Ротация государственных гражданских служащих. Пробелы. Вопросы. Нормативно-правовые проблемы осуществления. Что такое ротация кадров Что такое ротация государственных гражданских служащих

Глава государства подписал закон, устанавливающий ротацию чиновников.

Теперь начальникам не придется долго засиживаться на одном месте: каждые три-пять лет человека будут ждать дорога дальняя и кресло в казенном доме.

В первую очередь под ротацию должны попадать руководители контрольных и надзорных органов. Речь не только о прокуратуре: за порядком в стране наблюдает большая масса граждан начальников.

Например, федеральная инспекция труда смотрит, как работается людям. Санэпидстанция контролирует, чтобы не заводились крысы. А налоговая инспекция считает наши деньги. И так далее, и тому подобное. Простой обыватель может и не знать названия тех десятков ведомств, которые выписывают грозные предписания в той или иной сфере. Однако они есть, и они действуют.

Нередко бывает, что руководитель районного звена какой-нибудь незнаменитой инспекции сидит на своем месте так хорошо и долго, что врос не только корнями в землю (точнее - в кресло), но коттеджами, лимузинами, банковскими счетами.

Любая, пусть и маленькая должность с полномочиями может приносить совсем немалые доходы. Это не секрет.

Потому и нужна ротация. Как задумывается, она не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями. В последнее время из-за активности правоохранителей взятка стала чуть ли не глубоко интимным делом: ее можно взять только от хорошо знакомого человека. И то есть риск, что схватят. А с незнакомым прокурором-варягом, приезжим рыбинспектором, как считают сторонники ротации, договариваться будет гораздо трудней.

Любопытная цитата. Еще в советские годы один писатель заметил: "Осенью на Дальнем Востоке браконьеры ловят рыбу, рыбинспекторы ловят браконьеров. Но и у тех, и у других на зиму бочка икры в сарае". А все потому, что и рыбаки, и рыбинспекторы зачастую сидели за одними партами в школах.

Теперь закон устанавливает сроки и порядок проведения ротации гражданских служащих. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем ведомства.

Обязать к перемене мест могут и чиновников из обычных ведомств, не являющихся контрольными и надзорными. Но здесь решение будет приниматься отдельно.

Согласно закону, на федеральном уровне должен быть установлен перечень должностей, подлежащих ротации.

В список "перелетных" должны быть обязательно включены руководители территориальных подразделений ведомств, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, занимающих иные должности, тоже может проводиться. Закон разрешает президенту и правительству составить такие списки.

При переводе на новое место службы чиновнику оплатят все расходы, связанные с переездом, в том числе контейнеры для вещей.

На новом месте гражданину начальнику предоставят служебное жилье или будут доплачивать, чтобы он смог снять подходящую квартиру.

В отдельных случаях закон разрешает чиновнику отказаться от переезда. На это у него могут быть две причины. Первое: человек болен, и переезд ему противопоказан. Второе: кто-то из родных не сможет жить в новой местности.

Для реализации закона потребуется выделение из федерального бюджета 322,5 миллиона рублей в расчете на год. В связи с этим федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

В случае отказа от предложенной должности по ротации по указанным причинам чиновнику не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Однако на практике должность могут и не предложить. Так что человеку придется выбирать: либо семья, либо карьера. Кстати, многие чиновники ведомств, где предусмотрена ротация, часто отказываются от переезда или участия в списках на выдвижения именно потому, что не хотят оказаться неизвестно где.

Но и от служебного роста люди в таком случае отказываются. Наверх идут легкие на подъем.

О.Л. Лобанова,
специалист по работе с кадрами, г. Ярославль

Успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти. В свою очередь их эффективность напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.

Кадры решают все!

Суть государственной кадровой политики состоит:
- в привлечении, закреплении и эффективном использовании на государственной (муниципальной) службе высококвалифицированных специалистов;
- в создании условий по реализации ими своего профессионального потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечении на этой основе эффективного функционирования органов государственной власти.
Под кадровой политикой на государственной (муниципальной) службе понимаются общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным (муниципальным) служащим, по их подбору, подготовке и использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных, качественных потребностях в кадрах государственных (муниципальных) служащих на основе принципов государственной (муниципальной) службы.
Главной целью государственной кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственного аппарата.
Основным нормативным актом, в котором закреплены общие положения и направления по работе с кадрами в системе госслужбы является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон № 79-ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, включая требования к должностным регламентам, порядку предоставления государственных гарантий и т. д. Например, в статье 60 Закона № 79-ФЗ перечислены приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, а именно:
- профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка;
- содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
- ротация гражданских служащих;
- формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
- оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
- применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Рассмотрим более подробно процедуру ротации гражданских служащих, которая с 1 января 2013 года становится обязательной кадровой технологией при прохождении госслужбы, для отдельных категорий чиновников.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018)"О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.

В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории "руководители" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.

В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).

Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке - за три месяца.

Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).

Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).

Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации

Добрый день, Марк!

Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:

Законом N 58-ФЗ;

Законом N 79-ФЗ;

Рекомендациями Минтруда России от 30.04.2013 "Методические рекомендации - 3.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" (далее - Рекомендации).

Ротация - это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 2.2 Рекомендаций). Ее цель - повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Важно! Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания (п. 2.3 Рекомендаций).

В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории "руководители", обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).

Перечни указанных должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, если эти органы находятся в подчинении Президента РФ или Правительства РФ.

Если территориальный орган федерального органа исполнительной власти находится в ведении федерального министерства, перечни утверждаются руководителем федерального органа по согласованию с федеральным министром (ч. 2.1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 3.3 Рекомендаций).

Ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации в данном случае является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ. Указанные перечни формируются на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).

В федеральных органах исполнительной власти ротация может проводиться по должностям, перечень которых формируется на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти и утверждается Президентом РФ или Правительством РФ (п. п. 1, 2 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация в других федеральных государственных органах возможна по утвержденным Президентом РФ перечням должностей, которые формируются на основе предложений руководителей этих органов в порядке, установленном Президентом РФ (п. 3 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа (в случаях, указанных в ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, необходимо согласование с федеральным министром) (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ). Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Пример составления проекта плана приведен в Рекомендациях. Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).

Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ (ч. 10 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

При проведении ротации гражданского служащего необходимо учитывать, в частности, следующее (п. 2.2 Рекомендаций):

Уровень его квалификации;

Его профессиональное образование;

Стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.

Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы. При этом учитываются уровень квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Такие выводы следуют из ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.

Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).

Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 8 ст. 60.1 данного Закона).

При отказе от замещения должности по указанным причинам гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Такие выводы следуют из ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.