белые руки, вдыхал запах её платья...

Он ловил себя на нехороших мыслях, и ему становилось стыдно, или же он умилялся и тогда чувствовал огорчение и досаду оттого, что она держала себя с ним так холодно, деловито, как с учеником, не улыбаясь и точно боясь, как бы он не прикоснулся к ней нечаянно. Он всё думал: как бы так внушить ей доверие, познакомиться с нею покороче, потом помочь ей, дать ей понять, как дурно она преподаёт, бедняжка.

Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте, и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто она окутана облаком, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

Он смотрел на её шею и на спину, оголенную около шеи, и, казалось ему, понимал, отчего это француженки пользуются репутацией легкомысленных и легко падающих созданий; он тонул в этом облаке ароматов, красоты, наготы, а она, не зная его мыслей и, вероятно, нисколько не интересуясь ими, быстро перелистывала страницы и переводила на всех парах:

- «Он ходил на улице и встречал господина своего знакомого и сказал: "Куда вы устремляетесь, видя ваше лицо такое бледное, это делает мне больно"».

Memoires давно уже были закончены, и теперь Алиса переводила какую-то другую книгу. Раз она пришла на урок часом раньше, извиняясь тем, что в семь часов ей нужно ехать в Малый театр. Проводив её после урока, Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей. Он не мог допустить, чтобы человек серьёзный, готовящийся к ученой карьере, тяжёлый на подъём, бросил дело и поехал в театр только затем, чтобы встретиться там с малознакомой, не умной, мало интеллигентной девушкой...

Но почему-то в антрактах у него билось сердце, он, сам того не замечая, как мальчик бегал по фойе и по коридорам, нетерпеливо отыскивая кого-то; и ему становилось скучно, когда антракт кончался; а когда он увидел знакомое розовое платье и красивые плечи под тюлем, сердце его сжалось, точно от предчувствия счастья, он радостно улыбнулся и первый раз в жизни испытал ревнивое чувство.

Алиса шла с какими-то двумя некрасивыми студентами и с офицером. Она хохотала, громко говорила, видимо, кокетничала; такою никогда не видел её Воротов. Очевидно, она была счастлива, довольна, искренна, тепла. Отчего? Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она... И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Он поклонился своей учительнице, но та холодно кивнула ему и быстро прошла мимо; ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

После встречи в театре Воротов понял, что он влюблён... Во время следующих уроков, пожирая глазами свою изящную учительницу, он уже не боролся с собой, а давал полный ход своим чистым и нечистым мыслям. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным, ровно в восемь часов каждого вечера она спокойно говорила "au revoir, monsieur", и он чувствовал, что она равнодушна к нему и будет равнодушной и - положение его безнадёжно.

Иногда среди урока он начинал мечтать, надеяться, строить планы, сочинял мысленно любовное объяснение, вспоминал, что француженки легкомысленны и податливы, но достаточно ему было взглянуть на лицо учительницы, чтобы мысли его мгновенно потухли, как потухает свеча, когда на даче во время ветра выносишь её на террасу. Раз он, опьянев, забывшись, как в бреду, не выдержал и, загораживая ей дорогу, когда она выходила после урока из кабинета в переднюю, задыхаясь и заикаясь, стал объясняться в любви:

Вы мне дороги! Я... я люблю вас! Позвольте мне говорить!

А Алиса побледнела - вероятно от страха, соображая, что после этого объяснения ей уж нельзя будет ходить сюда и получать рубль за урок; она сделала испуганные глаза и громко зашептала:

Ах, это нельзя! Не говорите, прошу вас! Нельзя!

И потом Воротов не спал всю ночь, мучился от стыда, бранил себя, напряженно думал. Ему казалось, что своим объяснением он оскорбил девушку, что она уже больше не придёт к нему.

Он решил узнать утром в адресном столе её адрес и написать ей извинительное письмо. Но Алиса пришла без письма. Первую минуту она чувствовала себя неловко, но потом раскрыла книгу и стала переводить быстро и бойко, как всегда:

- «О, молодой господин, не разрывайте эти цветы в моём саду, которые я хочу давать своей больной дочери...»

Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова "memoires", и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.

Лекция 75 Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

План лекции

75.1. Последовательное подчинение придаточных.

75.2. Однородное подчинение придаточных.

75.3. Параллельное подчинение придаточных.

75.1. Последовательное подчинение придаточных

В лекциях 73 и 74 мы говорили о сложноподчиненном предложении, о различных типах придаточных, но в основном обращали внимание только на предложения с одним придаточным. Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных.

В зависимости от того, каким образом эти придаточные присоединяются к главному, сложноподчиненные предложения (СПП) делятся на:

1) СПП с последовательным подчинением придаточных;

2) СПП с однородным подчинением придаточных;

3) СПП с параллельным подчинением придаточных;

4) СПП с различными типами подчинения придаточных.

Проанализируем предложение:

Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). В данном предложении к обоим придаточным мы задаем вопрос с конца предыдущей части.

Рассмотрим еще несколько предложений с последовательным подчинением придаточных.

Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения.

Хочу обратить внимание еще на один тип сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. Этот случай достаточно сложный, поэтому обратите на него особое внимание.

[Я подумал] 1 , (что впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки) 2 , (если в сию решительную минуту не переспорю старика) 3 .

Теперь попробуйте самостоятельно начертить схемы нескольких предложений. Для этого вам необходимо перетягивать различные элементы из нижнего поля в таблицу.

1) Она писала ему, что решилась ускорить свой отъезд из Дрездена, потому что здоровье ее тетки совершенно поправилось.

2) Мечику не верилось, чтобы Левинсон был действительно таким, каким изобразил его Чиж.

3) Она глядела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то, чего давно ожидали.

75.2. Однородное подчинение придаточных

Об однородном подчинении придаточных мы говорит в том случае, если в сложноподчиненном предложении все придаточные

  • относятся к одному и тому же слову главной части,
  • являются однотипными,
  • связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Рассмотрим несколько примеров.

В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден:

[Она пошла вместе с ним, довольная] 1 , (что угодила ему) 2 и (теперь может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика) 2 .

Между однородными придаточными стоит соединительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство (союз ЧТО), но он легко может быть восстановлен:

[Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение], (чему посвящено произведение) и (кем оно создано).

А сейчас попробуйте из рассыпавшихся простых предложений собрать сложные с однородным подчинением придаточных. Обращайте внимание на смысл предложения.

75.3. Параллельное подчинение придаточных

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных встречается в двух случаях:

  • если придаточные присоединяются к одному слову главной части, но являются разными по семантике ;
  • придаточные одинаковые по значению, но относятся к разным словам главной части.

Рассмотрим оба случая на примерах.

(Так как мы никогда не держали птиц) 1 , [то я понял] 2 , (что эта клетка принадлежит новому жильцу) 3 .

В этом предложении главной является вторая часть, оба придаточных зависят от одного и того же слова, но при этом являются разными по значению: 1 часть - это придаточное причины, а 3 часть - придаточное изъяснительное. Изобразим теперь это предложение схематично.

Обратите внимание на то, что схема очень похожа на схему сложноподчиненного предложения с однородными придаточными, но вопросы задаются при этом разные.

Теперь рассмотрим предложение с придаточными, одинаковыми по значению, но относящимися к разным словам главной части.

Оба придаточных в данном предложения являются изъяснительными, соединяются одинаковыми союзами, но при этом зависят от разных слов.

Укажите номера сложноподчиненных предложений с параллельным подчинением придаточных. В случае неверного ответа обязательно прочтите всплывающий комментарий.

Дата: 2010-05-22 10:47:52 Просмотров: 25389

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причи­ну, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

Виды сложных бессоюзных предложений.

Наиболее широко распространена классификация видов бессоюзных предложений по лексическому значению. В соответствии с этим выделяют следующие СБП:

- пояснительные СБП:

На улице творилось что-то непонятное: внезапно послышался невероятный шум.

- СБП со значением последовательности:

Из-за туч выглянуло весеннее солнце, быстро потеплело.

- дополнительные СБП:

Он решил выйти на работу: нужно было выйти вместо заболевшего напарника.

- СБП со значением условия:

Вернусь домой – выгоню всех приживал.

- СБП со значением причины:

Раздался шум открывающейся двери: Вика вернулась с учебы.

- СБП со значением времени:

Солнце взошло – птички весело зачирикали.

- СБП со значением сопоставления:

Делу время – потехе час.

- СБП со значением следствия:

Телевизор сломался: произошел скачок напряжения.

Прямая речь и ее оформление на письме.

Оформление прямой речи

1. Прямую речь нужно выделять кавычками.

3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или восклицательный знак и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью:

"Я тебя никому не отдам", – взволнованно прошептал Антон.

"Кто там?" – испуганно спросил Пашка.

"Бежим скорее!" – крикнул Сережа.

2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов – точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так.

Имеющие придаточные элементы, разделяются на несколько групп. Всего их три. В речи может встречаться выражение сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных, неоднородным (параллельным) и последовательным. Далее в статье рассмотрим особенности одной из указанных категорий. Что собой представляет сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?

Общие сведения

Однородное подчинение придаточных (примеры таких конструкций будут приведены ниже) представляет собой выражение, в котором каждая часть относится к основному элементу или к определенному слову в нем. Последний вариант имеет место, если дополнительный компонент распространяет только определенную часть главного. Предложения с однородным подчинением придаточных имеют ряд особенностей. Так, распространяющие элементы однотипны, то есть отвечают на одинаковый вопрос. Обычно их связывают друг с другом сочинительными союзами. Если у них значение перечисления, то связь бессоюзная, как и у однородных членов. Вот, в целом, что значит однородное подчинение придаточных.

Связь в контексте

1. Притихшие мальчишки смотрели вслед автомобилю /1, пока тот не уехал за перекресток /2, пока поднятая им пыль не рассеялась /3, пока сам он не превратился в клубок пыли /4.

Попав в госпиталь, он вспоминал, как их внезапно атаковали фашисты, и как все попали в окружение, и как у отряда получилось попасть к своим.

3. Если союзы "ли... или" используются как повторяющиеся конструкции (в примере можно изменить на ли), связанные с ними однородные придаточные разделяют запятой.

Было невозможно понять, был ли это пожар, или же начинала всходить луна. - Было невозможно понять, был ли это пожар, начинала ли всходить луна.

Структуры с комбинированным соединением

Предложение с многочисленным однородным подчинением придаточных встречается в нескольких вариантах. Так, возможно вместе например. По этой причине, осуществляя разбор, не нужно сразу составлять общую схему или спешить расставлять знаки препинания.

Анализ контекста

Однородное подчинение придаточных разбирается по определенной схеме.

1. Выделяя грамматические основы, считают количество простых элементов, входящих в состав конструкции.

2. Обозначают все и союзные слова и, опираясь на это, устанавливают придаточные и главное предложение.

3. Главный элемент определяется для всех дополнительных. В результате образуются пары: основное-придаточное.

4. На основе построения вертикальной схемы определяется характер подчинения придаточных конструкций. Оно может быть параллельным, последовательным, однородным, комбинированного типа.

5. Строится горизонтальная схема, опираясь на которую расставляют знаки препинания.

Разбор предложения

Пример: Спор заключается в том что если ваш король будет здесь три дня то вы безоговорочно обязаны выполнить то что я вам скажу а если он не останется то мной будет выполнен любой приказ который вы мне дадите.

1. Это сложноподчиненное предложение содержит в себе семь простых: Спор заключается в том /1 что /2 если ваш король будет здесь три дня /3 то вы безоговорочно обязаны выполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то мной будет выполнен любой приказ /6 который вы мне дадите /7.

1) спор заключается в том;

2) если ваш король будет здесь три дня;

3) что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

4) что я вам скажу;

5) если он не останется;

6) то мной будет выполнен любой приказ;

7) который вы мне дадите.

2. Главным предложением является первое (спор заключается в том), остальные относятся к придаточным. Лишь шестое предложение вызывает вопрос (то мной будет выполнен любой приказ).

3. Это сложноподчиненное предложение разбивается на следующие пары:

1->2: спор заключается в том, что... то вы безоговорочно обязаны выполнить то;

2->3: вы безоговорочно обязаны выполнить то, если ваш король будет здесь три дня;

2->4: вы безоговорочно обязаны выполнить то, что я вам скажу;

6->5: мной будет выполнен любой приказ, если он не останется;

6->7: мной будет выполнен любой приказ, который вы мне дадите.

Возможные сложности

На приведенном примере несколько затруднительно понять, какого типа шестое предложение. В данной ситуации нужно посмотреть на сочинительный союз "а". В сложном предложении он, в отличие от подчинительного соединительного элемента, может находиться не рядом с относящимся к нему предложением. Исходя из этого, необходимо понять, какие простые элементы связывает данный союз. Для этого оставляются только предложения, содержащие противопоставления, а остальные убираются. Такими частями являются 2 и 6. Но поскольку предложение 2 относится к придаточным, то 6 тоже должно быть таким, так как с 2 оно связано сочинительным союзом. Проверить это несложно. Достаточно вставить союз, который имеет предложение 2, и связать им 6 с главным, относящимся к 2. Пример: Спор заключается в том, что мной будет выполнен любой приказ. Исходя из этого, можно сказать, что в обоих случаях присутствует однородное подчинение придаточных, только в 6 опущен союз "что".

Вывод

Получается, что это предложение сложноподчиненное с однородно связанными придаточными (2 и 6 предложения), параллельно (3-4, 5-7) и последовательно (2-3, 2-4, 6-5, 6-7). Чтобы расставить знаки препинания, требуется определить границы простых элементов. При этом учитывается возможное сочетание на границе предложений нескольких союзов.